"Русак" для Арктики

Interfax-Russia.ru - Уникальный вездеход-амфибию для работы на Крайнем Севере создали нижегородские ученые и инженеры вместе с коллегами из Татарстана.

"Русак" для Арктики
Фото предоставлено НГТУ им.Р.Е.Алексеева

Проект по созданию вездехода нового поколения для работы в условиях Крайнего Севера реализовывался при финансовой поддержке Минобрнауки РФ. Эксплуатация существующих колесных и гусеничных транспортных средств в условиях Арктики и в особенности Арктической зимы показывает не достаточную адаптивность к суровым природно-климатическим условиям.

Поэтому перед группой ученых стояла задача создать перспективное транспортное средство с возможностью круглогодичной эксплуатации; увеличением автономности использования до 5-7 дней; повышенным ресурсом деталей трансмиссии, несущей системы и ходовой части; а также возможностью дистанционного управления.

Разработкой нового вездеходного транспортного средства занимались коллективы ученых Нижегородского государственного технического университета (НГТУ) им. Р.Е.Алексеева и индустриального партнера - ООО "Завод механических трансмиссий" (Набережные Челны, Татарстан). Кроме того, в проекте принимали участие специалисты Московского государственного технического университета (МГТУ) им. Н.Э.Баумана и Института прикладной физики (ИПФ) РАН.

Выбором необходимых параметров машин, разработкой и изготовлением арктического кузова, систем управления, а также испытаниями занимались специалисты НГТУ. Их нижегородские коллеги из ИПФ РАН помогли в подборке материалов с применением методов неразрушающего контроля. А специалисты из МГТУ поделились техническими решениями по электромеханической трансмиссии.

В итоге был создан вездеход, получивший название "Русак-3993", ставший прототипом экспериментальных образцов нового поколения эффективных амфибийных транспортных средств для Арктики и Антарктики.

Вездеход амфибия "РУСАК-3993" с колесной формулой 8х8 имеет полную массу 7 тыс. кг, грузоподъемность - 2 тыс. кг, 6-ступенчатую коробку передач с механическим управлением. Максимальная скорость движения 60 км/ч, по воде - 6 км/ч.

Как отметил ректор НГТУ Сергей Дмитриев, в вузе давно сложилась научная школа, связанная с созданием техники для труднодоступных районов и представленная работами в этой области профессоров политеха С.В.Рукавишникова, А.Ф.Николаева и их учеников. По его словам, новая разработка коллектива ученых и инженеров является продолжением этих традиций.

В числе перспективных технических решений, используемых при создании вездехода, сами разработчики особо отмечают применение "зеленых" (гибридных) технологий – электромеханических трансмиссий для машин с гибридной силовой установкой, обеспечивающих сравнительно легкое дублирование систем (тяговых, управления, диагностики).

При создании транспортного средства также были использованы композиционные материалы и металлические сплавы, устойчивые к низким температурам и коррозии, как раз и предоставившие возможность для создания кузова "арктического типа". Кроме того, были разработаны методы неразрушающего контроля при диагностировании несущих частей машин.

Разрабатывался вездеход "Русак-3993" в 2014-2016 годах. Доработанный в 2017-2018 годы прототип этого транспортного средства прошел испытания в период весенней распутицы в Якутии и на Чукотке этой весной - с 23 апреля по 23 мая.

Во время экспедиции вездеход преодолел около 4 тыс. км по маршруту Якутск – Усть-Нера – Зырянка – Черский – Билибино – Певек (самый северный город России).

"Цель экспедиции - проверить в условиях Крайнего Севера решение ходовой системы: подвеску, рулевое, тормозное, трансмиссию, редукторы, чтобы не было поломок. Мы делаем новый проект, для которого делаем проверку решений. За весь период исследований существенных поломок в машине, влияющих на ее работу и ухудшающих показатели эксплуатационных свойств, не было", - сообщил на пресс-конференции заведующий научно-исследовательской лаборатории "Специальные машины и механизмы", доцент кафедры "Автомобили и тракторы" НГТУ Александр Блохин.

Испытания в Арктической зоне РФ позволили оценить проходимость, подвижность, плавучесть и энергоэффективность машины, проверить заложенные технические решения в узлах трансмиссии, ходовой части, рулевом и тормозном управлениях.

Вездеход хорошо показал себя в условиях практически полного бездорожья по закрытым на весенне-летний период автозимникам: переувлажненным грунтам, болотам, озерам, рекам, снежной целине, горным перевалам (Черский, Момский), сопкам, а также торосам на шельфе Восточно-Сибирского моря Северного Ледовитого океана.

С использованием современной высокоточной аппаратуры были проведены исследования тягово-скоростных свойств, проходимости, топливной экономичности и энергоэффективности машины.

Исследования вездехода в северных регионах также позволили отработать способы преодоления препятствий, проверить работу систем жизнеобеспечения машины в сложных природно-климатических условиях.

Блохин пояснил, что в настоящее время, несмотря на разнообразие вездеходов, применимых к арктическим условиям транспортных средств нет.

Отвечая на вопрос о серийном выпуске, он сообщил: "Это может быть мелкосерийное производство, спрос здесь не является массовым. Мы планируем, что мы выйдем на 50, может быть 100 машин в разных модификациях в год".

В свою очередь председатель совета директоров группы компаний "КОМ" (в которую входит ООО "ЗМТ") Василий Маньковский сообщил, что по итогам маркетинговых исследований потребность в таких транспортных средствах в России оценивается от 500 до 1 тыс. штук.

Ректор НГТУ добавил, что правительство России финансирует различные гранты и федеральные целевые программы, поэтому есть возможность на конкурсной основе получать эти средства. "По федеральной целевой программе мы выиграли большой грант, который лег в основу создания этих "РУСАКов". У нас таких "РУСАКов было несколько, были двухосные, сейчас четырехосные", - сообщил Дмитриев.

При этом он отметил, что НГТУ тесно работает с промышленными партнерами и строительство "РУСАКа" осуществлялось не только с использованием федеральных средства, но и на средства партнера - ООО "ЗМТ".

Со своей стороны президент экспедиционного центра "Арктика" Русского географического общества, почетный полярник Владимир Чуков, поздравив участников экспедиции с успешным завершением испытаний, отметил безусловные технические достоинства машины и обратил особое внимание на не менее важный социальный аспект создания такой техники, которая позволяет сделать достойной жизнь людей, живущих и работающих в сложных климатических условиях.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook