Поволжье / Точка зрения 7 августа 2009 г. 09:44

Синдром Пикалево

Interfax-Russia.ru – В Тольятти на митинг протеста против сокращения рабочей недели и остановки конвейера "АвтоВАЗа" вышли, по различным оценкам, от 700 до 2 тыс. человек.

Собравшиеся требовали не допустить в Тольятти гуманитарную катастрофу – ведь от работы "АвтоВАЗа", который является градообразующим предприятием, зависит благополучие практически всех жителей города с населением более 700 тыс. человек.

Вполне объяснимо, что участники акции протеста говорили о том, что Тольятти не должен превратиться во второе Пикалево. "Если Тольятти громыхнет - мало никому не покажется", - заявил на митинге представитель межрегионального профсоюза работников автопрома.

Опасения собравшихся были вполне обоснованы. На "АвтоВАЗе" трудится около 110 тыс. горожан, и внеплановая августовская остановка конвейера сократит их доходы на треть. А последующий с сентября переход на сокращенную рабочую неделю, как минимум, уполовинит зарплату сотрудников автозавода. После сокращения у некоторых заводчан зарплата будет меньше прожиточного минимума. Все это неизбежно приведет к тому, что пострадают торговля, транспорт, сфера ЖКХ. Значительно сократят объемы работ и предприятия-смежники – поставщики "АвтоВАЗа".

Напомним, что заявку на проведение митинга независимый профсоюз ОАО "АвтоВАЗ" "Единство" подал 24 июля. "Наш митинг, по сути, носит предупреждающий характер. Мы хотим, чтобы власти задумались о том, что будет в октябре, когда люди получат сокращенную заработную плату", - заявил накануне акции протеста агентству "Интерфакс-Поволжье" руководитель независимого профсоюза Петр Золотарев.

По оценкам милиции, митинг у дома культуры и техники ВАЗа собрал около 700 человек, по оценкам независимого профсоюза – около 2 тыс. Участие в митинге приняли не только сотрудники предприятия, но и представители смежников, на которых неминуемо скажется простой "АвтоВАЗа".

Некоторые из митингующих держали флаги КПРФ и ЛДПР. У импровизированной трибуны пенсионеры предприятия стояли с лозунгами "Даешь рабочий контроль", "Нет сокращениям на ВАЗе", "Менеджерам - зарплаты рабочих".

Открывший митинг руководитель независимого профсоюза автозавода Золотарев заявил о намерении обратиться в правительство РФ с предложением о национализации завода. "Мы, участники митинга, обращаемся к президенту и правительству Российской Федерации и считаем, что частные собственники "АвтоВАЗа" довели и завод, и город до грани гуманитарной катастрофы. В настоящее время руководство "АвтоВАЗа" своими решениями расписывается в своей некомпетентности и социальной безответственности", - заявил лидер независимого профсоюза "Единство".

В свою очередь депутат тольяттинской думы от КПРФ Владимир Поплавский сообщил о подготовленном к руководству страны обращении, в котором проведен анализ работы "АвтоВАЗа" со времени его основания до настоящего времени. Он отметил, что цель этого обращения – показать, как завод работал раньше, и в каком бедственном положении находится сейчас.

Митингующие требовали прозрачности финансовой и хозяйственной деятельности предприятия и предоставления рабочим права приостанавливать любое решение высшего руководства "АвтоВАЗа".

Также в числе требований - обеспечение занятости работников автопредприятия, передача общежитий "АвтоВАЗа" в собственность муниципалитета, а также разработка долгосрочной программы развития отечественного автопрома и программы стимулирования спроса на отечественную продукцию.

По итогам митинга участники акции протеста приняли резолюцию с требованием национализации предприятия без права последующей приватизации. Собравшиеся также потребовали от Счетной палаты провести расследование расходования средств предприятия и привлечь "к ответственности руководство завода за неэффективное управление и хищение средств".

Между тем, руководство предприятия не согласилось с предъявленными претензиями. В частности, о сокращении на предприятии административных издержек проинформировал вице-президент "АвтоВАЗа" по персоналу Сергей Наумов. По его словам, число управленцев на заводе было уменьшено вдвое, а оставшиеся будут работать в усеченном режиме, как и остальные сотрудники предприятия, получая в августе те же две трети зарплаты.

Министр промышленности, энергетики и технологий Самарской области Владислав Капустин подтвердил, что на предприятии идет планомерная работа по сокращению рабочих издержек. "Руководство "АвтоВАЗа", в том числе вся команда менеджмента, которая подверглась сегодня определенной критике, решила на сегодняшний день самую важную задачу - сохранило рабочие места", - добавил Капустин.

По словам чиновника, деньги на "АвтоВАЗ" могут поступить только от продажи автомобилей. "Мы все реально должны понимать, что государство оказало беспрецедентную и своевременную помощь предприятию, что позволило стабилизировать работу", - сказал он, высказав надежду, что "дно падения спроса на автомобили "АвтоВАЗа" преодолено".

В свою очередь Наумов предположил, что если тенденции роста продаж Lada будет продолжаться, то может быть "изменен режим работы предприятия".

О необходимости стимулирования спроса на автомобили по примеру ряда стран ЕС, как одной из форм поддержки автоконцерна в нынешней ситуации, заявил "Интерфаксу" и председатель Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков.

Глава ФНПР считает, что сложная ситуация с занятостью на автопредприятии на руку его конкурентам, включая иностранные автоконцерны, которые стремятся занять нишу отечественного автогиганта на рынке. "Мое объяснение происходящему состоит в том, что все конкуренты хотят добить "АвтоВАЗ". Делается все для того, чтобы 30% автомобильного рынка России, приходящихся на "АвтоВАЗ", были заняты другими производителями", - заявил Шмаков в интервью "Интерфаксу".

По его мнению, нынешнее положение, в котором находится автоконцерн, является типичным для российской автомобильной промышленности в условиях кризиса. "Практически все заводы на август остановлены - будь то производители иностранных автомобилей, или автомобилей российских марок", - констатировал Шмаков.

Он не исключил и вероятности повторения в некоторых моногородах ситуации, аналогичной Пикалево. "Именно поэтому Минздравсоцразвития, не без нашего нажима, разрабатывает специальные программы по поддержке моногородов в том смысле, что при закрытии предприятий там требуется увеличенная сумма тех средств, которые необходимо выплачивать в качестве пособия по безработице. И это правильный подход", - считает глава ФНПР.

По его мнению, нарастание безработицы, а, по прогнозам ФНПР, численность работников, которых могут уволить осенью, может колебаться в пределах до 200-400 тыс. человек, будет вести к росту социального напряжения в моногородах и в целом в России.

О возможном росте социального напряжения говорят и данные июльского опроса ВЦИОМ, согласно которым почти пятая часть россиян считают активные протестные действия единственным способом удовлетворения требований трудящихся. А около трети опрошенных - вполне нормальными формами экономической борьбы.

Обозреватель Анастасия Николаева