Поволжье / Точка зрения 11 февраля 2011 г. 18:38

Дороги, которые не выбирают

Interfax-Russia.ru – Самара, Пермь, Уфа, Нижний Новгород и Казань попали в группу регионов с самыми опасными дорогами. Эксперты утверждают, что дорожная безопасность в России ухудшается.

Годовой рейтинг безопасности дорог составили эксперты межрегионального общественного центра (МОЦ) "За безопасность российских дорог". В рейтинге проанализированы данные 25 российских регионов по аварийности на дорогах, числу погибших и пострадавших при ДТП. Расчеты велись с учетом общего числа автомобилей в России и численности населения в регионах.

Из поволжских городов в группу субъектов с самыми безопасными дорогами попали Ульяновск, Саратов и Пенза. В этих городах, по данным центра, индекс безопасности составляет 6,65, 20,5 и 24,08 соответственно. Данный индекс рассчитывается как отношение числа ДТП, произошедших из-за плохих дорог ("дорожных" ДТП), к общему количеству аварий. Для сравнения, среднероссийский показатель - 21%.

Ульяновск, отмечают эксперты, находится в верхних строчках рейтинга благодаря новой политике городских властей - в этом регионе серьезно пересмотрели методы уборки снега и взяли на вооружение современные технологии.

В группу регионов с удовлетворительным состоянием дорожной безопасности вошли Ижевск, Киров и Оренбург с индексами безопасности 30,77, 33,52 и 44,23.

А наиболее опасные дороги, по данным центра, в Самаре (индекс безопасности 54), Перми (56,23), Уфе (70,6), Нижнем Новгороде (79,04) и Казани (83,88). Здесь, согласно рейтингу, дорожные проблемы решают медленно, а каждый обильный снегопад превращается в стихийное бедствие. Причем в Самаре самый высокий процент местных жителей, недовольных состоянием городских дорог – 70%. Положение Казани и Уфы внизу рейтинга эксперты объясняют лидерством Башкирии и Татарстана в Приволжском федеральном округе по числу погибших в "дорожных" ДТП в 2010 году − 125 и 131 человек соответственно.

"Дорожная безопасность в России продолжает ухудшаться. В 2009 году в "дорожных" авариях погибло 5 тыс. 98 человек, а в 2010 – 5 тыс. 889", - подчеркивает директор центра "За безопасность российских дорог" Дмитрий Леонтьев. По его словам, только за год в России доля ДТП из-за плохих дорог возросла с 18,7% до 21%.

"Возможно, в 2011 году, когда заработают дорожные фонды, и увеличится финансирование дорожного хозяйства, ситуация выправится", - предположил Леонтьев.

Дорожный фонд в России упразднили около 10 лет назад. Как поясняла глава Минэкономразвития РФ Эльвира Набиуллина, его ликвидировали по двум причинам. Во-первых, он финансировался за счет оборотного налога, "который подорвал экономическую активность". Во-вторых, возникало много вопросов к прозрачности расходования средств из этого фонда.

Вместе с тем, по словам министра, после ликвидации дорожного фонда исчез и механизм стабильного, долгосрочного финансирования строительства дорог. "Строительство дорог нуждается в таких механизмах, поэтому выделение такого фонда - а это бюджетный фонд по типу инвестиционного фонда - способ "окрашивания" доходов, которые будут идти на расходы только инфраструктурного характера, для того, чтобы дать минимальные гарантии по обеспечению финансирования проектов строительства дорог", - заявляла Набиуллина на совещании 20 мая 2010 года, посвященном вопросу строительству автодорог в РФ.

Восстановить дорожный фонд еще в конце 2009 года предложил президент РФ Дмитрий Медведев. "Я хотел бы, чтобы мы вернулись к этой идее и по серьезному ее продумали, включая и возможность привязки этой идеи к конкретным источникам финансирования, таким, как акцизы на бензин и транспортный налог", - заявил глава государства. Он также предложил продумать, как повысить эффективность и прозрачность администрирования и управления в данной сфере.

Меньше года понадобилось на то, чтобы идею президента Минфин и Минтранс оформили в соответствующее предложение, которое Медведев одобрил в конце июля 2010 года.

Как пояснял министр финансов РФ Алексей Кудрин, дорожный фонд РФ будут пополнять за счет поступлений акцизов на ГСМ. Так, в правительстве договорились зафиксировать уровень расходов на дорожное строительство и содержание дорог в 2010 году в размере 280 млрд рублей и увеличивать эту сумму с 2011 года на объем поступлений акцизов на ГСМ.

Минфин подготовил законопроект, в соответствии с которым планируется в 2011-2013 годах увеличивать ставку акцизов на ГСМ на 1 рубль на 1 литр подакцизного товара ежегодно. С учетом данного повышения общий объем дорожного фонда в 2011 году составит 377 млрд рублей, в 2012 году - 348 млрд рублей, в 2013 году - 408 млрд рублей.

От повышения акцизов на ГСМ в 2011 году бюджет получит дополнительно 82,9 млрд рублей, в 2012 году - 174 млрд рублей и в 2013 году - 279 млрд рублей. При этом уже в текущем году 34 млрд рублей из этих средств предлагалось передать в бюджеты регионов для финансирования строительства и ремонта региональных дорог. В 2012 году эта сумма должна увеличиться до 87 млрд рублей, в 2013 году она составит 139,7 млрд рублей.

Помимо общефедерального правительство РФ также планирует стимулировать власти регионов создавать региональные дорожные фонды. Например, премьер-министр РФ Владимир Путин предложил передавать средства от увеличения акцизов на бензин только в те регионы, где созданы дорожные фонды. Подчеркнув, что дороги постепенно приходят в упадок, премьер отметил, что региональные дорожные фонды позволят регионам создать стабильную дорожную систему.

8 февраля Госдума в связи с созданием дорожных фондов приняла в первом чтении поправки в Бюджетный кодекс РФ и ряд законодательных актов. В частности, Бюджетный кодекс РФ предлагается дополнить новой статьей, определяющей правовые основания создания дорожных фондов. Эта статья предлагает формировать федеральный дорожный фонд в составе федерального бюджета. При этом базовый объем бюджетного финансирования фонда составит 254,1 млрд рублей.

Фонд будет формироваться за счет акцизов на бензин, при этом с 1 января 2014 года предлагается в федеральный бюджет зачислять 28% акцизов на бензин, оставшиеся 72% - в региональные бюджеты.

Фонды также будут формироваться за счет платы, взимаемой с владельцев автотранспорта тяжелее 12 тонн за вред причиняемый федеральным дорогам, платы с автомобилей, перевозящих тяжеловесные и крупногабаритные грузы, а также штрафов за невнесение этой платы. В 2012 году Минфин РФ рассчитывает за счет введения платы за вред федеральным дорогам крупнотоннажным транспортом массой свыше 12 тонн получить 3 млрд рублей, в 2013 году - 10 млрд рублей.

Кроме того, в дорожный фонд предлагается направлять доходы от использования имущества федеральных дорог, сдачи в аренду земли в зоне отвода федеральных дорог, сборы за проезд по автомобильным дорогам России транспорта, зарегистрированного за пределами нашей страны.

В свою очередь субъекты РФ будут самостоятельно решать, за счет каких средств содержать свои дорожные фонды. И если федеральный дорожный фонд будет создан в 2011 году, то региональные дорожные фонды должны появиться не позднее 1 января 2012 года.

Сам законопроект о создании дорожных фондов депутаты Госдумы рассчитывают принять в марте-апреле 2011 года.

Как полагает спикер Совета Федерации Сергей Миронов, создание федерального дорожного фонда позволит за пять лет привести в порядок 85% российских автотрасс. По его словам, в условиях глобальных задач по развитию сети автодорог в России дорожный фонд необходим как эффективный финансовый инструмент.

"Это будет прорыв для транспортной инфраструктуры России, и следующим вполне логичным шагом должно стать восстановление региональных дорожных фондов со схемой финансирования 50 на 50 федеральным центром", - заявил Миронов "Интерфаксу". Такой вариант, по его мнению, является оптимальным, поскольку из федерального бюджета будет выделяться сумма, равная той, которую потратит регион на содержание своих дорог.

Кроме того, считает спикер, необходимо оставлять в региональных бюджетах все 100% от сборов акцизов на горюче-смазочные материалы. "Все дороги из центра не построишь и не отремонтируешь. Регионы должны иметь собственные финансовые инструменты для поддержания и развития дорожного хозяйства", - уверен Миронов.

Он считает, что планируемые объемы финансирования создаваемого дорожного фонда позволяют активно развернуть дорожное строительство по всем стратегическим направлениям.

Вместе с тем, убежден спикер Совета Федерации, недостаточно только выделять деньги на развитие дорог, необходимо внедрять новые управленческие и инженерные решения, изменить политику строительства дорог. То есть, по его мнению, необходимо сделать все, чтобы выделяемые средства расходовались эффективно, а не просто продолжалось столь популярное в России "закатывание рублей в асфальт".

Обозреватель Анастасия Николаева