Поволжье / Точка зрения 26 августа 2009 г. 17:11

"АвтоВАЗ": смена рулевых

Interfax-Russia.ru - Президент "АвтоВАЗа" Борис Алешин покидает пост главы компании. Параллельно на базе Волжского автозавода и " КАМАЗа" создается новый автохолдинг.

Во вторник "АвтоВАЗ" официально подтвердил информацию об уходе президента компании. В сообщении пресс-центра автопредприятия указано, что Алешин покидает пост главы компании "в связи с переходом на другую работу".

По информации источника "Интерфакса" в автомобильной отрасли, Алешин рассчитывает занять пост генерального директора ФГУП "Центральный аэрогидродинамический институт".

Заявление Алешина о намерении освободить должность главы "АвтоВАЗа" будет рассмотрено на заседании совета директоров, которое состоится в ближайшее время. В пресс-релизе автопредприятия уточняется, что Алешин "продолжит участие в жизнедеятельности автозавода, оставаясь членом совета директоров ОАО "АвтоВАЗ".

Между тем, заместитель директора "Ростехнологий" (контролируют блокпакет "АвтоВАЗа" - ИФ) Игорь Завьялов в интервью каналу "Вести-24" заявил, что Алешин покинет совет директоров ОАО "АвтоВАЗ", а вопрос о новом президенте компании совет директоров может рассмотреть уже 28 августа.

До момента принятия решения советом директоров обязанности президента компании будет выполнять исполнительный вице-президент автозавода Игорь Комаров. Его же "Ростехнологии" предлагают на пост главы автопредприятия.

Впрочем, новость об отставке президента "АвтоВАЗа" не стала сенсацией. Масштабные кадровые перестановки в руководстве "АвтоВАЗа" начались еще в конце мая, когда компанию покинул старший вице-президент по финансам Сергей Фомин, на место которого пришел бывший руководитель блока финансов и экономики ОАО ''ГМК ''Норильский никель'' Олег Лобанов. Исполнительным вице-президентом "АвтоВАЗа" был назначен представитель "Ростехнологий" Игорь Комаров, взявший на себя часть функций президента компании и сменивший в правлении компании представителя французского акционера Renault Яна Венсана. В это же время в отрасли возобновились разговоры о грядущем уходе Алешина.

Потом в правлении компании и вовсе начались сокращения. Были сокращены должности старшего вице-президента по персоналу и вице-президента по социальной политике. Занимавшие эти должности Сергей Наумов и Иван Филиппов переведены на посты вице-президента по персоналу и социальной политике и директора по данному направлению соответственно. В августе из компании ушел вице-президент по маркетингу Алексей Криворучко. Помимо этого, компания сократила остававшиеся незанятыми должности старшего вице-президента по стратегии, вице-президента по дизайну и вице-президента по качеству.

Однако ни сокращения менеджмента, ни перестановки в руководстве "АвтоВАЗа", ни беспрецедентная поддержка автогиганта государством - 25 млрд рублей госпомощи, которые были израсходованы в основном на погашение долгов - не помогли автозаводу. Главный конвейер предприятия уже полгода работает в одну смену, периодически уходя на затяжные каникулы, поставщики грозятся обанкротить компанию, появились сообщении о грядущих массовых увольнениях.

Ответы на вопросы о причинах сложной ситуации на автогиганте эксперты практически единодушно советовали искать не только в последствиях глобального экономического кризиса, но и в работе топ-менеджеров "АвтоВАЗа".

"Нынешнее руководство "АвтоВАЗа" мало что сделало для предприятия, занимаясь, в основном, лишь лоббированием финансовых интересов компании, вместо того, чтобы сосредоточиться на реструктуризации", - заявил Interfax-Russia.ru лидер Движения автомобилистов России, депутат Госдумы РФ Виктор Похмелкин.

По его мнению, отставка Алешина свидетельствует о проявлении кризиса на "АвтоВАЗе", в том числе кризиса государственной позиции в отношении автопроизводителей. "Пример "АвтоВАЗа", которому не помогли ни существенная государственная поддержка в виде многих миллиардов рублей, ни решение о повышении таможенных пошлин на иномарки свидетельствует о том, что проблемы в автопроме лишь обостряются", - отметил наш собеседник.

