Точка зрения 2 марта 2010 г. 18:17

Перспективы "АвтоВАЗа"

Interfax-Russia.ru – "АвтоВАЗ" рассчитывает уже в этом году увеличить продажи.

Еще в начале февраля президент "АвтоВАЗа" Игорь Комаров заявлял о планах компании к концу 2010 года вывести операционную прибыль "в ноль" и EBITDA (показатель прибыли до вычета налога на прибыль, начисленных процентов по кредитам и амортизации используется для долгосрочной оценки эффективности операций компании - ИФ) - на уровень 4,5 млрд рублей.

В понедельник после встречи с главой концерна Renault-Nissan (владеет блокпакетом акций "АвтоВАЗа") Карлосом Гоном и премьер-министром РФ Владимиром Путиным Комаров подтвердил, что совет директоров "АвтоВАЗа" рассмотрит программу развития предприятия 10 марта. Не уточняя деталей, глава компании вновь пообещал, что благодаря реализации программы автозавод сможет выйти на положительный cash flow (денежный поток) в 2010 году при выпуске не менее 450 тыс. автомобилей с учетом поставок на экспорт.

О готовности в марте представить на суд акционеров и правительственной комиссии стратегический план развития ОАО "АвтоВАЗ" до 2020 года Комаров заявлял и в конце прошлой недели на профсоюзной конференции предприятия. Выступая перед коллективом, он рассказал, что в 2010 году "АвтоВАЗ" ожидает ряд важных событий, которые, по сути, и определят дальнейшую судьбу компании.

"Мы продолжим реструктуризацию "АвтоВАЗа", которая предполагает серьезные изменения в организации производственного процесса и улучшение качества производимых нами автомобилей. Мы реформируем систему закупок и сервисно-сбытовой сети", - цитирует Комарова пресс-служба предприятия. Серьезные надежды, по его словам, компания возлагает на стартующую госпрограмму утилизации автомобилей. "Уверен - итогом нашей работы станет новый, преобразившийся "АвтоВАЗ", - резюмировал Комаров.

Напомним, что в связи с началом действия государственной программы утилизации "АвтоВАЗ" уже заявил о намерении увеличить в марте производство автомобилей - до 38,2 тыс. с 24,6 тыс. машин в феврале. Для этого предприятие в марте будет работать в две восьмичасовые смены и дополнительно по субботам.

Кроме того, с марта "АвтоВАЗ" обещал перейти на новую схему работы с дилерами, предусматривающую отправку машин непосредственно на склады автосалонов. При этом дилеры смогут получить отсрочку платежа до 30 дней, а завод будет стимулировать их "плавающими" скидками рассчитываться за проданные машины как можно быстрее. На конец февраля компании удалось снизить суммарные остатки автомобилей более чем в два раза - до 55 тыс. автомобилей, отчиталась пресс-служба.

О том, что план реструктуризации "АвтоВАЗа", осуществляемый менеджментом компании, поспособствует тому, что "АвтоВАЗ" станет мощной силой и останется ею в долгосрочной перспективе, на встрече с Путиным заявил и глава Renault-Nissan. "Мы убеждены, что "АвтоВАЗом" руководит очень хорошая команда управленцев", - сказал Карлос Гон.

При этом глава концерна отметил, что наиболее острым в сотрудничестве Renault и "АвтоВАЗа" является вопрос с поставщиками. "Это всегда слабое звено отрасли", - подчеркнул он, пообещав в случае поддержки со стороны российского правительства загрузить поставщиков заказами и помочь им в создании совместных предприятий с коллегами во Франции, Германии и Японии.

Со своей стороны премьер РФ Владимир Путин пообещал избавить "АвтоВАЗ" от несвойственных ему социальных функций - поддержать процесс передачи объектов компании, не связанных напрямую с производством.

"Мы благодарны вам за то участие, которое вы приняли в подготовке плана реконструкции и развития "АвтоВАЗа" и за те предложения, которые вы сделали по участию компании Renault в развитии "АвтоВАЗа", - заявил премьер-министр РФ. Глава российского правительства подчеркнул, что удовлетворен сотрудничеством с Renault-Nissan, и выразил надежду на то, что все намеченные совместные планы будут реализованы. "В этом нет никаких сомнений", - подчеркнул он.

Путин напомнил, что у российского правительства существуют большие планы по поддержке и развитию "АвтоВАЗа". "Правительство уже направило на "АвтоВАЗ" 37 млрд рублей в прошлом году для расчистки долгов и создания благоприятных экономических условий для развития предприятия. В этом году мы уже направили на счета "Ростехнологии" 28 млрд рублей, они готовы для того, чтобы быть направлены "АвтоВАЗу". Мы зарезервировали еще 10 млрд рублей. Но, конечно, все это мы будем делать под реализацию программы развития, которую мы вместе с вами согласовывали", - сказал премьер.

Обещания российского правительства, а также заявление президента "АвтоВАЗа" о том, что компания рассчитывает в ближайшие дни завершить согласование плана реструктуризации банковских кредитов – непременное условие предоставления компании средств государственной поддержки – уже вызвали спекулятивный спрос на акции "АвтоВАЗа".

Между тем, во вторник в интервью телеканалу Russia Today Карлос Гон заявил, что Renault-Nissan готов рассмотреть и возможность увеличения доли акций в российском автозаводе. По его словам, в рамках альянса "АвтоВАЗа", Renault и Nissan концерн владеет более одной трети российского рынка. "Я хотел бы консолидировать наши позиции и, возможно, увеличить нашу долю до 40%. Как только мы подготовим продукцию и будем готовы с технологией в "АвтоВАЗе", нашей целью будет получение доли рынка от 33% до 40%. Я думаю, что это, скорее всего, произойдет в ближайшие 5-10 лет", - сказал он.

Кстати, у компании Renault есть свой бизнес-план по развитию российского автозавода, разработкой которого занималась компания Boston Consulting Group. "Мы действительно подготовили бизнес-план по "АвтоВАЗу" и сейчас обсуждаем между партнерами: Renault, Nissan и "АвтоВАЗ", - заявлял в середине февраля вице-президент группы Renault и член совета директоров "АвтоВАЗа" Кристиан Эстев. Не уточняя его детали, он отметил, что бизнес-план показывает хорошие результаты.

Несмотря на то, что автомобилестроительная группа Renault только в 2009 году получила убыток от участия в "АвтоВАЗе" в размере 370 млн евро, в Париже рассчитывают, что решение французской компании инвестировать в российский автопром было разумным, и автоконцерн сохранит положение лидера на внутреннем рынке. "Renault сделал этот выбор, и мне кажется, что это разумно. Даже в период кризиса мы видим, насколько велик вес "АвтоВАЗа" на российском автомобильном рынке", - сказал посол Франции в РФ Жан де Глиниасти в интервью "Интерфаксу".

По словам главы французской дипмиссии, "никто не может сомневаться в том, что "АвтоВАЗ" сохранит первое место на внутреннем рынке России и после реорганизации, внедрения новых моделей автомобилей, происходящих из каталога Renault, Nissan, Dacia, внедрения новых технологий и новых форм управления компанией".

Планы у "АвтоВАЗа" действительно амбициозные. Как сообщил "Интерфаксу" глава профсоюзной организации компании Николай Карагин, предприятие рассчитывает увеличить выпуск автомобилей до 1,2 млн штук в год. По его словам, именно таковы производственные планы компании, предусмотренные программой развития автомобильной промышленности России до 2020 года. И, рассказал Карагин, предприятие надеется выйти на запланированные объемы производства уже к 2014 году, как только рынок вернется на докризисный уровень.

"Под эту задачу мы должны подготовить оборудование, модернизировать производство и, соответственно, обеспечить достижение этих показателей", - сказал глава профсоюзной организации. "В 2010-2011 году мы должны завершить модернизацию первой линии и запустить на ней сборку новых моделей. Для того чтобы наполнить эту линию людьми, нам потребуется примерно 6 тыс. сотрудников. Дана гарантия, что в первую очередь будут приглашаться те, кто перевелся в "дочки" - "АвтоВАЗ Перспектива" и "Реформинг Центр", - отметил Карагин.

Саму концепцию развития российского автопрома до 2020 года, разработанную Минпромторгом, правительство РФ рассмотрит в четверг. Как сообщают "Ведомости", Минпромторг констатирует: отрасль находится в удручающем состоянии, и усилия правительства по привлечению в Россию ведущих иностранных производителей оказались недостаточными для ее полноценного развития.

Впрочем, будущее у отрасли есть. Минпромторг считает, что уже к 2015 году российский автопром способен выбраться из кризиса, а к 2020 году объем производства автомобилей в России вырастет более чем в пять раз до 3,15 млн штук. Однако, чтобы вытащить автопром из ямы, до 2020 года нужно инвестировать в отрасль 627,3 млрд рублей, из них 225,4 млрд рублей - уже в 2011-2012 годах. И средства должны изыскать сами компании. При этом государство готово предоставлять им субсидии и госгарантии, а также финансировать НИОКР.

Наконец, Минпромторг предлагает "рассмотреть участие государства в покупке активов за рубежом при условии наличия мотивированного предложения и экономической целесообразности". Это диктуется логикой рынка: российским компаниям нужен доступ к технологиям, а наиболее реальный способ получить его заключается в покупке компаний, обладающих этими технологиями, объясняет чиновник Минпромторга.

Еще в начале февраля, оценивая состояние российского автомобильного рынка в 2009 году, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Андрей Дементьев отметил, что его падение оказалось одним из самых глубоких в мире. Однако, по его словам, "это падение не оказалось роковым благодаря тому, что автопром был и остается одним из приоритетов промышленной политики России".

И Дементьев искренне уверен в том, что российский авторынок имеет потенциал роста, так как "даже в условиях кризиса в прошлом году по легковым автомобилям он все равно стал пятым рынком в Европе".

Обозреватель Анастасия Николаева

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще