Interfax-Russia.ru – Следственный комитет при прокуратуре РФ продолжит поиск виновных в авиакатастрофе Boeing 737-500 в сентябре 2008 года в Перми.
Напомним, что пассажирский Boeing 737-500 авиакомпании "Аэрофлот-Норд", совершавший рейс из Москвы в Пермь, разбился 14 сентября 2008 года. В результате авиакатастрофы погибли 88 человек – 6 членов экипажа и 82 пассажира.
По факту авиакатастрофы Следственный комитет при прокуратуре РФ возбудил уголовное дело по ч.3 ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшие смерть двух и более лиц).
Одной из основных причин катастрофы самолета комиссия Межгосударственного авиакомитета (МАК) в июне прошлого года назвала ошибки пилотов. Расследование пришло к выводу, что катастрофа произошла из-за потери командиром воздушного судна Родионом Медведевым ориентации в пространстве. "Медведев резкими несоразмерными движениями штурвала ввел самолет в интенсивное левое кренение, в результате чего воздушное судно перевернулось и упало в овраг на Транссибирскую магистраль", - говорилось в отчете комиссии. Кроме того, согласно отчету, в крови погибшего пилота эксперты обнаружили алкоголь.
Кроме того, системной причиной катастрофы МАК назвал недостаточный уровень организации в авиакомпании "Аэрофлот-Норд" летной и технической эксплуатации самолетов Boeing 737. В частности, комиссия установила, что погибшие пилоты прошли курс обучения техническому английскому языку в несертифицированном учебном заведении, преподаватели которого не имеют лингвистического, авиационного или педагогического образования. А уровень владения английским языком второго пилота не позволял ему ознакомиться со всей документацией воздушного судна.
Отмечала комиссия МАК и низкое качество технического обслуживания самолетов Boeing 737 в компании "Аэрофлот-Норд". Согласно отчету, в свой последний рейс воздушное судно ушло с двумя отложенными неисправностями - у самолета не работала бортовая система предупреждения столкновений (TCAS), а также автомат тяги. Причем, как установила комиссия, эти дефекты стали проявляться еще 6 августа 2008 года, однако никто самолет ремонтировать не спешил.
Основным виновником произошедшего назвали командира Boeing 737-500. "Причиной катастрофы самолета явилась потеря пространственной ориентировки командиром воздушного судна Медведевым, осуществлявшим пилотирование самолета на заключительном этапе полета, на фоне психически неуравновешенного состояния, которое было обусловлено наличием алкоголя в организме", - заявил тогда "Интерфаксу" официальный представитель СКП Владимир Маркин. По его словам, действия командира привели к "перевороту самолета через левое крыло, его вводу в интенсивное снижение и столкновению с землей".
Данный вывод подтверждался заключением судебно-медицинской экспертизы, проведенной по обнаруженным на месте происшествия останкам Медведева. Экспертиза показала, что в момент пилотирования мужчина находился в состоянии легкого алкогольного опьянения. Таким образом, Медведев совершил преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 263 УК РФ. В связи со смертью подозреваемого в марте 2010 года уголовное дело было прекращено.
Между тем, в постановлении о прекращении уголовного дела указывалось и на нарушения, допущенные диспетчерской службой аэродрома Большое Савино (Пермь). "Диспетчерами при работе с экипажем Boeing 737-500 был допущен ряд незначительных отклонений в технологии радиообмена с экипажем", - говорится в постановлении.
По мнению следствия, эти отклонения свидетельствуют о недостаточной технологической дисциплине специалистов диспетчерской службы и недостатках в регламентирующих руководящих документах. При этом, как отмечается в постановлении, выявленные нарушения не могли стать причиной катастрофы, однако требуют "применения дисциплинарных мер наказания и необходимости изменения нормативных документов".
Также СКП предложил министерству транспорта РФ закрепить на законодательном уровне требование об обязательном медосмотре членов экипажей воздушных судов во всех пунктах полета, включая конечные и промежуточные. Это, по мнению СКП, необходимо не только для того, чтобы не допустить пилотов в состоянии алкогольного опьянения к управлению самолетом, но и "с целью выявления состояния здоровья пилотов, препятствующего исполнению их обязанностей либо нарушающих условия безопасности полетов".
Сообщение о прекращении уголовного дела по факту крушения "Боинга" в Перми стало неожиданностью для родственников погибших в авиакатастрофе. "Для нас это неожиданность. Мы писали запросы в прокуратуры. В заключении говорится, что виноват пилот. Ни одного чиновника, ни одной фамилии там не фигурирует", - заявил агентству "Интерфакс-Поволжье" руководитель инициативной группы родственников погибших Валерий Севостьянов, потерявший в авиакатастрофе дочь.
Помимо этого, как сообщила агентству уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина, родственникам не предоставили возможность полностью ознакомиться с текстом уголовного дела. "Для этого, как нам сказал следователь СКП РФ, каждому из нас надо ехать в Москву. Мы не считаем это правильным", - заявила Марголина.
"В том тексте, который нам предложен, мы не нашли ответов на вопросы, которые мы задавали и просили рассмотреть в ходе следствия. А задавались эти вопросы Следственному комитету и Генеральной прокуратуре от имени родственников погибших", - напомнила омбудсмен.
Она также отметила, что родственники погибших не ознакомлены с официальным отчетом правительственной комиссии. "К сожалению, нет официальной информации правительственной комиссии, которая на наш взгляд должна быть доступной не только нам, но и всем россиянам, по определению степени вины тех государственных должностных лиц и структур, бизнес-структур, которые осуществляли перевозки. И самое главное, какие меры были рекомендованы структурам на уровне правительственной комиссии по выявленным причинам, которые способствовали катастрофе. У нас этой информации нет. Если комиссия еще не закончила работу - информация у нас об этом тоже должна быть", - сказала Марголина.
При этом, по ее словам, даже в том не полном виде, в котором был представлен отчет МАК, было указание на "некие очевидные причины, связанные с неготовностью летчиков к работе на иностранных воздушных суднах, с не полностью проведенной конкретными лицами учебной подготовкой, в том числе, проведение обучения иностранному языку нелицензированным образовательным заведением".
"Были проблемы с медицинским осмотром и допуском к полету. И мы бы считали, что действия конкретных надзорных должностных лиц и коммерческих структур должны получить некую оценку", - сказала омбудсмен.
О намерении обжаловать постановление СКП о прекращении уголовного дела и потребовать его отмены заявил и адвокат Игорь Трунов, представляющий интересы потерпевших. "Несмотря на существование нарушений, следствие приходит к странному выводу о том, что виновен во всем пилот, а поскольку он погиб, то все, дело прекращено", - сказал "Интерфаксу" Трунов, подчеркнув, что намерен ставить вопрос о вынесении частного определения в адрес ведомств и структур, которые, в том числе, отвечают за подготовку пилотов.
В обращении потерпевших к Генпрокурору РФ Юрию Чайке и председателю СКП РФ Александру Бастрыкину указывается, что к гибели самолета привели не только действия пилотов, "но и преступная халатность многих должностных лиц аэрофлота и связанных с ним структур". По мнению потерпевших, каждый из них попадает под действие п. 2 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего выполнения лицом своих профессиональных обязанностей).
"Мы требуем, чтобы по каждому факту "ненадлежащего выполнения лицом своих профессиональных обязанностей", зафиксированных в заключении МАК, были найдены виновные и наказаны по статье 109 УК РФ", - говорится в обращении, текст которого опубликован на сайте коллегии "Трунов, Айвар и партнеры". Если к гибели людей привело ненадлежащее выполнение обязанностей десятками должностных лиц, то каждый из них виновен в трагедии, а не тот один, который был за штурвалом самолета, считают пострадавшие.
В частности, по их мнению, под действие ст. 109 попадают должностные лица, допустившие грубые нарушения режима труда и отдыха пилотов. Так, в жалобе указано, что до момента катастрофы пилоты три ночи подряд совершали ночные полеты, и за несколько дней до катастрофы экипаж отработал полумесячную нагрузку. Авторы документа ссылаются на заключение МАК, в котором отмечается, что в дни, предшествующие катастрофе, командир воздушного судна (КВС) "был практически лишен полноценного ночного отдыха": "За последние три дня КВС выполнял седьмой полет, из которых три, включая аварийный, проходили в ночное время. В период времени 11-12 сентября КВС выполнил четыре полета со значительными нарушениями установленной продолжительности рабочего времени и времени отдыха".
Есть серьезные сомнения у авторов документа и по поводу заключения о том, что командир судна находился в состоянии алкогольного опьянения. В частности, они указывают на то, что для доказательства повышенной концентрации алкоголя в крови необходимо сделать анализ крови. Его то как раз сделано не было - проводился только анализ тканей. В то время как алкоголь в малых концентрациях присутствует в тканях любого человека, в том числе даже в тканях маленьких детей.
В обращении также подчеркивается, что "в случае приема алкоголя, даже в больших дозах, он разлагается в организме до обычного уровня за несколько часов". Вместе с тем, останки пилотов идентифицировали лишь через несколько суток после катастрофы. "В этих условиях анализов, доказывающих повышенный уровень алкоголя в крови пилотов, просто не может быть", - утверждают авторы документа.
Потерпевшие также обращают внимание на ту часть заключения МАК, в которой говорится о том, что "длительное неустранение дефекта" самолета, о котором упоминалось выше, "свидетельствует о низком качестве технического обслуживания самолетов типа Boeing 737 в авиакомпании и слабом уровне подготовки персонала ОАО "ВАРЗ-400" (Внуковский авиаремонтный завод – ИФ)".
Потере пилотами пространственной ориентации способствовали также неквалифицированные действия диспетчерской службы, считают авторы обращения: "При организации повторного захода на посадку диспетчера запутали пилотов, о чем свидетельствуют записи переговоров".
Однако первопричиной трагедии потерпевшие считают действия чиновников "Аэрофлота", связанные с заключением договора аренды компанией авиалайнера Boeing-737-500 с лизинговой компанией Pinewatch Ltd. "Лица, принимавшие решение об аренде самолета, понимали, что ресурс авиалайнера практически исчерпан. Самолет многие годы интенсивно эксплуатировался в Китае сразу тремя авиакомпаниями (Xiamen Airlines, China Southwest Airlines, Air China) в атмосфере повышенной влажности, в условиях повышенного износа, при приемке которого были выявлены множественные неполадки. В России самолет начали эксплуатировать с 28 июля 2008 года и должны были прекратить 10 октября 2008 года", - говорится в документе.
Между тем, по информации американской юридической компании Ribbeck Low Chartered, Федеральное авиационное агентство США не выдавало летный сертификат для эксплуатации двигателей данного самолета на территории РФ. Очевидно, предполагают авторы письма, поэтому все полеты данного самолета оформлялись как международные. Задаваясь вопросом о том, кто является автором схемы, позволившей обойти запрет на эксплуатацию в России самолета, не имевшего указанного сертификата, потерпевшие отмечают, что "в их действиях явно просматривается коррупционная составляющая".
На основании всех изложенных в обращении фактов, потерпевшие по делу об авиакатастрофе в Перми просили Генпрокурора и руководителя СКП РФ признать постановление о прекращении уголовного дела необоснованным и начать "расследование фактов ненадлежащего выполнения должностными лицами своих профессиональных обязанностей".
26 апреля СКП сообщил о возобновлении расследования. Как рассказал "Интерфаксу" официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин, руководство Следственного комитета при прокуратуре отменило постановление о прекращении уголовного дела о катастрофе самолета Boeing 737-500. Доследование дела о крушении Boeing 737-500 взяло на особый контроль СКП.
СКП проверит действия должностных лиц, отвечающих за безопасную эксплуатацию воздушного судна. Кроме того, по словам Маркина, следствие даст правовую оценку действиям всех лиц, готовивших воздушное судно к полету и проверявших экипаж перед вылетом.
Обозреватель Анастасия Николаева