Нижний Новгород. 24 января. ИНТЕРФАКС-ПОВОЛЖЬЕ - Предлагаемый к обсуждению проект концепции поддержки развития педагогического образования в России предполагает изменения, которые серьезно скажутся на подготовке педагогов, заявил один из авторов концепции, ректор Нижегородского государственного педагогического университета им. К.Минина Александр Федоров.
"В частности, должна будет возникнуть в течение долгого срока, выходящего даже за пределы концепции (это займет не менее 15, может быть, 17 лет), новая система разделения педагогического труда. Учитель-предметник должен быть освобожден от несвойственных ему функций", - сообщил он на пресс-конференции в пресс-центре агентства "Интерфакс-Поволжье" в Нижнем Новгороде в пятницу.
А.Федоров рассказал, что концепция предусматривает понятия системы прикладного и универсального бакалавриата в педагогической подготовке: первый должен обеспечить формирование именно практических навыков освоения студентом-педагогом того объема школьной программы, который ему необходимо донести своим будущим ученикам; а универсальный бакалавриат предполагает углубленное изучение одного или двух предметов.
По словам ректора, педагогическая магистратура будет формировать педагога-исследователя, который разбирается в 1-2 специальных темах, в 1-2 специальных предметах от определенной отрасли научного знания.
А.Федоров сообщил также о предполагаемом постепенном введении так называемой педагогической интернатуры - сопровождения молодого учителя после получения диплома о высшем образовании.
"На срок от одного до трех лет будет создаваться система наставничества в обязательном порядке и от вуза, и от школы", - уточнил он.
А.Федоров отметил, что, согласно проекту концепции, кардинальное изменение претерпит система практик студентов педагогических направлений подготовки.
"На практику в системе нового прикладного бакалавриата педагогической подготовки будет выделяться не менее 1,5 тыс. часов за год. Наш вуз на эту систему переходит уже сейчас, с 1 января", - сказал он.
Ректор пояснил, что студент-педагог начиная со второго семестра первого курса обучения будет бывать в школе, чтобы с группой учеников под надзором преподавателя и учителя формировать собственный микропроект, который затем облачится в курсовую и дипломную работу.
"То есть традиционная курсовая и дипломная работа будет постепенно уходить для студента-педагога, а на первый план будет выдвигаться практическая деятельность", - отметил он.
По словам А.Федорова, в рамках концепции поставлена задача обеспечения всех уровней педагогической деятельности высшим образованием.
"Все уровни профессиональной деятельности - учителя, педагога, воспитателя - должны быть обеспечены высшим образованием. То есть воспитатель в детском саду, учитель начальных классов должны будут иметь высшее образование в рамках прикладного или международного универсального бакалавриата", - сказал он.
При этом, отметил разработчик концепции, требование о наличии высшего педагогического или психолого-педагогического образования будет общим как для абитуриентов, так и тех, кто уже занимается педагогической деятельностью.
"Здесь главное - вопрос логистики организации подготовки и переподготовки. Учитель, воспитатель, проработавший какое-то время после окончания педколледжа, но не имеющий высшего образования, старается его получить, причем мотивация у него гораздо более жесткая, чем у какого-либо абитуриента", - сказал он.
Говоря о судьбе педагогических колледжей, А.Федоров отметил, что их учащиеся могут проходить часть подготовки в рамках прикладного бакалавриата вузовской программы, которая обеспечивается вузом.
Человек, получающий классическое высшее образование, по словам А.Федорова, может получить магистерское педагогическое образование либо со второго курса классического университетского образования параллельно получать высшее педагогическое.
"Авторы концепции, в том числе и я, считаем, что эти начальные изменения потянут за собой целую серию других важных изменений и позволит нам сформировать то, что мы называем условно учителем будущего", - подытожил А.Федоров.
В то же время, отметил он, в итоговом тексте концепции отсутствуют разделы "образ будущего" и "риски". "А риски достаточно велики. Она (концепция - ИФ) требует серьезных финансовых средств, она требует консолидации деятельности (что сейчас происходит очень тяжело) между федеральным и региональным бюджетами", - считает А.Федоров.
Проект концепции планируется рассмотреть на федеральном уровне в феврале. По словам А.Федорова, 5 февраля в Москве его обсудит учебно-методическое объединение вузов по педагогическому образованию, 6 февраля - в Государственной думе РФ, а 18 февраля концепция должна быть утверждена на коллегии министерства образования и науки РФ.
"Будут отобраны 20 вузов, которые будут пилотами в 2014-2015 гг. в ее реализации. Мы, естественно, будем стараться в нее войти", - добавил ректор.