"Он много говорил, много обещал, но мало что делал, - прокомментировал, в свою очередь, "Российской газете" уход Алешина член совета ветеранов, экс-генеральный директор международной ассоциации дилеров ОАО "АвтоВАЗ" Юрий Целиков.- Во многом благодаря Алешину завод лишился зарубежной дилерской сети, которая была признана непрофильным активом. К примеру, на Украине в настоящее время нет ни одной станции, которая бы принадлежала Волжскому автозаводу. А развивать торговлю, а, значит, и наращивать производство без собственной дилерской сети очень непросто".

На отставку президента автопроизводителя возлагают большие надежды и смежники автозавода. "Думаю, уход Алешина - это сигнал, что "АвтоВАЗу" больше не грозит банкротство, что государство намерено помочь заводу справиться с проблемами, - считает еще один собеседник "Российской газеты" - генеральный директор Ульяновского прибороремонтного завода, одного из поставщиков "АвтоВАЗа" Геннадий Полиенко. - Теперь мы ждем нового сигнала - кто встанет у руля завода, какую политику будет проводить новая команда. Главное для новой команды - это решить структурные и кадровые проблемы, которые в конечном итоге и стали причиной той ситуации, в которой завод сейчас находится".

По мнению президента компании экспертного консультирования "Неокон" Михаила Хазина, что изменится для "АвтоВАЗа" со сменой руководства - "пока непонятно". "Можно было бы считать, что отставка - это наказание за плохую работу, но уже объявлено, что Алешин получил новое назначение. Так что никаких выводов сделать тут пока нельзя", - прокомментировал Interfax-Russia.ru Хазин.

Стоит отметить, что отставка Алешина произошла на фоне решения "Ростехнологий" создать новый автохолдинг на базе "КАМАЗа", "АвтоВАЗа" и "Автодизеля" (входит в группу "ГАЗ" - ИФ), возглавить который предложено гендиректору "КАМАЗа" Сергею Когогину.

Для консолидации активов в автомобилестроительной отрасли "Ростехнологии" учредили ООО "Автоинвест-холдинг" с уставным капиталом 847 тыс. рублей. На баланс этой компании будут переданы пакеты акций автозаводов, принадлежащих госкорпорации - 37,8% "КАМАЗа", 25% "АвтоВАЗа" и 30% "Автодизеля". На базе активов "АвтоВАЗа" будет организован "легковой" субхолдинг, на базе "КАМАЗа" - "грузовой". Еще один субхолдинг, специализирующийся на производстве автокомпонентов, будет создан на базе профильных активов "Ростехнологий", четвертый будет специализироваться на производстве силовых агрегатов, его основу составят "Автодизель" и Тутаевский моторный завод

Кстати, именно идея объединения "ГАЗа", "КАМАЗа" и "АвтоВАЗа" легла в основу концепции развития отечественной автомобильной отрасли, которую Алешин, будучи главой Роспрома, представил еще в 2006 году президенту РФ.

Специалисты осторожно оценивают эту инициативу. "Что касается объединения - в мире немного концернов, которые объединяют производство легковых и грузовых автомобилей, нет уверенности, что это приведет к повышению управляемости и эффективности", - полагает Михаил Хазин. "Другое дело, что менеджеры "КАМАЗа" оказались более эффективными, чем "АвтоВАЗа", поэтому их использование осмысленно", - добавил собеседник Interfax-Russia.ru.

Впрочем, как считает Виктор Похмелкин, объединение "АвтоВАЗа" и "КАМАЗа" - не рыночное решение и их слияние может только усугубить проблемы обоих автопредприятий. Кроме того, считает он, "время для спасения "АвтоВАЗа" безнадежно упущено, и объединение нескольких автопроизводителей в один холдинг ничего не даст".

По его мнению, не стоит рассчитывать на то, что можно выжить за счет старой продукции "АвтоВАЗа": "Традиционная продукция автопредприятия обречена". "В современных условиях смогут выжить лишь совместные предприятия - те производства, которые связаны с привлечением иностранных инвестиций, иностранных технологий", - уверен эксперт.

Обозреватель Анастасия Николаева