Точка зрения 25 сентября 2020 г. 15:00

Тест-драйв для "Глайдерона"

Тест-драйв для "Глайдерона"
Фото сайта Самарского государственного технического университета

Interfax-Russia.ru - Самарские специалисты протестировали многофункциональный робот "Глайдерон". "Желтая подлодка" обследовала подводную часть опор железнодорожного моста через реку Сок.

К созданию экспериментального образца авиационного морского полуавтономного аппарата для оперативного мониторинга акваторий и прибрежной территории специалисты Самарского государственного технического университета (СГТУ) совместно с КБ "Талисман" и НПК "Сетецентрические платформы" приступили осенью 2017 года.

Руководитель проекта - аспирант СГТУ Александр Мочалкин - назвал изобретение "Глайдерон". Его уникальность в объединении беспилотников различной функциональности в единую конструкцию.

Так, ученые запланировали использование одновременно технических особенностей надводных и подводных глайдеров для решения вопросов гидрологии, гидрографии, гидрофизики.

В частности, ученые рассматривают подобные комплексы как удачный инструмент для исследования Мирового океана: определения гидрофизических параметров глубин, гидрометеорологических, гидрологоакустических и экологических характеристик прибрежного шельфа.

С помощью подобных дронов авторы проекта предлагают также проводить разведку подводной обстановки вокруг нефтяных платформ, контролировать состав и объем биоресурсов, изучать месторождения полезных ископаемых, оперативно оповещать о чрезвычайных ситуациях.

Проект получил финансирование от организаторов конкурсной программы Фонда содействия инновациям "Развитие-НТИ" в направлении "Маринет". Размер гранта составил около 8,4 млн рублей. Всего на конкурс поступило 745 заявок, из которых 130 одобрила конкурсная комиссия фонда.

Через год после начала разработки "Глайдерон" начал собирать первые награды. Сначала проект победил на всероссийских соревнованиях по морской робототехнике во Владивостоке, а затем занял второе место на международном военно-техническом форуме "Армия-2018".

Многофункциональный автономный надводно-подводный аппарат СГТУ научно-производственная группа "МАКО" представила в рамках специальной экспозиции "Инновационный клуб", включавшей в себя технику и вооружение, необходимые для обеспечения безопасности на море, в воздухе и на земле.

Выставочные места в этой экспозиции получили победители конкурса, объявленного главным управлением научно-исследовательской деятельности и технологического сопровождения передовых технологий (инновационных исследований) министерства обороны РФ.

Кстати, уже тогда комплекс заинтересовал посетителей форума. А о перспективных возможностях аппарата автор проекта рассказал министру промышленности и торговли РФ Денису Мантурову.

Среди потенциальных заказчиков комплекса авторы проекта видят научные и исследовательские организации, судоходные компании, предприятия добывающей промышленности, силовые структуры. При этом интересы заказчика и определяют круг задач, которые должны решать эти комплексы. Так, это могут быть мониторинг водной среды; патрулирование; связь; взятие проб воды, воздуха и грунта; обслуживание стационарных систем наблюдения и оповещения.

Летом 2020 года "Глайдерон" использовали РЖД для обследования подводной части опор железнодорожного моста через реку Сок. Для этого "Глайдерон" немного доработали. Во-первых, специалисты изменили конструкцию винтов, чтобы аппарат развивал большую скорость и лучше держался на волнах. Во-вторых, изменили балансировку и улучшили маневренность аппарата. В-третьих, инженеры дополнили базу данных "Глайдерона" сведениями о железнодорожных мостах и бетонных конструкциях.

Новая версия программного обеспечения позволила аппарату в полупогружном и подводном состоянии ходить в автоматическом режиме по выбранному маршруту, придерживаясь заданной глубины.

Также "Глайдерон" снабдили гидролокаторами бокового обзора и эхолотами, разработанными по спецзаказу научно-производственной фирмой ООО "Экран".

Один день специалисты подготавливали оборудование и получали данных о территории исследования, два дня "Глайдерон" работал в акватории реки Сок. В результате работы аппарата специалисты составили карту глубин и рельефа дна вблизи железнодорожного моста.

Также они получили акустическое изображение самих железобетонных опор. При этом дефектов, опасных для дальнейшей эксплуатации моста, они не выявили.

"Под водой обычные камеры не эффективны, так как чаще всего диапазон видимости в реках России составляет от 20 см до 2-3 м. Акустическая полезная нагрузка позволяет видеть в реке Сок на глубине до 60 м", - рассказала инженер-программист регионального учебно-научного центра по проблемам защиты информации региона Среднего Поволжья РУНЦ "Информационная безопасность" Екатерина Пантелей.

Она пояснила, что в сфере роботизированного оборудования для подводных исследований сейчас мало продуктов. По ее словам, это связано с особенностью работы под водой, так как вода является агрессивной средой для человека и оборудования.

"Более того, под водой радиосвязь работает только на сверхдлинных частотах, чтобы их уловить, необходимы мощные источники излучения, а их нецелесообразно ставить на аппараты нашего класса", - уточнила Пантелей.

Разработчики рассчитывают, что при дальнейшей модификации "Глайдерон" станет менее зависимым от оператора, и специалист сможет подавать ему команды удаленно. Для этого разработчики продолжат модернизировать программную часть аппарата и совершенствовать системы связи.

Кроме этого, инженеры планируют изменить конструкцию лодки, чтобы сделать ее более маневренной на поворотах.

В настоящее время традиционные подводные исследования гидротехнических сооружений, таких как дамбы, мосты, нефте- и газопроводы, достаточно дорогостоящи. В связи с этим многие компании проводят их один раз в 5-10 лет. Разработчики аппарата рассчитывают, что использование "Глайдерона" позволит сократить расходы на такие работы и позволит их проводить быстрее, чем традиционными методами.

Обозреватель Анастасия Николаева

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще