Интерфакс-Россия
  Опубликовано 07 февраля 2013 года в 16:38 версия для печати  

Лимузин для президента

Interfax-Russia.ru – Россиянам предложили самим разработать дизайн автомобиля для президента РФ. Проект также включает линейку машин для госчиновников и аналог для массового производства.

Предложение заменить президентские Mercedes-Benz на автомобили российского производства прозвучало еще в середине 2010 года. Тогда управляющий делами президента РФ Владимир Кожин в эфире радиостанции "Эхо Москвы" рассказал о поручении главы государства детально изучить вопрос о перспективах производства отечественных автомашин представительского класса.

В том же году управделами президента передал АМО "Завод имени Лихачева" (ЗИЛ), основным акционером которого является правительство Москвы, техзадание по разработке автомобиля для руководства страны.

О том, что автомобиль, изготовленный "на базе ЗИЛа", уже проходит испытания, в сентябре 2012 года сообщил президент РФ Владимир Путин в фильме программы "Центральное телевидение" на НТВ.

"Мы сделали российский лимузин. Сейчас тесты проходят", - заявил глава государства.

Однако созданный на "ЗИЛе" автомобиль не устроил заказчика, и лимузин отправили на доработку. На заводе "Известиям" сообщили, что их машину протестировали в гараже особого назначения, на балансе которого стоят машины президента, премьера и министров.

"На сегодняшний день "ЗИЛу" не поступало конкретных предложений, но нет и официального отказа. Для производства современного автомобиля нам, конечно, нужно модернизировать технические мощности завода", - признали на заводе.

Тогда было решено поручить разработку концепции нового лимузина нескольким компаниям. Причем, как рассказал глава управления "Российской газете", речь шла не просто о лимузине для руководства, а о целой линейке автомобилей. По словам Кожина, решение этой задачи было поручено правительству и управделами, а сам процесс курирует вице-премьер Аркадий Дворкович.

"Сегодня есть два коллектива, две команды, которые готовят конкретные предложения. Они касаются как идеологии - то есть, на какой базе запускать в России этот процесс, так и внешнего вида, концепта этих машин. Это российские команды, но они выступают в кооперации с крупными иностранными партнерами. В решении задачи также участвует отечественная наука", - заявил Кожин.

По его словам, "это будет наш отечественный автомобиль, целая линейка автомобилей - от представительского лимузина до автомобиля в самой простой комплектации, "народного автомобиля".

Еще в прошлом году к созданию вариантов машины для президента подключились ОАО "ГАЗ" и ООО "Marussia Motors".

"Есть вариант на сегодняшний день, что это будет компания ГАЗ, либо, соответственно, у нас есть предложение совместное от нашего научно-исследовательского института НАМИ совместно с Marussia", - рассказал журналистам министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

По его словам, у каждого из предложенных вариантов есть как бюджетная составляющая, так и внебюджетная. При этом если создавать лимузины, микроавтобус, внедорожник "с нуля", то в случае с Marussia полная серия будет запущена к 2017 году. В случае с "ГАЗом" все может произойти раньше: там используют готовые шасси – симбиоз зарубежных моделей с российскими.

"Могу сказать, что в первом варианте, если использовать какие-то готовые модели в симбиозе с "ГАЗом" - это порядка 4 млрд рублей. А если речь идет о создании совершенно новой модели, то тогда порядка 15 (млрд рублей - ИФ). Естественно, бюджетные и небюджетные - я не могу сейчас сказать, какая пропорция, это коммерческая тайна", - заявил министр.

Выбирать из представленных вариантов будет правительство, подчеркнул Мантуров. По его оценкам, решение может быть принято уже в I квартале 2013 года.

Кстати, как выяснили "Известия", "ГАЗ" в конце прошлого года уже представил властям свое видение концепции проекта "Кортеж". По словам источника в правительстве, президентский лимузин "ГАЗ" предлагает изготовить под брендом "Чайка" и на таком же шасси, что и у нынешнего автомобиля президента – Mercedes-Benz S 600 Pullman Guard.

Из сформулированных "ГАЗом" предложений следует, что на первом этапе компания готова выпустить девять автомобилей. В частности, в президентском кортеже могут появиться два лимузина "Чайка" на платформе Mercedes Benz S 600 W221 Pullman Guard, один седан "Волга" на платформе Bentley Mulsanne или Volkswagen Phaeton, четыре джипа "ГАЗ" на платформе Volkswagen Amarok и два микроавтобуса GAZelle Next.

А на днях Marussia Motors и институт НАМИ объявили конкурс на создание дизайна трех автомобилей для кортежа президента РФ: всем желающим в возрасте от 18 лет предлагается разработать стилистику лимузина, внедорожника и микроавтобуса.

Участники конкурса должны придерживаться одного из трех предложенных стилистических направлений: "современный мейнстрим", "современная версия одной из моделей прошлых лет" или "перспективный дизайн". При этом проекты должны быть оригинальными и нигде ранее не опубликованными, а автомобили должны иметь традиционную для класса компоновку - расположение двигателя спереди, задний или полный привод.

По мнению экспертов, реализация проекта по созданию представительских лимузинов для первых лиц государства в России возможна только при условии привлечения иностранных автопроизводителей.

"На текущий момент без привлечения иностранных автопроизводителей нереально реализовать в России проект по созданию представительских автомобилей", - считает, например, директор auto-dealer.ru Олег Дацкив.

При этом он не видит смысла в создании производства по выпуску лимузинов в России, тем более, что "ЗИЛ" и "ГАЗ" уже около 20 лет не производят представительские легковые машины.

"Выпуск представительских автомобилей был необходим, когда существовал железный занавес в СССР. (…) Зачем это делать? Это будет ломаться и глючить, как и раньше", – пояснил Дацкив "Интерфаксу".

По его мнению, целесообразнее и дешевле закупать автомобили для первых лиц в других странах, например в Германии, чем тратить миллиарды долларов на проект в России.

Исполнительный директор агентства "Автостат" Cергей Удалов также отметил, что "разработка "с нуля" конструкции, двигателя и организация серийного производства - весьма трудоемкий и дорогостоящий проект".

"Если говорить о производстве представительских автомобилей в России, то это возможно при участии мировых автопроизводителей. При совместном подходе такой проект реален. Например, опыт и наработки в производстве техники могут предоставить со стороны мировых автоконцернов и обеспечение систем безопасности и автономности - со стороны российских автопроизводителей и оборонщиков", - сказал "Интерфаксу" Удалов.

Заместитель главного редактора журнала "За рулем" Игорь Моржаретто также считает, что в России сегодня нет никаких предпосылок для создания собственных лимузинов для первых лиц.

"Нет кадров - дизайнеров, инженеров, технологов, нет базы. Нет платформы, двигателей, комплектующих. Если делать все "с нуля", получается не совсем целесообразно - денег заплатим миллиарды евро, но дизайн все равно будут разрабатывать итальянцы, мотор возьмем немецкий, немцы же будут заниматься инжинирингом", – считает эксперт.

Впрочем, от идеи создания отечественного лимузина решили не отказываться. Минпромторг к июлю ждет первых проектов по президентскому лимузину.

"В первую очередь в его основе - экономическая целесообразность. Наша задача - обеспечить создание целой линейки автомобилей представительского класса, имеющих свою рыночную нишу и сегмент на потребительском рынке", - рассказал "Российской газете" министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

По его словам, помимо президентского лимузина в проекте "Кортеж" предусмотрены еще две линейки: одна будет предназначаться для госчиновников, а аналогичная, с доработками, - для массовой продажи.

"Мы рассматриваем такой проект с точки зрения создания собственного серийного производства. Тогда проект будет рентабельным и эффективным. Платформа, шасси будут едиными", - сообщил министр, отметив, что необходимо проработать варианты создания автомобиля представительского класса, при которых и государство будет участвовать, и частному инвестору будет выгодно вкладывать в проект свои средства.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".


Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения "Интерфакса". Полные тексты сообщений агентства доступны подписчикам изданий "Интерфакса". Copyright © 1991-2019 Interfax. Все права защищены.