Великая грязная река

Interfax-Russia.ru – День Волги в этом году отмечают во второй раз. К сожалению, поводов для радости мало – одна из главных водных артерий страны постепенно превращается в сточную канаву.

В прошлом году впервые День Волги отметили по инициативе ЮНЕСКО в Нижнем Новгороде в рамках ежегодного международного форума "Великие реки". В этом году к акции присоединились Самара, Волгоград, Астрахань, Ярославль и Татарстан. Организаторы Дня Волги уверены, что подобная акция привлечет внимание к проблемам великой русской реки и поможет в ее сохранении.

Дело в том, что крупнейший водоем Европы - площадь Волжского бассейна составляет 8% территории России (1 млн 360 тыс. кв. км) - один из самых грязных в России. Согласно исследованию Всемирного банка, крупные притоки Волги, такие как Ока и Кама, оцениваются как "очень грязные", а местами даже как "чрезвычайно грязные". В наиболее критическом состоянии из-за сточных промышленных вод находятся малые реки Волжского бассейна.

В настоящее время в бассейне Волги сосредоточено около 45% промышленного и примерно 50% сельскохозяйственного производства России. Также на долю Волги приходится более 20% всей рыбы, добываемой в реках России. "В принципе, по аналогии с ломоносовским "России могущество будет прирастать Сибирью" можно смело сказать, что Россия сейчас прирастает Волжским бассейном", - заявил Interfax-Russia.ru директор Института экологии Волжского бассейна РАН Геннадий Розенберг.

По данным экспертов, нагрузка на водные ресурсы Волги в восемь раз выше, чем нагрузка на водные ресурсы в среднем по России. Это неизменно сказывается на экологии одной из главных водных артерий страны. В основном, отметил собеседник Interfax-Russia.ru, загрязнение Волги идет за счет бесхозных стоков. "Так называемые организованные стоки, принадлежащие крупным промышленным предприятиям, на данный момент представляют меньше угрозы, поскольку за ними проще организовать контроль", - поясняет директор Института экологии.

Свою лепту в процесс загрязнения вносят и ливневые стоки, за счет которых масла и другие нефтепродукты напрямую попадают в Волгу. Это происходит потому, что прямо на берегу реки моют машины, а береговая зона облеплена коттеджами.

По данным Волжского межрегионального природоохранного следственного управления следственного комитета при прокуратуре РФ, в 2008 году экологический ущерб Волге превысил 607 млн рублей.

Ситуация осложняется еще и тем, что после строительства водохранилищ на Волге резко изменился естественный режим реки и экология водоемов. Восемь плотин волжского каскада гидроэлектростанций превратили Волгу в череду стоячих озер-водохранилищ, навсегда нарушив привычной ход этой крупнейшей в Европе реки. По оценкам экспертов, самоочищаемость Волги, вода которой еще в пятидесятые годы прошлого столетия считалась питьевой, снизилась в десятки раз, и она стала на большом протяжении антисанитарным водоемом.

В настоящее время в реке находятся тонны химических веществ, многие из которых токсичны. Донные и взвешенные наносы, поступающие с бассейна и ранее удобрявшие пойменные и заливные земли, сейчас на 90% задерживаются в водохранилищах и откладываются на дне, загрязняя воду и теряясь безвозвратно. Туда же идут и те 300 млн тонн земли, которые ежегодно обрушивается с берегов в волжскую воду.

Еще одна волжская проблема – сине-зеленые водоросли, которые летом, обычно в июле, разрастаются вдоль берегов. Они покрывают до 20-30% водохранилищ и стали настоящим бедствием для Волги. Эти с виду безобидные растения выделяют до 300 видов органических веществ, большая часть из которых ядовита. Отмершие водоросли, попадая на дно, увеличивают содержание фосфора и азота и создают идеальную среду для собственного самовоспроизведения. В результате происходит вторичное загрязнение.

Не улучшают экологию одной из крупнейших водных артерий страны и затонувшие суда. Бассейн Волги, по данным Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры на 2005 год, загрязняют около 2 тыс. затонувших и брошенных плавсредств, в том числе нефтеналивных, пассажирских, грузовых. Наиболее критическая ситуация, по оценкам экспертов, сложилась в Астрахани, где находится порядка 800 таких судов. Они представляют реальную опасность для экологии Волги и ее притоков, поскольку содержат остатки топлива, которые вымываются течением. Некоторые суда затонули с остатками грузов – зачастую это ядохимикаты, которые со временем также вымываются и попадают в воду.

Загрязненность волжской воды сказывается и на речных обитателях – по данным исследований Института экологии Волжского бассейна, доля мутировавших мальков на отдельных участках реки достигает 90%. "Благодаря естественному отбору, который никто не отменял, все мутанты гибнут, однако этот процесс неизбежно приводит к сокращению популяций речных обитателей", - сообщил Розенберг.

Собеседник Interfax-Russia.ru напомнил, что в 90-х годах прошлого столетия в России уже пытались взяться за спасение реки – для оздоровления экологической обстановки была принята программа "Возрождение Волги", включавшая в себя в числе прочего создание оптимальных режимов работы Волжско-камского каскада водохранилищ и очистку хозяйственно-бытовых, производственных и ливневых сточных вод. Эту программу даже хотели сделать президентской. Однако со временем "Возрождение Волги" вошло в другую программу, та в свою очередь в следующую, а теперь о ней практически забыли.

В настоящее время, по оценкам директора Института экологии, состояние Волги можно охарактеризовать как "средней паршивости". "Пена пока по ней плывет, как в 70-е годы на Рейне, - сказал Розенберг. – Так что сточной канавой Волгу пока назвать нельзя". По-видимому, предположил он, необходимость в срочных действиях станет очевидна, лишь когда грянет гром. "К сожалению, в первую очередь в России всегда решаются экономические проблемы, а экологические стоят на последнем месте", - посетовал собеседник Interfax-Russia.ru.

Между тем, по данным нижегородского правительства, за последние несколько лет качественные показатели воды в Волге, в ее нижнем течении на территории региона значительно улучшились. "В районе Васильсурска (вблизи границы с Марий Эл) имеем практически чистую воду", - сказал губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, общаясь в рамках международного научно-промышленного форума "Великие Реки" с журналистами. По словам главы региона, чистая вода - это результат природоохранных мероприятий и планомерной работы с промышленными предприятиями по снижению их воздействия на окружающую среду.

В свою очередь директор Института экологии Волжского бассейна РАН Геннадий Розенберг сообщил Interfax-Russia.ru, что действительно наблюдается некоторое улучшение экологической ситуации, и такие данные "имеют право на существование". Однако, отметил собеседник Interfax-Russia.ru, в большей степени это заслуга коллапса промышленности – кризисы привели к тому, что количество стоков промышленных предприятий значительно уменьшилось. "Как только начнем увеличивать ВВП, как запланировано, - засвистит изо всех дыр", - убежден директор Института экологии.

С ним солидарна и координатор движения "Поможем реке" Елена Колпакова. Она также поставила под сомнение данные об улучшении экологической ситуации на Волге. В подтверждение своей точки зрения координатор привела данные Верхне-Волжского межрегионального территориального управления федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, согласно которым качество воды в реке неуклонно ухудшается: 64% контролируемых специалистами водоемов в Нижегородской области относятся к классу грязных вод.

"Пока шансов на улучшение ситуации нет", - уверена Колпакова. Главная проблема, считает координатор движения, отсутствие специальных речных программ – плана действий по улучшению экологической ситуации. "Основная цель - интегрированное управление водными ресурсами - использовать реку так, чтобы не подвергать опасности тех, кто на ней живет, - сказала собеседник Interfax-Russia.ru - Углубление русла и укрепление берегов – не выход. Пока в управление рекой не будут вовлечены все субъекты жизнедеятельности – от рядовых граждан до органов госвласти – изменений экологической ситуации ждать не приходится".

Возрождение Волги - достаточно трудный и длительный процесс. Например, по словам Колпаковой, во Франции, озаботившейся проблемой загрязнения рек, реки стали чище лишь спустя 20 лет, в Германии за очистку водных артерий взялись только в 70-х годах прошлого столетия, когда в Рейне полностью исчезла рыба.

"Сейчас в России водными ресурсами практически никто не занимается, - считает координатор движения "Поможем реке". – Пока Волга живет по стихийным законам. Для того чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, для начала необходимо уменьшить нагрузку на реку - необходима очень сильная государственная политика".

Природоохранное законодательство должно быть системным, соглашается директор Института экологии Волжского бассейна Розенберг. "У реки должен быть один хозяин. Отсутствие системы – самый большой недостаток, - считает собеседник Interfax-Russia.ru. – Да, законы в области охраны окружающей среды есть, они принимаются, но по большей части не работают". Между тем, убежден собеседник Interfax-Russia.ru, решение экологических проблем Волги должно стать национальным проектом.

Пока же вопросы экологии периодически поднимаются на всех уровнях власти. Проводятся многочисленные заседания, круглые столы, консультации. Чиновники называют вопросы природоохраны приоритетными и признают, что экологические проблемы можно решать эффективнее. А в то время, пока власти обсуждают и решают, как защитить Волгу, крупнейший водоем Европы, из которой пьют воду 40% населения городов России, продолжает постепенно превращаться в сточную канаву.

Обозреватель Анастасий Николаева

Фото ИТАР-ТАСС