Точка зрения 11 ноября 2009 г. 14:32

Духовный эксперимент

Interfax-Russia.ru – Правительство России утвердило план проведения эксперимента по преподаванию основ религии и светской этики, в котором примут участие три поволжских региона.

        Попытки ввести изучение основ религии в российских школах не прекращаются на протяжении нескольких последних лет. Как правило, регионы самостоятельно разрабатывают для себя соответствующие учебные материалы.

            Так, в Татарстане еще в 2007 году группа специалистов Минобрнауки Татарстана, института Российской истории РАН и Института истории имени Ш.Марджани Академии наук Татарстана разработала и предложила в качестве эксперимента для старшеклассников учебник "История религий", в котором содержатся сведения о христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. И хотя учебник, изданный под редакцией члена-корреспондента РАН Андрея Сахарова, является светским изданием, однако получил положительные отклики и представителей основных конфессий России, и родителей. Только в минувшем учебном году предмет факультативно в кружках изучали около 3,6 тыс. старшеклассников 155 школ республики.

            Менее удачным оказался эксперимент нижегородского Минобразования – в прошлом году в ряде школ Нижегородской области также стали преподавать историю религий, однако учебно-методическое пособие, разработанное сотрудниками Нижегородского института развития образования и Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского, не нашло поддержки у представителей религиозных конфессий.

            Так, по мнению специалистов Духовного управления мусульман Нижнего Новгорода (ДУМНО), ислам в методических материалах пособия "Религии России" был представлен в столь искаженном виде, что стал больше похож на ту разновидность ислама, который проповедуют радикалисты и экстремисты, нежели на традиционную религию российских мусульман. В свою очередь представители Нижегородской епархии усмотрели основную проблему учебника "Религии России" в том, что текст написан в "атеистическом ключе", что, по их мнению, противоречит Конституции РФ, запрещающей господство любой идеологии.

            В текущем году в России было решено систематизировать преподавание основ религий и, соответственно, унифицировать учебные пособия.

            За проведение эксперимента по преподаванию в школах религиозной культуры и светской этики в июле текущего года высказался президент РФ Дмитрий Медведев. Правда, главной оговоркой стало то, что ученики и их родители должны самостоятельно выбирать предмет обучения. "Любое принуждение, давление в этих вопросах будет абсолютно неприемлемым и контрпродуктивным", - подчеркнул глава государства.

            Для тех, кто захочет "изучать все многообразие российской религиозной жизни", Медведев предложил изучать курс истории крупнейших традиционных конфессий нашей страны. А для тех, кто не имеет определенных религиозных убеждений, должна быть предусмотрена возможность изучать основы светской этики, посчитал президент.

            При подготовке методических и учебных пособий по этим предметам Медведев посоветовал "руководствоваться основной целью – воспитание честных, порядочных, терпимых людей, которые с интересом относятся к внешнему миру, с уважением относятся к взглядам и убеждениям своих сограждан". Причем, как заявил глава государства, "преподавать все эти предметы должны только светские педагоги".

            Чуть позже – в августе – министр образования и науки Андрей Фурсенко рассказал "Интерфаксу", что новый школьный предмет будет включен в обязательную школьную программу через три года, после того, как он пройдет апробацию в экспериментальном режиме в ряде регионов России. На период эксперимента предмет будет включен в региональный компонент школьной программы.

            Вместе с тем, по словам Фурсенко, если какой-то из регионов, пожелавших принять участие в эксперименте, не успеет подготовиться к этому учебному году, "никого через колено ломать не будем". "Если в каком-то из регионов захотят отложить введение данного предмета – отложим", - сказал глава ведомства.

            На минувшей неделе правительство РФ окончательно утвердило план мероприятий по апробации в 2009-2011 годах нового учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики". Ученикам четвертых классов и их родителям предложено выбрать для изучения один из шести предметов – основы православия, иудаизма, ислама, буддизма, или мировых религиозных культур, или светской этики.

            Не позднее февраля 2010 года Минобрнауки должно подготовить рабочие программы, учебные пособия, методические рекомендации, книги для учителей, а также мультимедийные учебные пособия комплексного курса для общеобразовательных учреждений.

            Начать изучение нового предмета решено в последней четверти этого учебного года и завершить уже в 5 классе – в первой четверти следующего. Эту возрастную категорию в Минобрнауки выбрали в связи с тем, что учащимся в возрасте 10-11 лет "в большей мере присущи такие социально-психологические характеристики, как бесконфликтность, мягкость, доброта, сопереживание, что созвучно содержанию указанных учебных курсов".

            В числе 19 российских субъектов, в которых с апреля 2010 года будет проходить эксперимент по изучению нового курса, попали и три поволжских региона – Пензенская область, Удмуртия и Чувашия. Причем в Чувашии уже имеется трехлетний опыт преподавания основ православной культуры.

            Изучение этого курса в школах республики было организовано с 2006-2007 учебного года по желанию родителей и учащихся. По данным республиканского министерства образования и молодежной политики, в настоящее время "Основы православной культуры" изучают в 133 школах 5,5 тыс. учащихся. Курс преподается как факультативный один час в неделю. Основы православной культуры преподает 201 учитель, и в республике даже создана ассоциация учителей основ православной культуры. Квалификацию учителя повышают в Московской духовной академии и Московской педагогической академии.

