Interfax-Russia.ru – В Пермском крае региональное Минобразование одобрило музыкальный взгляд на историю России и родного края.
Для повышения интереса школьников и студентов к истории страны и региона в Пермском крае выпущен специальный музыкальный диск "Популярная история. Часть I". Его авторы - пермская группа "Ансамбль "50 копеек", часть участников которой к тому же выпускники Пермского государственного педагогического университета, - представили свой взгляд на общеизвестные факты истории в стиле рэп.
Эта группа - победитель конкурса молодежных проектов "Прикамский витамин-2009", который проводило министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края. В ближайшее время весь тираж диска будет бесплатно направлен в школы и вузы края.
Диск содержит восемь исторических композиций: "Что такое история?", "Имя России", "Юрьев день", "Ой, горюшко горькое …", "Смутное время", "Краткий обзор дворцовых переворотов", "21 марта 1912 года" и "Суровый НЭП". В министерстве образования уверяют, что песни, посвященные событиям истории России, нисколько не искажают суть происходивших событий.
Вот несколько выдержек из текстов песен.
О смутном времени:
Причины смуты как эпохи безвластия
Коренятся в пресечении Рюриковичей династии,
А также вмешательстве Литвы и Польского государства
В наши дела, в дела московского царства...
О дворцовых переворотах:
Для всех наших поклонников, старых и новых
Краткий обзор эпохи переворотов дворцовых.
Петр Великий - сын Романовых династий
Стал причиной нестабильности верховной власти.
Об Александре Невском:
И прославилось его имя во всех странах, братцы!
От моря Ханужского и до гор Араратских.
И по сторону моря варяжского, и до великого Рима
Была известна его доблесть и сила.
Про него не ходят слухи, не ворчат о нем старухи.
От него когда-то шведы получили оплеухи...
В Минобразовании рассчитывают, что подобный нестандартный подход привлечет внимание старших школьников и студентов к изучению истории. "Европейский опыт показывает, что представлять в таком виде историю популярно", - поясняет консультант отдела содержания образования министерства образования Пермского края Дмитрий Жадаев.
По его словам, все желающие преподаватели истории, кому интересен данный проект, могут обратиться в министерство образования и получить диск. "Заявки уже начинают поступать", - рассказал Жадаев агентству "Интерфакс-Поволжье".
При этом он подчеркивает, что региональное Минобразование никоим образом не настаивает на такой форме преподавания истории – учитель может использовать данный материал, если ему это интересно. "Мы не навязываем этот способ обучения, это не обязательно для учебного процесса", - добавил собеседник агентства.
Интересно, что "Ансамбль "50 копеек" решил обратиться именно к истории, дискуссии по поводу прочтения которой с каждым годом становятся все более интенсивнее. Причем, судя по исследованию ВЦИОМ, доля россиян, в той или иной степени интересующихся историей, в последние годы резко возросла – с 39% в 2007 году до 62% в этом году.
Соответственно, как выяснил ВЦИОМ, намного меньше стало тех, кто совсем не проявляет интереса к истории нашей страны – их доля упала с 54% до 38%. В основном это малообразованные россияне, а также жители малых городов и сел.
Впрочем, по мнению большинства наших сограждан, оценка исторических событий должна быть единой и неизменной, а их переосмысление недопустимо. Также большинство россиян считает, что "национальные истории" недопустимы, и историческая правда всегда одна.
Против того, чтобы дискуссии по историческим вопросам становились частью учебного процесса, высказался на встрече с сотрудниками учреждений культуры Великого Новгорода и президент России Дмитрий Медведев: "Я не против новаторских или авангардных представлений об истории. В парадоксальном мышлении иногда есть смысл. Но эти исследования ни в коем случае не должны превращаться в учебные пособия".
С мнением главы государства согласен и первый заместитель председателя комиссии Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности Олег Пантелеев. "Любой исторический факт только тогда можно считать истинным фактом, когда он признан учеными-историками. Каждый должен заниматься своим делом. Трактовать историю должны только специалисты-историки, а не любой, кому вздумается. Как говорится, сапоги должен тачать сапожник, а пироги печь пирожник", - цитирует сенатора пресс-служба Совета Федерации.
В свою очередь председатель Совета Федерации Сергей Миронов призывает избавиться от формального подхода к преподаванию истории. "Мое твердое убеждение - образование не может и не должно быть формальным, сводиться к "натаскиванию" учеников на тесты. Это особенно пагубно для общественных наук", - сказал спикер Совфеда на встрече с преподавателями истории и обществоведческих дисциплин.
Он выразил сомнение в том, что, если преподавание истории сведется к зазубриванию перечня фактов и дат, знания учеников будут глубокими. "Убежден, что история - это прежде всего цельный взгляд на прошлое, на динамику развития событий", - заявил Миронов.
При этом он особо отметил, что "для крепкого нравственного здоровья личности и общества жизненно необходима объективная история, без вранья и замалчивания". В подтверждение своей точки зрения спикер Совета Федерации процитировал Цицерона, утверждавшего, что "первая задача истории - воздержаться от лжи, вторая - не утаивать правды, третья - не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности".
Вернемся к нестандартному прочтению истории пермской музыкальной группой. На обилие экспериментальных форм преподавания в современных школах обратил внимание Interfax-Russia.ru и директор московского Центра образования N548 "Царицыно", член комиссии по образованию и науке Общественной палаты РФ Ефим Рачевский. "Благодаря обилию инноваций и внедрению новых форм обучения школа все больше становится похожа на рождественскую елку", - отмечает собеседник Interfax-Russia.ru.
При этом он не исключает возможности применения в школах дополнительных форм познания. "Главное, чтобы от этого не было вреда. А если подаваемый материал соответствует действительности, и кому-то от этого весело, то ничего плохого в этом нет", - считает Рачевский.
По его убеждению, то, что будет интересно детям, приживется, что-то – отомрет. При этом Рачевский обращает внимание на то, что в последние годы большинство родителей учащихся, устав от инноваций, все же склоняются к классическим формам обучения.
Кстати, сами пермские музыканты готовы продолжить свои творческие изыскания на исторические темы, а министерство образования Пермского края в случае успеха проекта не отказывается рассмотреть возможность финансирования издания и второго диска группы.
Обозреватель Анастасия Николаева
Фото ИТАР-ТАСС