Interfax-Russia.ru - Около 10 тыс. ИП начали бизнес в Нижегородской области в этом году, в том числе около 300 юрлиц благодаря проекту "Популяризация предпринимательства".
По данным аналитической системы "СПАРК-Интерфакс", Нижегородская область входит в тройку регионов Приволжского федерального округа (ПФО), где самый "живучий" бизнес.
Анализ данных показывает, что за последние 4 года больше всего юридических лиц в Поволжье было зарегистрировано в 2017 году - 61 тыс. 901. В Нижегородской области в тот год 8 тыс. 458 предпринимателей открыли свой бизнес. Большее количество новых предпринимателей было зарегистрировано только в Татарстане (10 тыс. 862) и Самарской области (10 тыс. 741).
Существенная часть этих компаний за эти годы закрылась. По данным на середину ноября 2020 года, из юрлиц, зарегистрированных в 2017 году, "выжили" чуть больше половины. В Нижегородской области их оказалось 58,45%, по этому показателю ее опережает лишь Татарстан (64,59%), а замыкает тройку лидеров Башкирия (56,74%).
При этом "процент выживаемости" юрлиц увеличивается год от года, и в 2020 году, несмотря на пандемические сложности и пессимистические прогнозы, в Нижегородской области остались на плаву 99,53% из существовавших на начало года юрлиц (в Татарстане - 99,15%, в Самарской области - 99,03%). В целом по Поволжью этот показатель составил 98,92%.
В настоящее время в Нижегородской области зарегистрировано 75 тыс. 122 действующие компании, из которых 72,38% (54 тыс. 375) внесены в реестр малого и среднего предпринимательства (МСП). По этому показателю регион занимает третье место среди субъектов Приволжского федерального округа, где, в общей сложности, зарегистрировано 595 тыс. 528 компаний (402 тыс. 729 МСП). В лидерах Татарстан (98 тыс. 928, из которых 68,29% МСП (67 тыс. 560) и Самарская область (83 тыс. 885 и 58 тыс. 925 соответственно).
По данным аналитической системы "СПАРК-Интерфакс", около трети (32,52%) из общего числа компаний, представляющих МСП и зарегистрированных в Поволжье, "живут" более 10 лет. При этом доля "новичков", появившихся в 2020 году, составляет 9,62% (38 тыс. 742). Нижегородская область по этому показателю не сильно отличается от остальных регионов: около трети (32,91%) "выживших" за 10 лет компаний МСП (17 тыс. 894), из них 8,38% (4 тыс. 558) в возрасте "меньше года".
Безусловно, пандемия наложила отпечаток на статистику регистрации юрлиц. Так, если в прошлом году в Нижегородской области бизнес начали 14 тыс. 508 ИП (включая зарегистрированных в реестре МСП), из которых "на плаву" остались 74,72% (10 тыс. 840), то за почти 11 месяцев этого года в регионе зарегистрировались 9 тыс. 859 ИП. Зато "процент выживаемости" в этом году значительно увеличился. На данный момент в регионе действуют 8 тыс. 958 ИП (90,86%), в том числе зарегистрированных в регистре МСП.
Больше всего обращений по регистрации юрлиц в Нижегородской области пришлось на октябрь-ноябрь, что объяснимо началом делового сезона после летних отпусков. Причем, почти в 70% случаев их учредителями выступают мужчины.
В том числе около 300 юридических лиц и ИП в 2020 году зарегистрировали участники проекта "Популяризация предпринимательства в Нижегородской области", который реализуется в рамках нацпроекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", запущенного в регионе по инициативе губернатора области Глеба Никитина.
Предприниматели выбрали для себя совершенно различные направления деятельности - от сельского хозяйства до комплексной деятельности по обеспечению работы организаций.
Проект "Популяризация предпринимательства", включавший в себя конкурс бизнес-идей, программу "Бизнес-наставничество" и предпринимательский форум, был реализован в регионе в прошлом году. А с учетом сегодняшних реалий проект трансформировался в том числе и в поддержку бизнеса в кризисных ситуациях, давая возможность потерявшим работу нижегородцам открыть свое дело с привлечением государственной поддержки.
Так, зарегистрировавшиеся в проекте не платят госпошлину, поскольку документы подаются в режиме онлайн; будущим предпринимателям помогают с выбором формы регистрации (ООО, ИП и т.д.), подбирают оптимальный режим налогообложения и виды деятельности по ОКВЭД; помогают с составлением заявления для подачи в регистрирующий орган и консультируют по открытию расчетного счета в банке.
С момента старта "Популяризации предпринимательства" в июне в проекте зарегистрировались около 10 тыс. жителей региона. Всем им дали возможность протестировать свои предпринимательские способности, принять участие в обучающих вебинарах на актуальные темы, получить онлайн-консультации, а также принять участие в реализации своих бизнес-идей совместно с ведущими экспертами.
Одним из ключевых мероприятий проекта "Популяризация предпринимательства" в 2020 году вновь стал конкурс бизнес-идей, в котором на этот раз приняли участие около 800 человек. Среди их предложений производство экологических игрушек, одежды для новорожденных, игровых домиков из картона, химического анкера, мебельного конструктора, а также создание научно-познавательных шоу, студий детского творчества.
После отбора лучших идей вошедшим в проект участникам предстоит работа с наставниками, которые помогут превратить бизнес-идеи в профессиональный бизнес-план.
Всего в рамках программы "Бизнес-наставничество" создано 10 групп, каждая из которых получит своего руководителя-наставника, в роли которых выступают успешные предприниматели, которые помогут грамотно составить бизнес-план, масштабировать проект и увеличить прибыль.
По данным организаторов проекта, среди участников этой программы приблизительно поровну мужчин (45%) и женщин (55%), а вот разброс по возрасту большой: самый молодой участник – 2004 года рождения, самый возрастной – 1955 года. Самая многочисленная группа наставляемых - действующие предприниматели (30%), которые хотят расти профессионально и получить новый опыт; на втором месте (25%) – люди в возрасте 30-45 лет; примерно по 10% – безработные и студенты; среди остальных - военнослужащие, лица, занятые в МСП и т.д.
Среди представленных на конкурс заявок в этом году около четверти заняли IT-проекты, авторы которых предлагают создать промышленный агрегатор для b2b-сегмента, маркетплейс для предпринимателей, мобильные приложения для покупки автозапчастей.
Как рассказали Interfax-Russia.ru организаторы проекта, среди наиболее актуальных тем, по которым будущие и уже действующие предприниматели задавали вопросы своим наставникам, - поиск инвестора, способы расширить "воронку продаж", а также оптимальные действия по созданию успешных маркетплейсов и интернет-платформ.
Наиболее активную группу - по информационным технологиям - ведет управляющий партнер, директор по развитию бизнеса Logrocon, член клуба директоров по разработке Microsoft Владимир Туровцев. В свое время он стал победителем конкурса "Лидеры России", по результатам которого получил в наставники нижегородского губернатора Никитина.
"Предпринимательство - это драйвер экономики, но также и тяжелый труд. И потому так приятно видеть людей, которых не пугают сложности, которые меняют существующие подходы и решения и стремятся создать нечто, зачастую принципиально новое. И наставничество - это не односторонний процесс, а взаимное творческое обогащение, я всегда учусь вместе с командой", - рассказал Interfax-Russia.ru Туровцев.
В то же время он сообщил и о самых распространенных ошибках, которые совершают начинающие предприниматели. Среди них на первое место Туровцев поставил такой антипаттерн как "Я придумал - мне нравится".
"Смысл в том, что человек, который придумал идею, как правило, смотрит на нее сквозь розовые очки, и оценить ее критически получается не всегда, так как он является автором. Сюда же можно отнести такую распространенную ситуацию, когда вы проводите первичный опрос потенциальных пользователей среди круга своих знакомых, они, боясь вас обидеть, говорят то, что вы хотите услышать. И картинка вновь получается необъективная, а за нее объективно приходится расплачиваться временем и деньгами", - пояснил собеседник Interfax-Russia.ru.
Второй распространенной ошибкой он назвал идею целого "космического корабля", который сразу должен объять все сегменты, и надежду на быстрый поиск инвестора на "стопятьсот миллионов" рублей для реализации представленной идеи.
"Вначале важно реализовать минимально доступный функционал, может даже не на том стеке технологий, что вы хотели. Выберите один сегмент и протестируйте свою гипотезу на нем. Таким образом у вас будет больше вероятность усилить ваш проект и найти надежного инвестора в перспективе. Да и в случае "нелетабельности" проекта вы экономите время и деньги и можете сконцентрироваться на других идеях вместо истории неуспеха", - дает совет Туровцев.
Впрочем, отмечает он, учитывая всю сложность предпринимательского пути, некоторые огрехи, которые практически невозможно обойти без личного или стороннего опыта на старте своей предпринимательской деятельности, неизбежны.
Туровцев назвал очень важным возможность общения: "Общайтесь с возможными клиентами, с потенциальными партнерами, с единомышленниками и "себеподобными". Общение открывает достоинства и обнажает недостатки ваших идей и проектов на ранней стадии, которые можно исправить и усилить свою позицию".
По его словам, чем больше общения с людьми с аналогичными интересами, возможности поделиться с ними идеями и "услышать" обратную связь, тем больше вероятность, что на почве такой синергии "произрастет нечто воистину удивительное".
Все бизнес-идеи, поступившие на конкурс, проанализируют и оценят представители реального сектора экономики, лидеры отраслей, соответствующих профилю проектов. Эксперты дадут также оценку экономической целесообразности и технической реализуемости проектов.
В итоге авторы лучших идей получат содействие в реализации своих проектов. Причем речь идет о поддержке компаниями, действующими не только на территории Нижегородской области, но и по всей России.
Так, для победителей программы "Бизнес-наставничество" предусмотрены более 500 часов записей практикумов, вебинаров и тренингов от экономиста, автора теории "Черного лебедя" Нассима Николаса Талеба, предсказавшего финансовый кризис 2008 года; американского актера, предпринимателя и политического деятеля Арнольда Шварценеггера; британского предпринимателя, основателя корпорации Virgin Group Ричарда Бренсона и многих других.
Завершится проект "Популяризация предпринимательства" форумом, который соберет региональное деловое сообщество - известных и начинающих предпринимателей, отраслевых экспертов, инвесторов.