            Новый учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики", сообщает пресс-служба министерства образования и молодежной политики Чувашии со ссылкой на министра Галину Чернову, будут преподавать два часа в неделю за счет уроков, отведенных на изучение предметов "Окружающий мир" и "Литературное чтение".

            В школах республики уже прошли родительские собрания, на которых опросили родителей по выбору нового предмета. Так, основы православной культуры для изучения выбрали около трети опрошенных, основы исламской культуры – около 2%, основы мировых религиозных культур – 43%, основы светской этики – 24%.

            Примечательно, что подобный выбор соответствует результатам опроса ВЦИОМ, проведенного в августе. Из всех предметов в рамках гуманитарной программы духовно-нравственного воспитания наши сограждане охоте всего выбрали бы именно изучение истории и основ всех мировых религий. При этом по сравнению с 2001 годом число сторонников преподавания в школах основ религии возросло с 47% до 53%. Категорически против введения этих предметов высказались около 27% респондентов.

            А вот в Пензенской области, которая также вошла в число регионов России, участвующих в эксперименте, абсолютное большинство родителей предпочло, чтобы их дети изучали светскую этику.

            На данный момент, как заявила агентству "Интерфакс-Поволжье" начальник отдела общего образования регионального министерства образования Ирина Барыкина, школы Пензенской области уже готовы к введению новых предметов. "Может быть, себя хвалить неудобно, но с удовлетворением могу сказать, что мы провели достаточную разъяснительную работу с родителями и учащимися, и никакого протестного поведения в связи с введением этих предметов не было и нет", - рассказала Барыкина.

            По ее словам, подготовку к преподаванию новых дисциплин прошли 150 преподавателей. Однако, считает Барыкина, этого недостаточно. Сейчас Минобразования области плотно работает с федеральным министерством, и в региональном ведомстве рассчитывают, что группа учителей пройдет подготовку в Москве, а затем эти люди передадут полученные знания в своих районах.

            Пожалуй, качество подготовки преподавательского состава – один из основных вопросов, который, по мнению большинства экспертов, может сыграть негативную роль при внедрении в школах нового курса. Именно на этот фактор в беседе с Interfax-Russia.ru обратил внимание директор московского Центра образования "Царицыно", член комиссии по образованию и науке Общественной палаты РФ Ефим Рачевский.

            В целом, отмечает он, нынешние начинания благие, ущерба отечественному образованию они не принесут. По его мнению, если преподавание будет вестись достойно, то для расширения кругозора нынешних школьников этот предмет мог бы сыграть огромную роль. Однако, считает Рачевский, идею сложно будет реализовать. "Требования к подготовке учителя, который будет преподавать этот курс, должны быть очень серьезные. Учитель должен быть блестящим, - убежден собеседник Interfax-Russia.ru. – Однако где же взять столько блестящих?" Поэтому, резюмирует эксперт, вряд ли новый курс будет иметь достойное кадровое сопровождение.

            Именно качество преподавательского состава отнесла к числу "острых проблем", которые могут возникнуть при введении в школьную программу курсов "Основы религиозных культур и светской этики" и уполномоченный по правам ребенка в Ижевске (Удмуртия – еще один экспериментальный поволжский регион) Ольга Пишкова.

            "Не будут ли дети опять захватываться в определенные ловушки и использоваться как проводники той или иной конфессиональной идеи? Это большой вопрос", - отмечает детский омбудсмен. "Сегодня, видимо, такое время, когда дети могут быть использованы в интересах той или иной идеи", - считает она.

            Еще одну опасность от нововведения Пишкова видит в увеличении школьной нагрузки на детей. "Образовательные курсы настолько напичканы уже всякими предметами, что если это будет дополнительная предметность и дополнительная нагрузка на детей, то это еще одна проблема", - отметила детский омбудсмен.

            В целом, по мнению Пишковой, введение нового курса в школьную программу требует широкой общественной дискуссии: "Я считаю, что вообще все такие острые проблемы должны обсуждаться в обществе".

            О необходимости подключения общественности к мониторингу процесса внедрения в школьные программы учебного курса по основам религиозных культур и светской этике Interfax-Russia.ru заявил и член Общественной палаты РФ, директор Московского бюро по правам человека Александр Брод. "Хотелось бы, чтобы этот процесс проходил максимально открыто. Вопрос необходимо активно обсуждать не только с представителями Минобразования и региональных ведомств, отвечающих за образовательный процесс. Нужно организовать встречи родителей и педагогических работников, обсуждать вопрос введения нового курса", - считает правозащитник.

            Он также советует не забывать при введении курса, что наша страна является светским государством. В процессе преподавания "Основ религиозных культур и светской этики", убежден Брод, необходимо учитывать интересы всех детей, а процесс преподавания должен осуществляться без перекосов. По его словам, такие опасения уже высказывались рядом религиозных деятелей.

            Со своей стороны, отметил собеседник Interfax-Russia.ru, и Общественная палата РФ, и Московское бюро по правам человека будут следить за ходом эксперимента: "Мы будем наблюдать за процессом, оценивать промежуточные итоги и готовить соответствующие рекомендации, чтобы избежать негативных ситуаций на тот момент, когда новый курс будет вводиться в обязательную программу для школьников".

 

            Обозреватель Анастасия Николаева

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще