Interfax-Russia.ru – Истребитель-перехватчик МиГ-31 разбился в Пермском крае. Летчики успели катапультироваться.
По данным Минобороны РФ, авария произошла 19 ноября в 11:06. Истребитель-перехватчик МиГ-31 разбился в 60 км северо-восточнее от аэродрома "Большое Савино" в районе деревни Денисовка Чусовского района Пермского края при выполнении планового тренировочного полета.
Экипаж истребителя МиГ-31 катапультировался, сообщил агентству "Интерфакс-АВН" официальный представитель управления пресс-службы и информации Минобороны РФ полковник Владимир Дрик. По его словам, летчики живы. Их обнаружила поисковая группа, состояние пилотов удовлетворительное. Вместе с тем, как стало известно позднее, один из членов экипажа при катапультировании повредил ногу. Ему на месте была оказана необходимая медицинская помощь.
Дрик отметил, что полет выполнялся без боекомплекта, и "при первичном осмотре с вертолета места падения жертв и разрушений на земле нет". Эту информацию "Интерфаксу" подтвердил и источник в правоохранительных органах Пермского края.
К месту аварии были направлены наземная группа поиска и спасения, вертолет Ми-8, а также сотрудники всех оперативных служб Пермского края. Крушение истребителя стало предметом прокурорской проверки. Между тем, к моменту публикации этого материала обломки истребителя еще не были найдены - поиски упавшего истребителя осложнили сумерки. "Он упал в лесополосе, поэтому поиски осложнены - люди ходят по лесу, там темно. Им обозначили примерно квадрат, куда он упал", - рассказал агентству "Интерфакс-Урал" старший помощник руководителя военного следственного управления Приволжско-Уральского военного округа Сергей Парфенов.
Для расследования причин аварии создана комиссия из представителей Минобороны и Главного штаба ВВС. В Военно-воздушных силах РФ приостановлены полеты самолетов МиГ-31 до выяснения причины падения истребителя в Пермском крае.
Между тем, как сообщил "Интерфаксу-АВН" источник, близкий к комиссии по расследованию этого летного происшествия, причиной аварии истребителя-перехватчика МиГ-31, который разбился в Пермском крае, мог стать отказ техники. "Вместе с тем не исключаются и другие причины, включая так называемый человеческий фактор", - сказал собеседник агентства.
Бывший главком ВВС России генерал армии Анатолий Корнуков также склоняется к версии технических неполадок на борту истребителя. "Не думаю, что это связано с летчиками - все же два пилота в самолете. Это маловероятно. Скорее всего, проявляются отказы техники. Самолет старый, по срокам служит очень долго", - сказал Корнуков "Интерфаксу-АВН".
Предыдущие серьезные летные происшествия с истребителями МиГ-31, напомнил Корнуков, в октябре 2003 года и в июне 2005 года произошли из-за технических неполадок самолетов. Эти обе крупные аварии с истребителями МиГ-31 случились в Тверской области. Так, 1 июня 2005 года на аэродроме Хотилово в процессе захода самолета на посадку уже во время пробега по посадочной полосе у МиГ-31 неожиданно загорелся сначала один, а затем и второй двигатель. Экипаж катапультировался, и летчики получили только незначительные травмы. Комиссия, занимавшаяся расследованием авиапроисшествия, установила, что причиной аварии истребителя явились заводские дефекты при изготовлении элементов шасси. Между тем, сразу после аварии в качестве основной выдвигалась версия ошибочных действий летчиков.
А в 2003 году МиГ-31 потерпел аварию в районе поселка Боровая Старицкого района Тверской области. Причиной аварии перехватчика также стал отказ техники. Во время облета самолета, который ремонтировали на 514-м авиаремонтном заводе ВВС, начался пожар в его правом двигателе. Оба пилота истребителя успели катапультироваться и остались живы.
Вместе с тем и текущий год отметился двумя авиапроисшествиями с МиГ-31.
Так, 10 марта при посадке на аэродроме Котлас (Архангельская область) в сложных метеоусловиях потерпел аварию МиГ-31. Находившийся на борту экипаж серьезно не пострадал. По имеющейся информации, посадка проходила в резко осложнившихся метеоусловиях, и приземление произошло с отклонением от осевой линии взлетно-посадочной полосы, в результате чего самолет зацепил консолью крыла снежный бруствер, перевернулся, частично разрушился и загорелся.
А 18 января истребитель МиГ-31 совершил вынужденную посадку на аэродроме Большое Савино: при выполнении планового учебного полета на самолете отказало кислородное оборудование.
Всего с начала выпуска с МиГ-31 произошло около 40 авиапроисшествий. Эксперты отмечают, что МиГ-31 довольно сложен в эксплуатации и пилотировании, что требует самой высокой квалификации летчиков и техников, при этом все они единодушно сходятся во мнении, что истребитель-перехватчик МиГ-31 - уникальная боевая машина.
Его "прародителем" стал МиГ-25П. Серийный выпуск перехватчика начался в 1979 году на авиационном заводе "Сокол" в городе Горьком (ныне Нижний Новгород). И уже в 1980 году первая авиационная часть, базирующаяся на Дальнем Востоке, была оснащена новыми истребителями и заступила на боевое дежурство. Всего на авиационном заводе "Сокол" было построено более 400 самолетов МиГ-31 и МиГ-31Б (серийная модификация МиГ-31, оснащенная системой дозаправки в воздухе).
Самолеты МиГ-31 использовались в системе ПВО страны для длительного патрулирования. В случае необходимости перехватчик мог уничтожить все аэродинамические цели, в том числе малоразмерные крылатые ракеты, вертолеты, высотные скоростные самолеты-разведчики класса "Локхид SR-71". Эта машина способна летать в любое время суток и в любых погодных условиях при интенсивном ведении радиоэлектронной борьбы.
Экипаж МиГ-31 состоит из двух человек - летчика и оператора. В состав бортового радиоэлектронного оборудования входит уникальный радиолокационный комплекс "Заслон", фазированная решетка которого позволяет обнаруживать цели на расстоянии до 200 км. В арсенале перехватчика имеется шестиствольная авиационная пушка ГШ6-23 калибра 23 мм. Основным оружием МиГ-31 являются ракеты дальнего действия Р-33 (4 единицы). Кроме того, он может нести до четырех ракет малой дальности Р-60 и средней дальности Р-40Т.
Группа из четырех истребителей-перехватчиков МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяженностью по фронту 800 - 900 км. Уникальность этого самолета состоит еще и в том, что он имеет цифровую систему закрытой связи как с истребителями группировки, так и с наземными командными пунктами. В кабине оператора установлен крупноформатный индикатор воздушной тактической обстановки. Закрытая связь обеспечивает скрытность атаки противника.
По оценке экспертов, истребитель-перехватчик МиГ-31, получивший на Западе название "Foxhound" ("Гончая"), наиболее мощный самолет в своем классе, не имеющий аналогов по вооружению и максимальной скорости полета.
Обозреватель Анастасия Николаева