Точка зрения 14 июля 2011 г. 11:35

В ответе за "Булгарию"

Interfax-Russia.ru – В связи с катастрофой "Булгарии" возбудили уголовные дела. На скамье подсудимых могут оказаться чиновники, арендаторы теплохода, а также капитаны судов, проплывших мимо.

11 июля президент России Дмитрий Медведев потребовал, чтобы прокуратура проверила всех причастных к рейсу теплохода "Булгария", затонувшего накануне в Куйбышевском водохранилище. Поручение главы государства в том числе касалось "и этих судовладельцев, и тех, кто выдавал разрешения на судовождение". Медведев поставил задачу провести проверку особенно тщательно "с учетом того, что на борту находилось большое количество детей".

Еще в день трагедии Казанский следственный отдел на транспорте Приволжского следственного управления на транспорте СКР по факту аварии теплохода возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц).

В ходе первоначальных следственных действий установлено, что еще при выходе из Казани у теплохода был неисправен главный левый двигатель и имелся правый крен, однако судно все же вышло в рейс. Вдобавок выяснилось, что туристический круиз по Волге, во время которого теплоход "Булгария" потерпел кораблекрушение, проводился незаконно - у перевозчика не было лицензии на перевозку пассажиров.

К тому же, если экипаж судна еще был застрахован от несчастных случаев, то у пассажиров затонувшего теплохода медицинской страховки не было, так как в стоимость путевки она не входила. Как сообщил агентству "Интерфакс-Поволжье" представитель туристического агентства "Интур-Волга", продававшего билеты на теплоход, медстраховку можно было приобрести за отдельную плату, но туристы решили обойтись без нее.

Кстати, как уточняет Ассоциация туроператоров России (АТОР), организаторы круиза на "Булгарии" – субарендатор судна ООО "Аргоречтур" и "Интур-Волга" – вообще не имели права заниматься туроператорской деятельностью. Эти компания не числятся в Едином федеральном Реестре туроператоров, который ведет Ростуризм. Таким образом, ответственность организаторов круиза перед туристами не была застрахована.

Вместе с тем, пояснил "Интерфаксу" управляющий директор по административно-правовым вопросам ООО "Управляющая компания Совфрахт" Илья Логинов, пассажиры и их родственники могут предъявлять свои требования как на основании договора - к тому лицу, с кем был заключен договор (то есть к туристической компании), так и на основании норм законодательства внедоговорной ответственности - к прямому виновнику события.

"Для определения виновного лица, прежде всего, надо выяснить основную причину аварии. Если авария произошла по вине экипажа (то есть из-за ненадлежащего контроля за техническим состоянием судна или выхода в рейс на заведомо существенно поврежденном судне), то гражданская ответственность возлагается на юридическое лицо, работниками которого являлся экипаж", - пояснил он.

Уголовное дело приняло к производству ГСУ СКР. Следствие установило, что собственником потерпевшей кораблекрушение "Булгарии" является ОАО "СК Камское речное пароходство" (Пермь), судно находилось в аренде у ООО "Бриз" (Пермь) и на момент крушения - в субаренде у ООО "Агроречтур".

Согласно отчету ОАО "Судоходная компания "Камское речное пароходство" за первый квартал, 52,52% обыкновенных акций компании принадлежит Antonov Group-F.Z.E. (Объединенные Арабские Эмираты), 42,44% - Росимуществу.

В свою очередь ООО "Бриз" является аффилированной с "Камским речным пароходством" компанией. Директор "Бриза" - гендиректор "Камского речного пароходства" Валерий Незнакин. Согласно данным СПАРК, единственный учредитель "Бриза" - Михаил Антонов, также возглавляющий совет директоров "Камского речного пароходства".

