Точка зрения 21 сентября 2010 г. 15:03

"Хромая лошадь" в суде

Interfax-Russia.ru – Начался суд по делу о пожаре в пермском клубе "Хромая лошадь". На скамье подсудимых – восемь человек, пятерым из них продлили срок содержания под стражей на полгода.

Пожар в клубе "Хромая лошадь" в ночь на 5 декабря 2009 года стал самым чудовищным ЧП подобного рода в современной истории России. Он унес жизни 156 человек, серьезно пострадали еще 65 посетителей и сотрудников клуба. Всего по уголовному делу потерпевшими признаны более 400 человек.

Расследованием возбужденного по факту пожара уголовного дела занималось Главное следственное управление Следственного комитета при прокуратуре РФ. В июне СКП отчитался о завершении расследования, а 31 августа заместитель Генпрокурора РФ Виктор Гринь утвердил обвинительное заключение.

Как установило следствие, причиной пожара стала горящая частица пиротехнического устройства, воспламенившая пенопласт, которым был обшит потолок зала. "Имевшиеся в заведении нарушения правил пожарной безопасности, строительных норм и правил привели к интенсивному развитию пожара, массовой гибели и травмированию людей", - говорится в сообщении на сайте Генпрокуратуры.

К уголовной ответственности привлечены восемь человек. Фактическому владельцу "Хромой лошади" Анатолию Заку и неофициальным - исполнительному директору Светлане Ефремовой и арт-директору Олегу Феткулову предъявлены обвинения по ч. 3 ст. 238 УК РФ (оказание в составе организованной группы услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью и смерть двух и более лиц).

Главный государственный инспектор Пермского края по пожарному надзору Владимир Мухутдинов обвиняется в злоупотреблении должностными полномочиями (ч. 1, 3 ст. 285 УК РФ). Инспекторы государственного пожарного надзора Дмитрий Росляков и Наталья Прокопьева в связи с проведением ими ненадлежащих проверок кафе обвиняются в халатности, повлекшей по неосторожности смерть двух и более лиц (ч. 3 ст. 293 УК РФ).

Кроме этого, устроителям пиротехнического шоу Игорю и Сергею Дербеневым предъявлено обвинение в нарушении правил использования пиротехнических изделий, повлекших по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью и гибель людей (ст. 218 УК РФ).

Уголовное дело в отношении фактического совладельца кафе Константина Мрыхина, обвиняемого по ч.3 ст.238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц), выделено в отдельное производство. В июле 2010 года по поручению Генпрокуратуры он был объявлен в международный розыск. 31 августа Мрыхина задержали правоохранительные органы Испании, где он скрывался, чтобы избежать судебного преследования на родине. Сейчас Мрыхин ждет экстрадиции.

8 сентября материалы уголовного дела по делу о пожаре в клубе поступили в Ленинский районный суд Перми, а 20-21 сентября суд провел предварительные слушания. В зал суда доставили восемь обвиняемых, из которых пятеро находятся под арестом. Кроме того, в предварительных слушаниях приняли участие около 50 пострадавших. У здания суда дежурили врачи "скорой помощи" и сотрудники милиции.

Основной вопрос, рассматриваемый судом в ходе предварительных слушаний, - о мере пресечения обвиняемым. Гособвинитель Вадим Казаринов попросил суд продлить на шесть месяцев сроки заключения под стражей пяти обвиняемым - Владимиру Мухутдинову, Дмитрию Рослякову, Олегу Феткулову, Анатолию Заку и Игорю Дербеневу. С другой стороны, он попросил оставить прежней меру пресечения в виде подписки о невыезде для Светланы Ефремовой, Сергея Дербенева и Наталии Прокопьевой.

Вместе с тем фактический владелец "Хромой лошади" Анатолий Зак и его защитник ходатайствовали об освобождении его из-под стражи по состоянию здоровья. "Есть хронические заболевания, и мое заболевание связано с возможностью летального исхода. Дело против меня сфабриковано", - сказал в ходе предварительных слушаний Зак.

Ранее адвокат Зака Александр Садуков заявлял "Интерфаксу", что, по его мнению, следствие не установило всех значимых для дела обстоятельств, в частности, причины пожара. "Есть основополагающие вещи, которые необходимо устанавливать в ходе расследования, а потом доказывать их в суде. Если они даже в ходе расследования не устанавливаются, то потом в суде доказывать нечего", - пояснял Садуков.

Адвокат также обращал внимание на то, что его подзащитный не согласен с предъявленным обвинением и своей вины не признает. "Само следствие считает, что между действиями, которые вменяют Заку, и наступившими последствиями отсутствует прямая причинно-следственная связь, которая необходима, чтобы признать лицо виновным", - отмечал защитник.

Изменить меру пресечения на подписку о невыезде либо на денежный залог попросили суд также главный государственный инспектор Пермского края по пожарному надзору Владимир Мухутдинов и его адвокат. Мухутдинов обосновал свою просьбу ухудшением состояния здоровья.

Инспектор государственного пожарного надзора Дмитрий Росляков также ходатайствовал об изменении меры пресечения на подписку о невыезде, аргументируя это тем, что не собирается скрываться от следствия.

Со своей стороны арт-директор Олег Феткулов заявил, что вопрос о мере пресечения оставляет на усмотрение суда. Однако его адвокат Екатерина Логинова ходатайствовала об изменении меры пресечения в виде подписки о невыезде, напомнив, что у подзащитного есть дети, а жена погибла после пожара.

Ходатайствовал об изменении меры пресечения под подписку о невыезде по состоянию здоровья также один из устроителей пиротехнического шоу Игорь Дербенев. "У меня ожоги первой и второй степени (после пожара - ИФ), у меня гниет спина, скоро должна жена родить. Угрозы для общества я не представляю. Мне рекомендована операция на руке, так как срослись два пальца", - сказал он. Его адвокат Денис Федотов подчеркнул, что Дербеневу необходимо специализированное лечение. Во время заседания 21 сентября Дербенев пожаловался на плохое самочувствие - сказал, что у него болит спина. Ему была оказана помощь силами бригадой "скорой помощи", которая несет дежурство в суде.

Между тем, медики, наблюдающие обвиняемых в СИЗО, констатировали, что состояние одних удовлетворительное, другие и вовсе здоровы. Так, судья на процессе Дмитрий Вяткин зачитал справку от врачей СИЗО о состоянии здоровья обвиняемых. "Зак - артериальная гипертензия, осмотрен 15 сентября, состояние удовлетворительное, рекомендован ежедневный осмотр. Мухутдинов - гипертоническая болезнь 2 степени, язвенная болезнь, осмотрен 16 сентября, состояние удовлетворительное, продолжить амбулаторное лечение. Дербенев - состояние после ожога 1 и 2 степени, осмотрен 15 сентября, состояние удовлетворительное, рекомендовано использовать противорубцовые гели. Феткулов - диагноз "здоров", Росляков - диагноз "здоров", - огласил судья в ходе предварительных слушаний.

Разделились и мнения потерпевших о мере пресечения обвиняемым. Кто-то поддержал позицию гособвинения и просил оставить меру пресечения для троих находящихся под подпиской о невыезде без изменения, некоторые же просили этих обвиняемых также заключить под стражу. Одна из потерпевших попросила изменить меру пресечения Игорю Дербеневу, пострадавшему во время пожара, чтобы тот мог продолжить лечение.

"Защита у обвиняемых сильная. Хотелось бы, чтобы гособвинение было бы тоже сильным. У нас нет детей, не будет внуков. Кто виноват, если ваши адвокаты говорят, что вы (обвиняемые - ИФ) не виноваты? Я прошу суд быть внимательными. Меру пресечения изменять не надо. 156 человек (погибло - ИФ), а сколько еще осталось инвалидов?" - заявила, в частности, потерпевшая Людмила Михайлова, потерявшая на пожаре единственного сына.

Впрочем, суд не нашел оснований для изменений меры пресечения обвиняемым. Судья Дмитрий Вяткин удовлетворил ходатайство гособвинения и продлил на шесть месяцев до 8 марта 2011 года срок заключения под стражей в отношении Владимира Мухутдинова, Дмитрия Рослякова, Олега Феткулова, Анатолия Зака, Игоря Дербенева с момента поступления дела в суд. Обвиняемых Наталью Прокопьеву, Светлану Ефремову и Сергея Дербенева суд оставил под подпиской о невыезде. Основные слушания по этому делу начнутся 4 октября.

Примечательно, что на минувшей неделе президент России Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект, касающийся смягчения меры пресечения в связи с болезнью подозреваемого или обвиняемого. Порядок медицинского освидетельствования подозреваемых и обвиняемых, а также перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей, предложено определять правительство Российской Федерации.

При подготовке такого акта президент предлагает кабинету министров "обратить особое внимание на необходимость исключения возможности содержания под стражей лиц, излечение которых в условиях содержания под стражей невозможно, а также на необходимость проведения медицинского освидетельствования независимыми медицинскими экспертами", говорится в сообщении пресс-службы главы государства.

По словам главы комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Госдумы РФ Павла Крашенинникова, проект закона, исключающего заключение под стражу тяжело больных подследственных, Госдума может принять в трех чтениях уже в октябре. Говоря о необходимости принятия такого закона, Крашенинников обратил внимание на то, что в настоящее время судья, вынося решение об аресте, может принимать во внимание тяжелую болезнь подозреваемого, а может и не принимать.

Между тем, в прошлом году в российских СИЗО до приговора суда скончалось более 200 человек, которые страдали тяжелыми заболеваниями, рассказал глава думского комитета. Причем их тяжелое состояние было подтверждено медицинскими заключениями.

"Мы считаем, что эти лица не представляют общественной опасности, поэтому, конечно, арестовывать их не нужно", - сказал Крашенинников. По мнению главы комитета, в качестве меры пресечения для таких людей может быть использован залог или подписка о невыезде.

Обозреватель Анастасия Николаева

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще