Interfax-Russia.ru – Персонал самарской больницы подозревают в истязании детей. Главврача отстранили от должности.
В самарской городской больнице им.Семашко проверяют соблюдение законов. Поводом к проверке послужили обращения пациентов больницы по поводу возможного жестокого обращения с детьми.
В частности, как сообщила одному из местных изданий Елена Корнева, попавшая со своим ребенком в инфекционное отделение больницы, вместе с ними проходили лечение двое сирот.
"Мальчику Ване, как я поняла, было чуть больше двух лет. Его поместили в палату в конце коридора, где он находился совершенно один практически все время. На истерические крики малыша никто из медсестер не реагировал. Для того чтобы он не смог открыть дверь, ее подпирали шваброй. Я слышала, как ребенок бился головой о дверь, плакал без остановки и звал маму. На наши многочисленные просьбы посмотреть, что там с малышом, нам в грубой форме отвечали, что это сирота, и заниматься им некому, да и некогда, так как нужно ставить капельницы "нормальным детям". Ваня от страха и безысходности выбил окошко в боксе. Что вы думаете, сделал персонал? Они завесили выбитое окно простыней", - рассказала женщина.
По ее словам, палата в которой находился Ваня, была в ужасном состоянии.
"Ребенок постоянно мочился на пол от холода, а в больнице действительно были проблемы с отоплением. Малыш, одетый в короткие шортики и футболку (и это при том, что мы, взрослые люди, спали в теплых спортивных костюмах и под одеялами), постоянно истошно орал. От испражнений в помещении стоял ужасный запах. Я ни разу не видела, чтобы палату Вани убирали. Повсюду на полу валялись игрушки и грязные штаны. Только днем Ваню выводили из его "камеры". Ребенок очень радовался этим счастливым минутам. Правда, их было не больше пятнадцати. Затем его запирали вновь", - добавила она.
Кроме того, как сообщила Корнева, 10 сентября в инфекционное отделение больницы им.Семашко поступил еще один ребенок из дома ребенка – Максим, которому исполнился всего год. Как вспоминает женщина, кроватку с малышом поставили прямо в коридоре.
"Я помню, как перед сном ребенок очень сильно плакал, и женщина, которая лежала тоже в коридоре с грудничком, не выдержала и взяла сироту на руки. Увидев это, медсестра выхватила ребенка и грубо швырнула его в кроватку. После чего нам всем объявила, что у этого ребенка гепатит С. "Держитесь от него подальше", - посоветовала она, уходя", - рассказывает Корнева.
Когда всех пациентов перевели в крыло напротив, Максиму, по словам женщины, выделили угловую палату и бросили там одного.
"Единственный, про кого забыли, это Ваня. Мы сначала не поняли, почему в помещении так тихо, и даже подумали, что его выписали, но, оказалось, что медперсонал оставил ребенка одного в левом крыле. Представляете, они заперли его в палате, чтобы он, как они сами выразились, "не доставал их своим ревом". После чего закрыли дверь в коридоре. Ребенок захлебывался слезами, и чтобы он поскорее уснул, ему выключили свет. Бедный малыш всю ночь провел один в брошенном крыле, взаперти. К счастью, на следующий день его выписали", - отметила Корнева.
По ее словам, кормили детей только тогда, когда мамочки уже не выдерживали детского плача и искали медсестру, чтобы сделать ей замечание. Причем, особой жестокостью и равнодушием отличались заступавшие на вечернее дежурство медсестры.
"Я очень хорошо запомнила тех, кто работал 11 и 14 сентября 2013 года. Никогда в жизни не видела такого обращения с детьми. Но, знаете, больше всего меня поразило то, что один и тот же врач, который занимался моим ребенком и сиротой Ваней, относился к ним по-разному. С моим малышом обращались замечательно, все медикаменты давали вовремя и постоянно интересовались здоровьем. С Ваней все было наоборот", - говорит Корнева.
Свои впечатления женщина описала в обращении в Росздравнадзор, потребовав провести проверку качества работы медперсонала больницы. Она подчеркнула, что "просто пытается добиться того, чтобы больше эти ужасы не повторялись, причем, не только в Семашко, но и в других больницах".
После проверки следственный отдел по Промышленному району Самары регионального следственного управления СКР возбудил уголовное дело по п."г" ч.2 ст.117 УК РФ (истязание в отношении заведомо несовершеннолетнего). Расследование взяли на контроль в центральном аппарате ведомства.
Факты истязания детей в самарской городской детской больнице им.Семашко подтвердили (http://www.rfdeti.ru/news/7539-pavel-astahov-informaciya-o-narushenii-prav-detey-sirot-v-samarskoy-bolnice-im-semashko-podtverdilas) и представители уполномоченного при президенте РФ по правам детей Павла Астахова. Результаты проверки детский омбудсмен пообещал передать в прокуратуру и правительство Самарской области для принятия соответствующих мер реагирования.
Астахов считает, что медперсонал больницы в Самарской области пытал детей-сирот и предлагает квалифицировать это дело именно в таком ключе с соответствующей мерой наказания: "То отношение, которое демонстрировал медицинский персонал к двум малышам из домов ребенка, больше попадает под определение "пытка", потому что это психическое и физическое насилие в отношении лица, которое не способно вам противостоять, а малолетний ребенок заведомо находится в таком положении. Поэтому надо говорить о соответствующей квалификации действий персонала учреждения и рассматривать их как действия, влекущие наказание от трех до семи лет лишения свободы".
По его словам, вопрос стоит не о лекарствах, не о высокотехнологичных операциях, а о людях, о человеческом факторе, о гуманном отношении к пациентам. "Издевательство над беззащитными детьми со стороны медицинского персонала недопустимо. Люди, которые случайно попали в сферу здравоохранения, должны быть изгнаны, этого мы будем добиваться", - подчеркнул Астахов.
Позже в своем микроблоге в Twitter детский омбудсмен написал, что после расследования главврач и заведующий отделением горбольницы им. Семашко Самары отстранены от должностей. По его словам, в отношении главного педиатра и куратора больницы от Минздрава Самарской области начато служебное расследование, результаты которого станут предметом рассмотрения правительственной комиссии региона.
В свою очередь межведомственная комиссия, проведя проверку детского инфекционного отделения больница, пришла к выводам, что администрация медучреждения не приняла меры "по нормализации системы оказания медицинской помощи в учреждении, что послужило поводом для возникновения конфликтной ситуации".
Проверяющие отметили, что контроль за пребыванием в медицинских организациях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, со стороны органов опеки и попечительства недостаточен. В связи с чем приняли решение при поступлении в отделение детей до 4-х лет без сопровождающего лица, вводить дополнительный круглосуточный индивидуальный санитарный пост.
Кроме того, министерству здравоохранения Самарской области рекомендовали применить к главврачу больницы Максиму Карпухину "меры дисциплинарного воздействия, вплоть до увольнения, за отсутствие надлежащего контроля за организацией оказания медицинской помощи сотрудниками возглавляемого им учреждения, а также за деятельностью всех служб учреждения и подчиненного персонала".
Также предложили привлечь к дисциплинарной ответственности сотрудников министерства здравоохранения Самарской области, в полномочия которых входит организация оказания медицинской помощи женщинам и детям.
Тем временем скандал, развернувшийся вокруг детского инфекционного отделения государственного больницы, не оставил равнодушным профессиональное сообщество. Этическая комиссия вышла с инициативой проведения независимой общественной профессиональной экспертизы.
"Инцидент получил большую огласку, и профессиональное сообщество не может остаться в стороне от происходящего. В своей экспертной оценке мы ориентируемся на общие этические нормы и правила, диктующие отношения между медперсоналом и пациентами. Особенно важно, что речь идет о детском отделении. Безусловно, в действиях администрации есть ряд упущений, связанных с организацией лечебного процесса", - подчеркнул президент областной ассоциации врачей, проректор СамГМУ, председатель этической комиссии Сергей Измалков.
При этом он подчеркнул, что детское инфекционное отделение – особый объект: "Здесь существует строгий режим и порядок взаимодействия персонала и пациентов, ограничения общения между собой пациентов из других палат и лиц, за ними ухаживающими. Все эти меры направлены на ограничения распространения инфекционных заболеваний внутри стационара".
По словам Измалкова, у комиссии возникли вопросы и к органам опеки. Дело в том, что традиция, существовавшая в советские времена, когда воспитанников домов ребенка во время лечения в стационаре сопровождали представители опекуна, постепенно утрачена. И забота о больных малышах полностью ложится на плечи медперсонала. "К обсуждению этого вопроса мы обязательно вернемся", - пообещал председатель комиссии.
Он также отметил, что в больнице выявили проблемы с комплектованием кадров - отсутствие должного количества медицинских сестер – из-за чего нагрузка на них превышает все разумные пределы, а труд оплачивается не в том объеме, в котором хотелось бы.
"Однако это не снимает ответственности с медицинского работника, который, несмотря ни на что, должен сделать все, чтобы выполнить свои функциональные обязанности. Это и касается и общения с родственниками пациентов. Важно найти нужный подход ко всем, ведь отсутствие контакта между медицинским персоналом и пациентами и их близкими, рождает конфликты и мешает лечению. В целом, мы делаем выводы, что работа в области этических отношений в больнице им.Семашко выстроена не на должном уровне. Она требует вмешательства областной этической комиссии. Со своей стороны мы готовы оказать помощь, дать рекомендации по формированию правовой и этической грамотности медперсонала. И, самое главное, мы готовы сделать все от нас зависящее, чтобы свести к минимуму риск возникновения подобных прецедентов", - заявил Измалков.
В начале ноября Астахов в ходе своего визита в Самарскую область лично посетил больницу им.Семашко. Медики заверили омбудсмена, что дети не оставались без внимания, несмотря на большую нагрузку - по словам сотрудников больницы, вместо положенных 32 по штату медсестер работало всего 12 человек.
Астахов, в свою очередь, отметил, что пока рано делать выводы: кто прав и кто виноват в сложившейся ситуации, должно определить следствие. Он также пообщался с главврачом больницы Максимом Карпухиным, который был отстранен от занимаемой должности, и обратил внимание на проблему нехватки кадров в учреждении.
Омбудсмен объяснил, что отстранение от должностей - мера временная. Окончательное решение будет принимать губернатор Самарской области Николай Меркушкин.
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"