Исходя из отчета, в 2010 году "Камское речное пароходство" сдало в аренду "Бризу" пять теплоходов: "Хирург Разумовский", "Федор Панферов", "Александр Фадеев", "Павел Бажов" и "Фредерик Жолио-Кюри". Годовая сумма аренды по каждому теплоходу составила 3,125 млн рублей. Также в 2010 году был сдан во фрахт теплоход "Булгария", который ранее назывался "Украина". Какая компания фрахтовала судно, не уточняется.

Вообще, как рассказал "Интерфаксу" заместитель генерального директора "Камского речного пароходства" Сергей Балиевских, с 2007 года "Булгария" сменила несколько арендаторов. И "Аргоречтур" арендовало судно лишь в этом году.

По его словам, "Булгария" была передана в аренду по договору, предусматривающему, что вся ответственность за состояние и безопасность судна лежит на конечном арендаторе - ООО "Аргоречтур". "Это был договор аренды - бербоут-чартер, то есть аренда судна без экипажа", - пояснил он.

Балиевских также сообщил, что страховать судно должен был фрахтователь, однако у него нет информации о том, было ли судно застраховано.

В свою очередь в компаниях, занимающихся организацией речных круизов, порталу "Интерфакс-Туризм" пояснили, что судно часто сдается арендатору "пустое" - без экипажа. Арендатор, соответственно, должен сам набрать команду, найти возможности для профилактики и ремонта судна на время его эксплуатации.

Как удалось выяснить порталу, генеральный директор компании "Аргоречтур" Светлана Имякина несколько лет назад работала в одной из крупных волжских круизных компаний в качестве менеджера, а затем решила заняться самостоятельной туроператорской деятельностью. В 2008-2009 году она была директором компании "Престиж Тур Волга" и тогда уже работала с теплоходом "Украина", нынешней "Булгарией". Затем она создала компанию "Вода-флот", а теперь - "Аргоречтур".

По словам участников рынка, у таких мелких компаний обычно нет средств ни на набор профессиональной команды на судно, ни для его ремонта. "Многие владельцы, в том числе, и "Камское речное пароходство" идут по самому легкому пути - не ремонтируют суда, а отдают их в руки арендаторов, перекладывая на них эту обязанность. А у тех на это средств нет", - пояснили специалисты "Интерфакс-Туризму".

По их данным, последнюю декаду до выхода в трагический круиз "Булгария" не работала по техническим причинам. "Все видели, что она стоит с большим креном. Посадка пассажиров и выход в круиз - ошибка команды. Они не имели права этого делать", - сказали специалисты круизных туров.

Более того, рассказали "Интерфакс-Туризму", некоторые компании уже в этом сезоне отказались от планов арендовать "Булгарию" из-за ее плачевного технического состояния.

Между тем, как сообщало министерство транспорта РФ, техническое состояние теплохода "Булгария", затонувшего на Волге в воскресенье, по всем параметрам было признано годным. Дело в том, что суда старше возрастом 25-лет, а теплоход "Булгария" был построен в Чехословакии в 1955 году, подвергаются ежегодному осмотру на воде, включающему в себя осмотр судовых механизмов, средств спасения и средств радионавигации

По информации Российского речного регистра, очередное освидетельствование судна было проведено 15 июня этого года. Более того, в период и с 2007 по 2011 год значительных замечаний по техническому состоянию не было - в 2007 году, судно прошло освидетельствование по корпус механизмам и электрооборудованию на слипе (площадке для осмотра судов - ИФ) Пермского судоремонтного завода.Его техническое состояние также признали годным.

По данным Минтранса, спасательное снаряжение теплохода также отвечало требованиям правил Российского речного регистра: на нем находились спасательные плоты на 120 человек, две спасательные шлюпки на 36 человек, спасательные жилеты 165 штук, а также 12 штук детских.

Кстати, и арендаторы "Булгарии" заявляли об исправности судна. "Все в порядке было с теплоходом. По регистровым документам все в порядке было, в технически годном состоянии был теплоход", - сообщила агентству "Интерфакс-Поволжье" директор компании "Аргоречтур", арендовавшей судно, Светлана Имякина.

При этом она затруднилась ответить, кто отвечает по договору аренды за исправность двигателей - арендатор - компания "Аргоречтур" - или владелец судна – "Камское речное пароходство".

Сейчас следователи изучают документацию компаний - владельца "Булгарии", арендатора и субарендатора. Еще 11 июля сотрудники Уральской транспортной прокуратуры выехали в Пермь для того, чтобы провести проверку владельца затонувшего теплохода "Булгария" - Камского речного пароходства. В рамках возбужденного уголовного дела в Камском речном пароходстве и компании ООО "Бриз" уже изъяты документы, которые смогут прояснить техническое состояние судна.

Кроме того, как сообщили "Интерфаксу" в понедельник в Роспотребнадзоре , это надзорное ведомство инициирует возбуждение дел об административных правонарушениях в связи с нарушениями, которые были выявлены при перевозке пассажиров на теплоходе "Булгария", затонувшем на Куйбышевском водохранилище.

В ведомстве заявили, что территориальное управление Роспотребнадзора запросило в ООО "ИнтурВолга" сведения о заключенных договорах между турагентом и потребителями, отправившимися в путешествие по реке на теплоходе "Булгария". В распоряжении управления Роспотребнадзора по Татарстану уже есть задокументированный факт нарушения ООО "Аргоречтур" требований санитарных и эпидемиологических требований к эксплуатации транспорта.

Помимо всего, следственный комитет продолжает расследование уголовного дела, возбужденного по факту кораблекрушения теплохода. В настоящий момент следователи проверяют Камский филиал Российского речного регистра, Камское речное пароходство, Волжско-Камское судоходное общество, а также в Волжское управление государственного речного надзора в Нижегородской области и речном порту города Казани.

Уже установлено, что "Аргоречтур" не имело заключенных договоров с экипажем судна, в том числе договоров страхования. Компанией оказывались услуги, не отвечающие требованиям безопасности жизни и здоровью людей, что повлекло за собой гибель не менее 116 лиц.

В связи с этим в отношении генерального директора "Аргоречтура" Светланы Инякиной и старшего эксперта Камского филиала Российского речного регистра Якова Ивашова возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 238 Уголовного кодекса Российской Федерации (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Санкция данной статьи предусматривает наказание до 10 лет лишения свободы.

13 июля Вахитовский районный суд Казани избрал Инякиной и Ивашову меру пресечения в виде ареста. По решению суда оба будут находиться в следственном изоляторе в течение одного месяца и 20 дней. Это решение может быть обжаловано в течение трех суток, и оба фигуранта заявили, что будут обязательно его оспаривать.

Инякина на суде просила о более мягкой мере пресечения - подписке о невыезде или домашнем аресте, а Ивашов вообще заявил, что не виновен.

Вместе с тем, как сообщил судья Марс Назмеев, решение об аресте Инякиной принято судом в связи с тем, что подозреваемая может скрыться, может угрожать свидетелям, часть из которых являются ее подчиненными, может уничтожить важные для следствия документы и таким образом воспрепятствовать расследованию.

Ходатайство следователя об аресте поддержал и.о. Татарского транспортного прокурора Руслан Цечоев. Он заявил, что преступления, которые инкриминируются Инякиной, имеют особо тяжкие последствия. "Она хорошо представляла себе последствия, занимаясь туристическим бизнесом, но она работала без лицензии, и она не является туроператором. Ее фирма не включена в Единый реестр туроператоров России", - заметил он.

Также возбуждены уголовные дела по фактам неоказания помощи капитанами двух судов (ст. 270 УК РФ), которые, по свидетельствам очевидцев, прошли мимо места катастрофы и не помогли пассажирам теплохода "Булгария". Уже установлено, что мимо тонущей "Булгарии" проходили суда "Арбат" и "Дунайский-66".В Уголовном кодексе ст. 270 (неоказание помощи капитаном судна терпящим бедствие) предусматривает наказание в виде крупного штрафа или до двух лет заключения.

Между тем, как сообщил капитан судна "Арабелла" Роман Лизалин, взявший на борт 77 пассажиров затонувшего судна, "Дунайский-66", которого заметили выжившие после катастрофы теплохода "Булгария", был готов помочь в спасении людей.

В интервью "России-24" он рассказал также, что когда его судно подошло к месту трагедии, "там навстречу нам шел толкаемый состав, он, конечно же, пытался оказать помощь, стал останавливать движение".

"Он запросил меня, хотя в той ситуации я, наоборот, попросил его отойти с места аварии, потому что он мог затруднить нам поисковую операцию. И потом из-за низких маневренных качеств того судна это все происходило бы очень медленно. Уже могла и не понадобится его помощь, потому что мы быстро, оперативно подняли всех из воды, а он к тому моменту еще и шлюпки не успел бы спустить", - пояснил Лизалин.

Это информацию подтверждает и рапорт капитана теплохода "Дунайский-66" руководству компании "Основа – Строительные ресурсы", которой принадлежит судно. "Дунайский-66" действительно проходил Сюкеево в 14:30 с грузовым составом из двух груженых барж. "В 500–600 м за кромкой судового хода были видны плотики. Людей на поверхности воды видно не было", - пишет капитан.

По его словам, навстречу двигался теплоход "Арабелла", которому до места аварии оставалось не более 15 минут, тогда как теплоходу "Дунайский-66" для расформирования грузового состава и подхода к месту нахождения спасательных плотиков требовалось более часа.

При этом, уточняет капитан, "Булгария" сигналов бедствия не подавала и на поверхности судна уже не было. Капитан "Дунайского-66" остановил теплоход и запросил капитана "Арабеллы" о дальнейших действиях. "Капитан теплохода "Арабелла", как возглавивший спасательную операцию, от помощи теплохода "Дунайский-66" отказался. Причина отказа: длительное время подхода теплохода "Дунайский-66" к месту нахождения плотиков", - отмечено в рапорте.

Кстати, ранее премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков заявлял, что следственные органы считают, что в отношении судов, прошедших мимо терпящего бедствие теплохода "Булгария" не все так однозначно. Он отказался сообщить сведения о судовладельцах "в интересах следствия и по этическим соображениям".

В свою очередь министр транспорта РФ Игорь Левитин считает, что капитаны судов, проходивших мимо затонувшего теплохода "Булгария" и не оказавших помощь пострадавшим, должны быть сурово наказаны. "Мое личное мнение, что они поступили неправильно. Они должны были принять все меры для оказания помощи пострадавшим, и тем, кого они видели на плотах. И причины, что они не могли подойти или изменить курс, в этой ситуации это не работают", - отметил Левитин.

Тем временем поиски тел погибших на затонувшей "Булгарии" продолжаются. Водолазы совершили уже более 400 спусков на место крушения теплохода. К 6:00 14 июля опознано 100 погибших в результате катастрофы теплохода "Булгария". Общее число обнаруженных жертв - 105 человек. Ведутся поиски еще 24 человек

Сотрудник пресс-службы Приволжского регионального центра МЧС Михаил Турков сообщил агентству "Интерфакс-Поволжье", что три тела были подняты с поверхности Волги. По его словам, кто-то из погибших был найден на острове, кто-то - ниже по течению.

В МЧС России заявляют о большой вероятности того, что тела некоторых пассажиров теплохода "Булгария", потерпевшего крушение на Волге, могут быть найдены вниз по течению реки - зона поиска вниз по течению расширена до 190 км. Начало подъема затонувшего судна запланировано на 16 июля. В этот день ожидается прибытие первого плавучего крана для подъема "Булгарии", второго - 17 июля. Водолазы Минобороны уже начали готовить теплоход к подъему.

Обозреватель Анастасия Николаева

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще