Interfax-Russia.ru – Начало геологоразведки на Еланском никелевом месторождении в Воронежской области обернулось избиением геологов плетками и возобновлением споров об экологии.
На сотрудников ЗАО "Воронежгеология", проводивших работы для ООО "Медногорский медно-серный комбинат" (предприятие ОАО "Уральская горно-металлургическая компании") на Еланском месторождении в Воронежской области, напали люди с нагайками. Пресс-служба Уральской горно-металлургической компании (УГМК) заявила, что нападающие действовали по указанию координатора местного общественного движения "В защиту Хопра" Константина Рубахина. Константин Рубахин назвал такие заявления клеветой, утверждая, что ни он, ни члены его движения никого не избивали.
Еланский и Елкинский лицензионные участки в Новохоперском районе Воронежской области являются последними крупными месторождениями никеля на территории Европы. В мае прошлого года конкурс на освоение месторождений выиграла УГМК, обойдя единственного конкурента - ОАО "Норильский никель".
Еще один потенциальный соискатель, ЗАО "Русская медная компания" (РМК), как заявляли "Интерфаксу" в РМК, сам отказался от участия в конкурсе. Представитель Русской медной компании объяснил отказ РМК участвовать в конкурсе на получение права их освоение Еланского и Елкинского медно-никелевых месторождений тем, что после конкретизации условий конкурса, в соответствии с которыми был введен запрет на строительство металлургического завода непосредственно на месторождении на территории Воронежской области, участие в данном проекте для компании стало экономически нецелесообразным.
"Компания планировала строительство современного гидрометаллургического производства, минуя стадию обогащения никелевых руд. Это наиболее экологически чистая технология, наносящая минимальный ущерб окружающей среде. При существующей тарифной политике на перевозку грузов доставка бедных никелевых руд для переработки в других регионах страны делает для нас этот проект нецелесообразным. Строительство обогатительных мощностей в Воронежской области и последующая пиро-гидрометаллургическая переработка концентрата на вновь построенном заводе за пределами региона по классической схеме не позволяет окупить вновь вводимые мощности из-за их высокой стоимости и небольших запасов металлов на рассматриваемых месторождениях", - сказал представитель РМК.
В свою очередь "Норникель" собирался оспорить результаты проведенного конкурса, но затем передумал, объясняя это протестом местного населения против освоения месторождений. Так что УГМК получила данный протест вместе с лицензиями.
Акции общественности против промышленной разработки месторождений не заставили себя долго ждать. В июле 2012 года общественная организация "Русские люди" направила президенту РФ Владимиру Путину обращение, пытаясь добиться проведения референдума о судьбе месторождений никеля. Экологи и общественность Воронежской области утверждали, что разработка месторождений станет катастрофой для экосистемы Черноземья.
В августе в городе Новохоперск прошел митинг против освоения Еланского и Елкинского участков. Тогда губернатор Воронежской области Алексей Гордеев заявил, что добыча никеля не начнется, пока жители Новохоперского района не поддержат соответствующий проект. Еще один митинг, посвященной этой же проблеме, прошел в сентябре, а затем и в октябре.
В феврале 2013 года протест местного населения вылился в избиение геологов. Пресс-служба УГМК сообщила, что 7 февраля пять работников "Воронежгеологии" прибыли на Еланский лицензионный участок, чтобы провести поисково-оценочные и геологоразведочные работы. Эту информацию подтвердил также координатор движения "В защиту Хопра" Константин Рубахин.
События, произошедшие далее, разные стороны конфликта трактуют по-разному. Согласно информации пресс-службы УГМК, 8 февраля на Еланский лицензионный участок приехали около 30 человек, возглавляемые Рубахиным и, угрожая жизни и здоровью рабочих, потребовали от них приостановить работы. Из-за агрессивного поведения общественников гендиректор "Воронежгеологии" Юрий Копейкин дал указание своим подчиненным свернуть работы и выехал из Воронежа на место конфликта со всеми необходимыми документами.
Затем, как следует из сообщения пресс-службы УГМК, Юрий Копейкин, приехав на место конфликта вместе со своим заместителем Валерием Копейкиным, попытался предъявить документы, "однако по команде Рубахина на них напали вооруженные нагайками люди".
"В результате Юрию и Валерию Копейкиным причинены серьезные телесные повреждения", - подчеркивает пресс-служба УГМК.
В сообщении также отмечается, что телесные повреждения зафиксировали медики, и пострадавшие подали заявление в правоохранительные органы.
В свою очередь координатор движения "В защиту Хопра" Константин Рубахин заявил "Интерфаксу", что "в сообщении УГМК содержится явная клевета, и мы имеем все основания подать иск о клевете и выиграть дело".
По его словам, есть видеосъемка данного инцидента, где видно, как активисты с представителями полиции законно и спокойно просят показать геологов документы, которых у них нет.
По версии Рубахина, приехавший на место инцидента Валерий Копейкин привез ряд документов, однако среди них не было ордера на проведение работ, оценки воздействия на окружающую среду и документов о переводе данных земель из категории земель сельхозназначения в промышленные.
Что касается факта нападения, то Константин Рубахин сообщил Interfax-Russia.ru, что никаких указаний на этот счет он не давал и никакого нападения не видел. "Когда мы смотрели документы, Копейкина оттолкнули, через 20 секунд он прыгнул в свою машину и уехал", - заявил активист.
При этом он не опровергает и не подтверждает сам факт нападения, заявляя лишь, что движение "В защиту Хопра" не имеет к нему никакого отношения.
"Не знаю, пользовался ли кто-то нагайками или нет", - говорит Константин Рубахин, добавляя, что на месте конфликта были незнакомые ему люди.
Теперь в данном инциденте предстоит разбираться правоохранительным органам. Начальник отдела информации и общественных связей ГУ МВД России по Воронежской области Наталья Куликова сообщила Interfax-Russia.ru, что по факту нападения возбуждено уголовное дело по ч.2 ст.115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью).
"Проводится расследование. Дело возбуждено по заявлению гражданина", - пояснила Наталья Куликова.
УГМК же намерена продолжить работы на спорном участке, предварительно усилив его охрану. Замгендиректора компании Евгений Брагин сообщил на пресс-конференции, что у УГМК есть вся необходимая документация для работы, и эти документы ранее были представлены Рубахину.
"Данная ситуация с избиением людей является провокацией. Физическая расправа абсолютно недопустима, и мы впервые сталкивается с этим за все время работы компании", - сказал Евгений Брагин.
Гендиректор "Воронежгеологии" Юрий Копейкин в свою очередь отметил, что избиение геологов при исполнении ими работ является нонсенсом не только для Воронежской области, но и для всей России.
"В настоящее время по данному факту возбуждено уголовное дело, так как мой заместитель получил серьезные травмы, в частности, повреждение шейных позвонков. Также при потасовке были утеряна часть документов, привезенных по требованию Рубахина", - сказал он.
Между тем, местное население все еще против разработки никелевых месторождений, что признавал и гендиректор УГМК Андрей Козицын.
"На "никелевой" теме отметились уже все, кому не лень - и московская оппозиция, и местные политики. (…) Например, людей пугают, говоря им, что на Хопре будет как в Норильске. Если положить фотографию заповедника рядом с фотографией Норильского промышленного района, то контраст, конечно, разительный. И конечно, все местное население против превращения района Воронежской области в Норильск", - заявлял Андрей Козицын в интервью "Интерфаксу".
При этом, по словам гендиректора УГМК, второго Норильска на Хопре не будет, поскольку в Новохоперском районе не будет ни металлургического производства, ни выбросов диоксида серы.
"Здесь, в Воронежской области, мы планируем создать только горно-обогатительное производство - объекты подземной добычи (шахты) и обогатительную фабрику. Их влияние на окружающую среду мизерно и не выйдет за пределы промышленной площадки предприятия", - утверждает гендиректор УГМК.
Для того чтобы взвесить все "за" и "против" данного проекта, в Воронежской области создали общественный совет по контролю за разработкой никеля, но среди его членов также нет единого мнения насчет безопасности разработки месторождений. Впрочем, ученые, следящие за данной темой, хоть и высказывают определенные опасения, но избегают резких формулировок.
Так, заведующий кафедрой гидрогеологии и геоэкологии Воронежского государственного университета (ВГУ) Виктор Бочаров заявил Interfax-Russia.ru, что, с одной стороны, разработка месторождений принесет пользу и Воронежской области в целом, и Новохоперскому району, поскольку будут созданы новые рабочие места, появится возможность для экономического роста региона.
"С другой стороны, любое вторжение человека в окружающую среду влечет определенные негативные последствия, но все зависит от того, как будет разрабатываться месторождение, и какой будет контроль со стороны государства и общественности", - полагает Виктор Бочаров.
По его словам, проект разработки месторождений, который предлагает УГМК, в целом удовлетворяет экологическим требованиям.
Декан геологического факультета ВГУ Виктор Ненахов также уверен, что региону разработка месторождения выгодна, а побочные эффекты в значительной степени надуманны. "Существуют такие технологии, которые все минимизируют. Это практически безотходное производство. Урон экологии минимальный", - уверен Виктор Ненахов.
Однако заместитель директора по науке Хоперского заповедника, который находится в 15 км от никелевых месторождений, Николай Карпов более осторожен в своих прогнозах. "Может быть нарушен гидрорежим из-за шахт. В Воронежской области и так дефицит воды, а сколько ее потребуется на обогащение руды? В итоге вода может стать не питьевой, непригодной для хозяйственных нужд", - опасается замдиректора заповедника.
Вместе с тем, он признает, что, если разрабатывать месторождения с использованием современных технологий и жестко контролировать соблюдение экологических норм, то негативных последствий не будет. Другой вопрос, возможен ли жесткий контроль.
Глава общественного совета, заведующий кафедрой минералогии и петрологии Воронежского государственного университета, член-корреспондент РАН Николай Чернышов отмечает, что, действительно, месторождения можно разрабатывать без негативных последствий для экологии, и осваивать эти крупнейшие месторождения необходимо, также как необходимо достигнуть взаимопонимания с местными жителями, хоть это и непросто.
"Это край бывших пугачевцев, это казаки. Надо работать с населением, не словами, а делами: поставить церковь, обучить кадры и так далее", - заявил Interfax-Russia.ru Николай Чернышов.
В свою очередь УГМК, по словам ее гендиректора Андрея Козицына, готова вкладываться в социальную инфраструктуру Новохоперского района.
"Если мы обязаны в соответствии с лицензией вложить существенные суммы, то хотелось бы, чтобы сами жители района определили, что им нужно. Может быть, это будет ремонт школ, больниц или домов культуры, может быть, водопровод или что-то еще", - пояснил Андрей Козицын.
По его словам, все это будет отражено в соглашении о сотрудничестве УГМК с администрацией Воронежской области, но пока соглашение еще не подписано, поскольку "на любом открытом общественном мероприятии устраивается подобие нелепого циркового представления, на котором рассказывается про Норильск, Чернобыль, ртуть, уран и другие страсти".
Как бы то ни было, но разработки никелевых месторождений в Воронежской области уже не избежать. И компании проще, если ее геологов не будут избивать, и местным жителям лучше жить с отремонтированными школами и больницами. Так что договариваться оппонентам все равно придется.
Обозреватель Александра Качалова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".