Interfax-Russia.ru – Минск готов сотрудничать с "Уралкалием", но настаивает на своей юрисдикции для трейдера.
"Уралкалий" и "Беларуськалий" с 2005 года продавали калийные удобрения через зарегистрированную в Минске "Белорусскую калийную компанию" (БКК, "Беларуськалий" продавал через него всю продукцию, а "Уралкалий" - большую часть), которая была создана на паритетных началах.
Тесное сотрудничество между "Уралкалием" и БКК прекратилось в 2013 году. В конце июля "Уралкалий" неожиданно отказался работать с БКК, приняв решение о реализации своей продукции лишь через швейцарский Uralkali trading.
Свои действия компания объяснила тем, что "сотрудничество с белорусскими партнерами в рамках БКК зашло в тупик". Как пояснял ситуацию Владислав Баумгертнер, занимавший тогда пост генерального директора "Уралкалия", компания всегда настаивала на том, чтобы экспортные продажи обоих производителей осуществлялись через единую товаропроводящую сеть. Однако после указа президента Белоруссии от 22 декабря 2012 года об отмене исключительного права ББК на экспортные поставки белорусского калия, "последовали фактические отгрузки "Беларуськалия" вне рамок БКК".
До отказа "Уралкалия" работать через БКК на долю трейдера приходилось 43% мирового экспорта хлоркалия, причем продажами в БКК всегда занимался менеджмент "Уралкалия".
В августе 2013 года Баумгертнера арестовали на территории Белоруссии после встречи с премьер-министром страны Михаилом Мясниковичем. Ему вменялось в вину нанесение ущерба "Беларуськалию" и "Белорусской калийной компании" в результате прекращения совместных продаж.
Помимо этого президент Белоруссии Александр Лукашенко выдвинул требование о смене собственников "Уралкалия", а основному акционеру компании Сулейману Керимову белорусские власти пригрозили объявлением в розыск по линии Интерпола.
За акционера "Уралкалия" и его топ-менеджера не сразу, но вступилось правительство. В ход пошли "нефтяные аргументы", не обошлось и без традиционного выхода Роспотребнадзора, у которого неожиданно появились вопросы к качеству белорусской молочной продукции. Так коммерческое противостояние калийных производителей перетекло в торговый конфликт с политическим оттенком.
Тем не менее, в октябре 2013 года в отношении Баумгертнер было возбуждено уголовное дело в РФ, в ноябре его выдали российской стороне, а в декабре находящегося под домашним арестом Баумгертнера на посту гендиректора "Уралкалия" сменил заместитель председателя совета директоров ОХК "УралХим" Дмитрий Осипов.
Отношения России и Белоруссии в итоге не пострадали, но скорая смена акционеров "Уралкалия" стала очевидна. В итоге крупный пакет "Уралкалия", по данным "Интерфакса", достался группе "Онэксим" (27,1%) и "УралХиму" (почти 20%).
Практически сразу после сделки посол России в Белоруссии Александр Суриков сделал предположение, что сотрудничество "Уралкалия" с "Беларуськалием" будет восстановлено. "После смены собственников - там сменились акционеры, владельцами стали "УралХим" и структуры Прохорова - они ("Уралкалий" - ИФ) готовы к восстановлению сотрудничества с "Беларуськалием", - заявлял Суриков на пресс- конференции в Минске.
На то, что возобновление трейдингового партнерства "Уралкалия" и "Беларуськалия" было бы выгодно обоим производителям, обращал внимание и гендиректор "Онэксима" Дмитрий Разумов. "УралХим" также говорил, что не против возможного возобновления партнерства "Уралкалия" и "Беларуськалия" по продажам минудобрений, если оно будет реализовано на взаимовыгодных условиях. О том, что стороны могут обсудить восстановление совместного трейдера, сообщал и вице-премьер РФ Аркадий Дворкович.
Весной 2014 года акционеры "Уралкалия" планировали провести с руководством Белоруссии переговоры по созданию нового совместного трейдера калийных удобрений. Как подтвердил "Интерфаксу" источник, знакомый с ситуацией, российская сторона предлагала зарегистрировать нового трейдера "Уралкалия" и "Беларуськалия" в Москве, и "Уралкалий" планировал получить контрольный пакет (около 65%) в его уставном капитале. При этом российская сторона не ожидала быстрого достижения договоренности с Белоруссией, переговоры предстоят сложные, отмечал собеседник агентства.
Однако белорусская сторона ответила отказом на предложение по созданию нового совместного трейдера калийных удобрений. "Беларусь не пойдет на создание в Москве совместных компаний по продаже калийных удобрений", - заявил президент Белоруссии.
Вместе с тем Лукашенко предложил "Уралкалию" определиться, как действовать в интересах и белорусской, и российской сторон.
"Главное, чтобы мы с вами все-таки в этой неразберихе или после нее вышли с наименьшей потерей. А, во-вторых, чтобы смогли получить от этого не убытки постоянные, а определенные дивиденды", - заявил он во время встречи с акционером, заместителем председателя совета директоров "Уралкалия" Дмитрием Мазепиным.
В июле 2016 года "Онэксим" Михаила Прохорова продал 20% акций "Уралкалия" структурам, близким к акционеру "УралХима" Мазепину. Таким образом, Мазепин и близкие ему структуры фактически получили полный контроль над "Уралкалием". Еще почти 52% акций находятся в квазиказначейском пакете, а free float составляет лишь около 8%.
При этом, как рассказывал осенью прошлого года Мазепин в интервью телеканалу "Россия 24", "Уралкалий" делал несколько предложений о возобновлении партнерства с "Беларуськалием", но они не были восприняты.
"Отношения (с белорусской стороной - ИФ) ровные, хотя я считаю, что мы должны найти некие точки решения, взаимодействия и компромиссы. Я лично прилагаю к этому усилия в течение двух лет, но, как я понимаю, наверное, чего-то не достает", - добавил Мазепин, отметив, чиновники в Белоруссии, наверное, видят стратегию развития по-своему.
Мазепин сообщил, что у него было несколько встреч с президентом Белоруссии. "Его условия, если будет воссоздана совместная компания, она должна находиться в Белоруссии, наверное, этот вопрос обсуждаем. Но как она будет управляться, кто будет стоять во главе, здесь нужно искать компромисс с учетом интересов российской стороны", - отметил бизнесмен.
"Мы считаем, что переговоры надо продолжать, искать компромисс, и если мы его найдем, будет колоссальная выгода, как для белорусской, так и для российской стороны", - подчеркнул он.
В свою очередь Лукашенко заявлял, что Белоруссия готова к альянсу с "Уралкалием", однако на своих условиях. При этом, по словам премьер-министра Белоруссии Андрея Кобякова, Минск намерен критично относиться к возможному альянсу.
"Этот союз ("Беларуськалия" и "Уралкалия" - ИФ) распался не по нашей вине. (…) Мы остались один на один в 2013 году, выход нашли, предприятие нормально функционирует - и калийное предприятие, и БКК, нашли свое место на рынке, функционируют, ни от кого не завися", - отмечал премьер в интервью агентству Reuters.
Тем не менее, сообщил президент Белоруссии, Минск готов к компромиссам в диалоге с "Уралкалием".
"Сегодня они (представители "Уралкалия" - ИФ) увидели, что сложновато, трудновато работать в одиночку. Тем более увидели, что мы оказались жизнестойкими. И появилось новое руководство, которое предлагает вернуться к работе вместе", - заявил Лукашенко, заслушивая доклад об отдельных вопросах деятельности "Белорусской калийной компании".
Президент напомнил, что ранее поручал проработать варианты совместной работы "Беларуськалия" и "Уралкалия". "Но там интересы Белоруссии должны быть соблюдены уже на 200%, а не на 100%. Мы уже наелись этой совместной работы, поэтому если работать вместе, то - с территории Белоруссии, честно и принципиально договорившись по всем вопросам, и в этом ключе действовать", - сказал белорусский лидер.
"Мы не пойдем ни на какие уступки, но к компромиссам готовы. Но эти компромиссы должны быть взаимовыгодными", - подчеркнул Лукашенко.
Он обратил внимание, что представители российской стороны уже не в первый раз обращаются к нему с просьбой возобновить взаимодействие с "Беларуськалием" по производству и продаже удобрений, а также напомнил, что ранее уже определялись критерии, в соответствии с которыми "Беларуськалию" и БКК необходимо строить свою работу.
"Все должно быть честно и объективно. Если мы вместе начнем работать, значит, мы должны договориться с ними, заключить договор и действовать. Если мы видим, что наших интересов там нет, значит, не надо на это идти. Будем работать, как работали", - заявил Лукашенко.
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook