Центр / Эксклюзив 19 апреля 2013 г. 13:06

Председатель Ярославской областной думы И.Осипов: "Мониторинг исполнения принятых законов повысит их эффективность"

Председатель Ярославской областной думы И.Осипов: "Мониторинг исполнения принятых законов повысит  их эффективность"

            За последние полтора года, прошедшие с выборов в Госдуму, протестного избрания мэра Ярославля, смены губернатора, градус политической активности в Ярославской области достиг критической отметки, когда неизбежными становятся серьезные изменения во власти и обществе. Новый виток политической активности провоцируют грядущие в сентябре этого года выборы в региональный парламент. О том, каким образом облдума выстраивает новые формы диалога с обществом и исполнительной властью, какие законодательные инициативы она готова реализовать, а также о перспективах обновления парламента, рассказал "Интерфаксу" председатель Ярославской облдумы Илья Осипов.

            - Илья Владимирович, жесткая политическая конкуренция не добавила региону стабильности, зато вызвала к жизни не декларируемые, а реальные процессы обновления региональных институтов власти. Чем готов ответить областной парламент на вызовы дня?

            - Стратегическая задача у областной думы остается неизменной – создавать законы. Другое дело, что сегодня потребовалось серьезное изменение методов работы, выстраивание новых форм диалога с исполнительной властью, гражданским обществом. Разумное дистанцирование от исполнительной власти и, наоборот, более тесное взаимодействие с общественными организациями – основа сегодняшнего обновления думы. Но сразу оговорюсь, я не сторонник  революционных мер. Не стоит забывать, что с точки зрения стратегии, задачи у исполнительной и законодательной власти области одни и те же – повышение уровня жизни каждого ярославца. Губернатор Сергей Ястребов озвучил программу социально-экономического развития региона, которую по пунктам не оспоришь, он декларирует абсолютно разумные и нужные цели. Другой вопрос, как их достичь?

            Сегодня депутаты активно включились в разработку тактических направлений, чтобы обеспечить заявленным задачам законодательную базу. При этом надо ясно понимать, насколько достижение благих целей обеспечено ресурсами региона, чтобы не плодить безжизненные законы. Более того, сегодня дума намерена тщательно контролировать процесс исполнения правительством области принятых законов.

            - Каковы механизмы и технология подобного контроля?

            - Мы внесли на рассмотрение очередного заседания думы проект постановления о правовом мониторинге. Проект позволит не просто отслеживать изменения в федеральном законодательстве, но и  регулировать областное с учетом новых реалий. Он позволит проводить мониторинг исполнения областных законов. Сегодня дума зачастую принимает законы, а как они исполняется, могут ли вообще  быть исполнены, - ответы на эти вопросы остаются за кадром.

            За примерами далеко ходить не надо. В области существует закон о предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан. Депутаты бесконечно расширяют список льготных категорий. Пора задаться вопросом, почему на практике этим законом могут воспользоваться считанные единицы ярославцев? На обывательском уровне мы понимаем, что где-то бюджетных денег не хватает, где-то нет земли. Поэтому необходим мониторинг, анализ ситуации, с тем, чтобы сделать закон максимально жизнеспособным. Приблизительно такая же ситуация - думаю, не только в Ярославской области, по всей России – с индексацией заработной платы бюджетникам. На повышение заработной платы мы направляем сотни миллионов бюджетных денег. Вроде все хорошо, перед людьми отчитались, а что эти миллионы дали каждому конкретному учителю, воспитателю? Я обошел все школы и детские сады в своем округе - в цифрах получается далеко не радужная картинка. Не во всех школах средняя зарплата педагогов достигла декларируемых 18 тысяч рублей, и не везде в детских садах воспитатели получают в среднем 15 тысяч рублей. Эти вещи нельзя проконтролировать через год-два с помощью контрольно-счетной палаты. Подобные вещи нужно контролировать "в режиме он-лайн", особенно если речь идет о зарплатах людей. Мы понимаем, что в расчет берутся средние показатели, понимаем, что у кого-то больше стаж работы, у кого-то больше нагрузка. Согласен, что в малокомплектных школах – один уровень заработной платы, в больших школах – другой уровень, и это зависит от отраслевых нормативов. Но я убежден, что анализировать ситуацию с повышением зарплаты необходимо в разрезе конкретной школы, а не отрасли в целом, надо искать рычаги выравнивания зарплаты, искать варианты исполнения обещанного людям. Что-то можно решить на местах. Например, в Рыбинске глава города Юрий Ласточкин планирует построить большую школу, куда будут переведены несколько школ. Это позволит детям получать качественное образование в хороших условиях, а преподавателям – нормальную зарплату. Где-то территориально нужно укрупнить учебные заведения, где-то это сделать объективно невозможно, значит, будем искать другие механизмы - на федеральном уровне. Закон ведь не догма, как и отраслевые нормативы.  В закон можно оперативно внести нужные изменения. Если ничего не делать, мотивируя свое бездействие объективными обстоятельствами, ничего и не изменится.

            - Насколько я понимаю, встреча ярославской делегации с премьер-министром – пример решения региональных проблем на федеральном уровне. Каковы результаты этой встречи?

            - Действительно, это первый опыт проведения встреч в подобном формате. Делегация Ярославской области обозначила основные проблемы региона, которые не могут быть решены на муниципальном и региональном уровне, требуют содействия федеральных властей. На встрече мы обсудили вопросы сельского хозяйства, образования, энергосбережения, спорта, культуры и туризма. В частности, на встрече была озвучена ситуация в АПК. Сегодня существует федеральная программа, предусматривающие меры господдержки для селян, но регион получает эти деньги с большим опозданием. Мы попросили содействия в строительстве детских садов и получили обнадеживающую информацию: если в этом году из федерального бюджета на строительство детских дошкольных учреждений выделено 8 млрд, то в последующие три года – 300 млрд рублей.

В частности, обратили внимание председателя правительства на необходимость синхронизации баз данных налоговой и регистрационной служб. Бюджет можно пополнять за счет оптимизации сбора налогов на землю. Многим нашим жителям попросту не приходят уведомления из налоговой службы. А ведь налог на землю - это деньги, которые остаются на местах.

            По нашим подсчетам, из-за несовершенства системы муниципальные бюджеты недополучают около 2 млрд рублей, в то время как на выравнивание муниципальных бюджетов область ежегодно выделяет 2,4 млрд рублей. Согласитесь, сопоставимые цифры.

            Мэром Рыбинска Юрием Ласточкиным были предложены  новые схемы в области энергосбережения на объектах образования. Опыт Рыбинска показал, что меры энергоэффективности позволяют снизить бюджетные расходы на 40 %.

            На встрече с Д.А Медведевым мы также обсудили возможность участия Ярославля в Чемпионате мира по футболу в 2018 году в качестве культурной столицы чемпионата.

            - Год назад во время своего президентства Дмитрий Медведев внес в Госдуму закон, который позволяет регионам самим определять, каким образом будет наделяться полномочиями их глава. Ваше отношение к вопросу выборности губернаторов?

            - Я - за прямые выборы губернаторов, и мои коллеги также поддерживают эту позицию. Принятие закона, позволяющего субъекту избрать форму непрямых выборов губернатора, вовсе не означает, что в Ярославской области воспользуются этим правом. Моя четкая позиция – выборы должны быть прямыми, чтобы не говорили сейчас наши политические оппоненты. Только такие выборы позволят консолидировать конструктивные политические силы региона. Но надо понимать, что на ближайшие годы вопрос о выборах главы области закрыт. У нас есть легитимный действующий губернатор, который ставит перед регионом по-хорошему амбициозные задачи.

            - Илья Владимирович, Ярославская область, по сути, стала экспериментальным регионом в России, проведя предварительные выборы партийных кандидатов от "Единой России" в областную думу. В них приняли участие беспрецедентное количество людей – 60 тысяч. Сегодня партия, которую обвиняли в закрытости и кулуарности, активно привлекает представителей самых разных общественных групп, среди 230 кандидатов на выборы в облдуму лишь 109 были членами "ЕР". Насколько оправдает себя такой подход к отбору кандидатов в облдуму?

            - Предварительные выборы – это реальный системный механизм обновления партии и думы следующего созыва. Подобный праймериз провели до нас на Дальнем Востоке, но далеко не такой масштабный по количеству выборщиков, как в Ярославской области. Мы привлекли к выдвижению своих кандидатов всех желающих ярославцев. 60 тысяч ярославцев пришли на избирательные участки. Я оцениваю итоги праймериз как несомненный успех. Из действующих депутатов, представляющих в думе "Единую Россию", прошли праймериз лишь 14, среди победителей предварительных выборов много молодых политиков. Разве это не обновление? Нам важно было выявить сильнейших, выявить сторонников, сформировать новый механизм обратной связи.

            Первым шагом на этом пути стало создание совета каждого округа, которые организованы как неформальные органы общественного контроля, как за деятельностью депутатов, так и за выполнением социально значимых программ. Советы округов становятся площадкой для генерации идей, участия каждого ярославца в управлении, что крайне важно для формирования гражданского общества. Совет округа решает, куда направить депутатский миллион, как распределить деньги, выделенные на благоустройство территорий и другие подобные задачи. Народный праймериз – очередной реальный шаг, ведущий к обновлению партии и законодательного органа.

            - Найдется ли применение тем 180 кандидатам, не выигравшим праймериз?

            - Это наш кадровый резерв. В сентябре граждане будут выбирать более 400 депутатов муниципального уровня, и мы обязательно задействуем наших кандидатов. Я не исключаю, что кто-то из крупных политических фигур, проигравших праймериз, станет самовыдвиженцем или уйдет в другие партии. Но мы сознательно шли на этот риск, партия готова к открытой политической конкуренции.

            - До окончания работы думы нынешнего созыва осталось пять месяцев. Какие законодательные инициативы вы планируете внести на рассмотрение заседаний облдумы?

            - Нас ждут изменения в бюджете. При формировании и утверждении бюджета были приняты компромиссные решения по ряду вопросов, которые не устраивали депутатов, по итогам полугодия часть из них будет пересмотрена. В частности, будем решать вопрос с уполномоченными по правам человека и по правам предпринимателей. У нас зачастую дают преференции крупным предприятиям, а о малом бизнесе некому позаботиться, потому что малый бизнес не вхож в кабинет губернатора, не вхож в кабинет мэра. Поэтому я убежден в необходимости создания института защиты прав предпринимателей, особенно в сегодняшней ситуации, когда мэр Ярославля, вопреки решениям суда, сносит киоски в массовом порядке. Вместо того, чтобы составить схему расположения торговых точек, вынести ее на обсуждение. Вместо того, чтобы дать возможность предпринимателям четко просчитать все потери, связанные с переездом и потери, связанные с ликвидацией бизнеса. А пока люди в массово сворачивают бизнес, остаются без работы сами и оставляют без работы своих сотрудников.

            Еще одна инициатива, с которой выходит дума – модернизация детских садов. Дума подготовила поправки в бюджет, которые позволят создать дополнительно 800 мест в детсадах региона, на эти цели планируется выделить 60 млн из областного бюджета. Это позволит снизить напряженность с нехваткой мест в детских садах. Особенно остро эта проблема стоит в некоторых районах области, в Ярославле, где мест в садиках дожидается 5 тысяч малышей. К сожалению, несмотря на то, что мэр областного центра декларировал это как свое предвыборное обещание, программа по строительству детских садов так и не появилась. Сегодня достроен один детский сад, строительство которого финансировалось из федерального и областного бюджетов, достраивается второй, финансируемый из тех же источников. Увы, все! Пока же, для женщин, которые не могут устроить трехлетнего ребенка в садик, в регионе предусмотрена выплата пособия - около 5 тыс. рублей. Конечно, уплотнение садиков – не лучший способ решения проблемы. Мы понимаем, что эта временная мера, и, надеюсь, городская власть определится с программой строительства детских садов, которую депутаты поддержат двумя руками.