Interfax-Russia.ru – Священник Ижевской епархии РПЦ высказал претензии к театральной постановке пушкинской "Метели" в Удмуртии. Местные власти запрещать спектакль не намерены.
На днях в соцсетях появился скан обращения "штатного священника Свято-Михайловского собора Ижевской епархии РПЦ" в адрес администрации главы Удмуртии с просьбой об "адекватной реакции" руководства республики и принесении официальных извинений от театра, режиссера постановки и Минкультуры за оскорбление его религиозных чувств. Претензии священнослужителя вызвала постановка пушкинской "Метели" в Русском драматическом театре республики.
"Возмущен употреблением во время постановки символа православия - креста и архиерейского облачения, причем наперсный крест имел гипертрофированный и уродливый вид", - говорится в письме.
Священник заявил, что он был глубоко оскорблен.
"Созданный уродливый образ священника пьяницы и вымогателя глубоко оскорбил мои религиозные чувства не только как священнослужителя, но и как верующего человека", - пишет автор.
Священник посчитал подобную трактовку образа нарушением ст. 148 УК РФ (нарушение права на свободу совести и вероисповеданий), произведенным публично и потребовал "прекратить использование православной символики, облачений и частей чинопоследования православных таинств в постановках".
Он потребовал официальных извинений от руководства театра, режиссера и министерства культуры за постановку, которые должны быть опубликованы в СМИ, на сайте театра и министерства культуры. В случае невыполнения этих требований автор письма пригрозил обратиться в суд и прокуратуру.
Премьера вызвавшей претензии постановки пушкинской "Метели" в Русском драматическом театре республики состоялась еще 5 марта 2014 года, и, по словам режиссера постановки Максима Соколова, до этого "ничьи чувства он не оскорблял".
Со своей стороны министр культуры и туризма Удмуртии Владимир Соловьев заявил, что убирать постановку из репертуара театра не будут - очередной спектакль запланирован на 21 марта. "Спектакль востребованный. Если по одному, по двум письмам сейчас мы будем снимать спектакли - извините, у нас в репертуаре ничего не останется. У нас нет такого спектакля, и нигде нет, в репертуаре ни одного театра в мире, чтобы стопроцентно всем все понравилось", - заявил он агентству "Интерфакс-Поволжье".
По словам министра, субъективизм в искусстве никто не отменял: "К любому факту, к любому событию, к любой личности люди относятся по-разному: 700 зрителей - 700 мнений, 700 позиций. Каких-то оскорблений и подобных вещей не должно быть".
Вместе с тем, сообщил Соловьев, в Удмуртии будет учрежден экспертный совет, который будет на этапе обсуждения и сдачи спектакля высказывать свое мнение, оценивать постановки, чтобы впредь не допустить потенциальных оскорблений.
Совет планируется создать в ближайшие дни, в него войдут 7-8 человек. "Это не будет цензура, это просто будет мнение профессионалов по поводу того или иного спектакля, той или иной постановки, которые будут осуществляться во всех театрах", - подчеркнул министр.
При этом он отметил, что в совет будут входить только профессионалы. "Это будут ветераны, уважаемые в этом направлении искусства люди, которые будут объективно высказывать свою позицию, люди, которые разбираются в этом, чтобы на этапе постановки и на этапе сдачи режиссер, отвечающий за постановку, услышал предложения и замечания", - сказал Соловьев, добавив, что людей, "принадлежащих к религии, промышленности или сельскому хозяйству" в совете точно не будет.
Министр культуры и туризма Удмуртии также сообщил, что в настоящее время совместно с руководством театра готовят ответ священнику, но сути его разглашать не стал. "Если есть вопросы и претензии, и действительно это так, как это было в письме, и это оскорбляет чувства определенной части населения,- реакция, безусловно, с нашей стороны должна быть. И, в первую очередь, со стороны театра и тех режиссеров, которые ставят и будут ставить в перспективе", - сказал министр.
В свою очередь главный режиссер Государственного Русского драматического театра Удмуртии Петр Шерешевский заявил, что не согласен с тем, что их спектакль по мотивам пушкинской "Метели" в инсценировке Василия Сигарева оскорбляет религиозные чувства верующих и нарушает права на свободу совести и вероисповеданий.
"Россия - светское государство. Священник - не бог. Это человек, и он может совершать любые греховные деяния. Любое художественное изображение священника, в том числе сатирическое, никак не может оскорбить религиозные чувства верующих. При изображении священника на сцене он, естественно, одет как священник. Костюм его является художественным образом, а не настоящим церковным облачением", - отметил режиссер.
В противном случае, считает Шерешевский, нужно запретить не только ставить, но и издавать, и распространять половину произведений классической литературы. В качестве примеров он привел такие произведения, как "Сказка о попе и его работнике Балде" Александра Пушкина, "Братья Карамазовы" Федора Достоевского, "Овод" Этеля Войнича, "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок" Ильи Ильфа и Евгения Петрова. "Перечень можно продолжать бесконечно", - добавил главный режиссер.
Между тем председатель отдела по взаимодействию церкви и общества РПЦ Всеволод Чаплин считает, что символы веры трогать нельзя. "Закон запрещает осквернение почитаемых верующими предметов и символов, и ясно, что помещение их в ненадлежащий или унижающий контекст – это тоже осквернение", - заявил в интервью "Русской службе новостей" Чаплин.
По его словам, изображение священника может быть критическим: "Все-таки священник – это не священный символ. Критика и ирония в их адрес возможны".
Однако, говорит глава отдела РПЦ по взаимодействию церкви и общества, когда речь идет о таких символах, как распятие, крест, икона, Библия, Коран, имя пророка Мухаммеда - "здесь действует однозначный запрет на любое их кощунственное использование и осквернение".
Чаплин уверен, что здесь должна действовать прокуратура, так как она должна охранять закон, поскольку в данном случае речь идет не столько о соблюдении интересов одного лица, сколько о соблюдении законов в целом.
Впрочем, не все православные деятели разделяют эту точку зрения. Так, известный миссионер протодиакон Андрей Кураев считает, что в случае с пушкинской "Метелью" "оскорбленность чувств" удмуртского священника неуместна.
"Пушкинская повесть - это типичная рождественская сказка. Рассказ о предельно несчастном человеке, на которого вдруг сваливается немыслимое нежданное счастье. Намек сказки ясен: Бог лучше знает, как привести человека к радости. Ведь венчайся героиня по своему хотению - и уже через полгода стала бы вдовою. А так ее мужем стал любимый человек, но вместо бедного прапорщика она получила 26-летнего богатого полковника и героя войны", - пишет Кураев на своей страничке в соцсети.
Тем более, обращает он внимание, ни у Пушкина, ни у Сигарева никаких намеков на нетрезвость священника нет. Так что, по мнению Кураева, "не стоит следовать дурному модному поветрию выискивать повод для эксгибиции "оскорбленных религиозных чувств" и ругаться с Пушкиным..."
Примечательно, что сам священник, обратившийся к руководству Удмуртии с претензией на театральную постановку, уже жалеет о том, что его заявление вызвало такой общественный резонанс. "Он, естественно, не хотел этого. Он хотел, чтобы власти и те, кто могут как-то повлиять на эту постановку, что-то сделали. Потому что действительно тиражируется этот образ священника - мздоимца, пьяницы, тем более, накануне Великого Поста. Его чувства, как человека верующего, вполне можно понять", - сообщил агентству "Интерфакс-Поволжье" пресс-секретарь Ижевской и Удмуртской епархии протоиерей Димитрий Леонтьев.
При этом представитель епархии подчеркнул, что заявление священника не является официальной позицией церкви к данной постановке - это его личное мнение, как человека верующего.
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook