Interfax-Russia.ru – Спустя сорок дней после катастрофы самолета президента Польши под Смоленском стали известны новые обстоятельства произошедшей трагедии.
Роковое пике
Самолет Ту-154, на котором президент Польши вместе с высокопоставленной делегацией отправился на траурные мероприятия в Катынь, упал под Смоленском 10 апреля. Он не долетел всего лишь несколько сотен метров до местного аэродрома. Все 96 человек, находившиеся на борту самолета, погибли.
Среди погибших оказались сам президент Польши Лех Качиньский, его супруга Мария, а также руководители более чем десятка ключевых госструктур, члены парламента, включая двух вице-спикеров сейма и вице-спикера сената, известные в Польше общественные и религиозные деятели. Катастрофа стала шоком не только для Польши, но и для всего мира.
Правительства Польши и России приняли решение расследовать катастрофу в соответствии с международными правилами Чикагской конвенции, которую ратифицировали 190 государств, в том числе Россия и Польша. Расследованием обстоятельств занялся Межгосударственный авиационный комитет (МАК), имеющих опыт расследования авиационных катастроф в 53 странах мира.
За прошедшее со дня трагедии время выяснилось, что самолет до падения был в исправном состоянии. Причиной его падения, по словам главы МАК Татьяны Анодиной, не был взрыв или пожар на борту, а тем более теракт. Двигатели самолета работали вплоть до самого столкновения с землей. На самолете была включена и система TAWS (система раннего предупреждения столкновения – ИФ). Она передавала необходимую информацию экипажу. Также была включена и работоспособна навигационная система GNSS.
Заправленного топлива в самолете было 19 тонн – этого, по мнению главы технической комиссии МАК Алексея Морозова, хватило бы для полета по маршрутам, предусматривающим заход на запасные аэродромы.
Представители авиационного комитета защитили от возможных претензий и детище отечественного авиапрома: самолет президента Польши был создан еще в СССР и отлетал 20 лет. Кроме того в 2009 году он прошел капитальный ремонт на предприятии "Авиакор" в Самаре. "Не только по нашему анализу, но и по международному фонду безопасности оценивается, что уровень безопасности этого самолета не хуже, чем у его аналогов – Боинг-737, Боинг-727 и других", - резюмировала глава МАК. Она подчеркнула, что это объективные данные, имеющиеся у организации, по анализу безопасности и расследования катастроф, произошедших за 37 лет.
Ни в чем, по выводам МАК, не "виноват" и аэродром. Проверка его подготовки к приему специальных рейсов проводилась трижды, сказал глава технической комиссии МАК, уточнив, что это было 16 марта, 25 марта и 5 апреля. "По итогам проверок был сделан общий вывод, что аэродром готов к приему рейсов при установленном минимуме погоды", - сказал председатель технической комиссии МАК.
Таким образом, исходя из данных комитета, вероятность гибели польской делегации по каким-либо техническим причинам близка к нулю.
А "Ту" все знал и падал
Российская сторона склоняется к версии, что к катастрофе могли привести нелогичные действия экипажа. Даже уполномоченный представитель Польши по расследованию авиакатастрофы Эдмунд Клих заявил, что польская сторона считает необходимым детально исследовать вопрос, касающийся профессионализма пилотов разбившегося самолета.
По словам Клиха, случай необходимо расследовать системно. То есть не только катастрофу Ту-154, но и другие авиакатастрофы, которые произошли в Польше ранее, когда "были сигналы, что экипажи не придерживались принятых процедур, шли на минимальной высоте".
По мнению Клиха, подготовка пилотов, перевозящих высокопоставленных лиц, должна быть усиленной. Для этого должны использоваться и тренажеры. Экипажи, которые перевозят важных государственных лиц, должны проходить подготовку по гражданским требованиям и нормам Международной организации гражданской авиации (ICAO), и только после этого дополнительно проходить военную подготовку.
Что касается самого рокового полета, выяснилось, что вылет из Варшавы переносили дважды. В итоге он был выполнен в 09:27, с задержкой на 27 минут относительно перенесенного времени вылета. До этого, первоначально, вылет планировался на 08:30.
Про погоду в месте приземления экипаж перед вылетом не знал ничего. "В процессе предполетной подготовки экипаж получил под роспись метеоданные, которые включали в себя фактическую погоду и прогноз по аэродрому вылета, запасным аэродромам, а также прогноз погоды по маршруту полета", - рассказал глава технической комиссии МАК Алексей Морозов.
"Фактической погоды и прогноза по аэродрому назначения "Смоленск-Северный" экипаж не имел. Актуальных аэронавигационных данных по аэродрому назначения "Смоленск-Северный", включая действующие НОТАМ (оперативно распространяемая информация об изменениях в правилах проведения и обеспечения полетов и аэронавигационной информации – ИФ), экипаж не имел", - сказал глава комиссии.
Вместе с тем, в течение полета экипаж неоднократно информировали о том, что погодные условия на аэродроме ниже установленного минимума – для аэродрома "Смоленск-Северный" он составляет 1000 м, при этом минимум вертикальной видимости – 100 м. "Информация предоставлялась диспетчерами Минска, Смоленска, а также экипажем самолета Як-40 ВВС Польши, который совершил посадку примерно за полтора часа, то есть в 09:15, на аэродроме "Смоленск-Северный", - отметил глава комиссии.
После выхода на связь с диспетчерами аэродрома "Смоленск-Северный" экипаж был предупрежден о плохой видимости и о том, что "условий для приема нет". Примерно за 16 минут до катастрофы, по словам Морозова, от экипажа Як-40 экипаж Ту-154 получил информацию о видимости на аэродроме в 400 метров и вертикальной видимости – в 50 метров.
Когда за четыре минуты до катастрофы экипажу сообщили о видимости в 200 метров (информация поступила от экипажа уже приземлившегося ЯК-40) – самолет главы Польши продолжал снижаться. "По просьбе экипажа Ту-154 им выполнялся пробный заход на посадку", - отметил Морозов. За 18 секунд до столкновения с землей летчиков предупреждала о приближении к земле система TAWS сигналом типа Pull up ("Тяни вверх").
По мнению польской стороны, к катастрофе могли, в частности, привести опоздания в командах диспетчера. У российских экспертов претензий к диспетчерам нет. Они полагают, что на экипаж могло оказываться давление со стороны правительственных чиновников, находившихся в кабине самолета. Вкупе с плохой погодой это и привело к трагической ошибке.
Посторонние голоса
Сейчас уже достоверно известно, что в кабине присутствовал не только экипаж, но и сторонние наблюдатели. "Голоса посторонних лиц в кабине были четко зафиксированы и не принадлежали экипажу. Один голос идентифицирован. Что касается второго голоса – работы продолжаются", - сказала глава МАК Татьяна Анодина. Они закончатся в ближайшее время.
Несмотря на то, что голос опознан, МАК "по морально-этическим соображениям, касающимся в первую очередь родственников погибших" отказался придавать гласности информацию о его принадлежности.
Тем не менее, в польских СМИ появились сообщения о том, что в кабине самолета помимо членов экипажа был командующий польскими ВВС генерал Анджей Бласик. О другом человеке, не являвшемся членом экипажа, на данный момент ничего неизвестно. Те же польские журналисты сначала выдвинули версию о том, что это был директор диппротокола МИД Польши Мариуш Казана, однако позднее это предположение было опровергнуто.
В свою очередь, британской телерадиокорпорации Би-би-си удалось выяснить, что ни один из двух голосов не принадлежал находившемуся на борту разбившегося лайнера президенту Польши Леху Качиньскому.
Председатель МАК не стала подтверждать или опровергать все эти предположения. "Я не могу и не буду комментировать сообщения каких-то источников. Мы работаем, руководствуясь международными нормами", - отметила председатель авиакомитета.
Между тем, по мнению польской стороны, присутствие в кабине пилотов посторонних лиц не противоречило правилам полетов. "Самолет Ту-154 не принадлежал гражданской авиации. В соответствии с польскими правилами, такие процедуры не обязывают военную авиацию", - сообщил Эдмунд Клих.
Глава Межгосударственного авиационного комитета в свою очередь заявила, что "в российских федеральных авиационных правилах есть четкие указания, что не допускается нахождение в кабине летного экипажа лиц, которые не связаны с выполнением полетного задания". "Такое же аналогичное правило есть в государствах нашего соглашения и, естественно, в мировой практике", - сказала глава МАК.
Все еще будет
Разумеется, расследование еще не закончено и какие-либо выводы делать преждевременно. А пока российская сторона работает подчеркнуто в тесном сотрудничестве с польской.
До конца мая с государственными комиссиями обоих стран будет подписан меморандум, регламентирующий передачу копий расшифрованных записей бортового самописца. В сжатые сроки состоится и сама процедура передачи записей. В настоящее время в России расшифровывались данные речевого и двух параметрических самописцев. Третий параметрический самописец проходил подобную процедуру в Польше.
Российская сторона, в свою очередь, обратилась к польской для того, чтобы та предоставила российским специалистам информацию о разговорах по мобильным телефонам на борту самолета президента Польши. Ранее полякам передали непосредственно сами мобильные телефоны, найденные на месте трагедии. Информацию в частности ожидают в СКП РФ, занимающемся расследованием трагедии.
Руководство МАК заявляет, что все обстоятельства и причины катастрофы будут установлены объективно в условиях открытости. Польские журналисты, которых пригласили на демонстрацию того, как расшифровываются записи с бортовых самописцев, подтвердили эти слова.
По завершении работы комиссии окончательный отчет и все материалы расследования поступят в государственные комиссии России и Польши и генеральные прокуратуры обеих стран. Кроме того, будут разработаны рекомендации, чтобы подобные трагедии впредь не повторились.
Родственникам погибших и соболезнующим остается ждать окончательного результата. А также отдавать дань памяти тем, кто не долетел до Катыни. Кстати, власти Смоленской области планируют вскоре установить на месте падения "Ту-154" памятный знак.
Сейчас на этом месте можно поставить свечку или возложить цветы. Около места крушения польского "Ту-154" круглосуточно дежурит наряд милиции. Пост N1 случившейся трагедии.
Обозреватель Алексей Максимович