Точка зрения 17 января 2011 г. 10:22

Торг здесь уместен

Interfax-Russia.ru – Региональные и муниципальные власти с 1 января 2011 года обязаны размещать госзаказы на электронных аукционах. Новшество должно преградить путь коррупции.

Теперь каждый россиянин сможет не только узнать на какие товары и услуги тратят свой бюджет федеральные, региональные и муниципальные органы власти, но и в ряде случае сам их им предложить. Государственные закупки начиная с 1 января 2011 года стали заметно прозрачнее.

Вся информация о товарах и услугах, в которых нуждаются муниципалитеты и региональные администрации, согласно ФЗ N94 с 1 января 2011 года должна публиковаться на едином портале www.zakupki.gov.ru. А сами аукционы по их приобретению проводятся на нескольких электронных площадках.

В перечень товаров и услуг, выставляемых на аукцион, могут входить как уборка, строительство и ремонт помещений, так и закупка карандашей, лекарств, мебели и автомобилей – все то, что необходимо для нормального функционирования государственных учреждений. Заключение контрактов на электронных аукционах происходит по итогам анонимной конкурентной борьбы.

Бороться есть за что. Объем рынка электронных аукционов, по оценкам специалистов, в середине 2010 года составлял около 100 млрд рублей. Реализация закона увеличит эту сумму, как минимум, в 3-4 раза.

Для того чтобы стать участником подобного аукциона, нужно зарегистрироваться на электронной площадке и получить электронную цифровую подпись (ЭЦП) – в регионах ее выдают аккредитованные организации, например, региональные управления Федерального казначейства. После этого можно принимать участие в любом из конкурсов, если, конечно, позволяет сфера деятельности. Главный критерий, по которому выясняется победитель, – наименьшая предложенная стоимость товара или услуги.

Подобные аукционы, по мнению разработчиков закона, исключают всякую возможность субъективного выбора исполнителей. "Раньше аукционы проходили в условиях, когда участники конкурса или тендера знали друг друга что называется "в лицо". Они преспокойно могли договориться о цене, и, как правило, она была завышенной. Сейчас это исключится чисто технически: участники не будут ничего знать друг о друге, а данные о них будут сугубо конфиденциальны, - разъясняет Interfax-Russia.ru суть изменений специалист Центра анализа экономических инициатив Максим Сорокин. - Также довольно силен был элемент чиновничьего произвола при отборе заявок. Все это впоследствии отражалось на стоимости проектов и выполнения услуг, которая могла быть непомерно высокой".

Впрочем, у такого, казалось бы, полезного нововведения как электронные аукционы есть и свои противники. Так, например, особенно сильно сопротивляются подобным аукционам строители. Они считают, что цена не может быть главным критерием отбора, речь должна идти еще о качестве, сроках выполнения, добросовестности заказчика.

Однако руководители площадок говорят о том, что никто не мешает заказчику проверять выбранных им исполнителей уже вне аукциона – наоборот, это даже приветствуется. Нередки случаи, когда электронные аукционы проходят в несколько этапов: на первом отбирается круг кандидатов, которые точно и качественно смогут выполнить заказ, на втором этапе они уже соревнуются между собой по ценовым предложениям. Те, кто не выполняет условия контракта или выполняет недобросовестно, заносятся в специальный реестр.

С явным недоверием к введению электронных аукционов отнеслись законодатели в Чечне. Они даже обратились к Госдуме РФ с просьбой "оттянуть" срок обязательного проведения аукционов до 2013 года. По мнению республиканских парламентариев, местный бизнес в силу исторических причин не в состоянии конкурировать с успешно работающими фирмами. Наблюдатели предполагают, что мотивы могут быть несколько иные.

"Такие аукционы преследуют, как минимум, три цели: борьбу с коррупцией, экономию бюджетных средств и развитие малого бизнеса. Не исключено, что не все регионы готовы ратовать за первые два пункта", - комментирует "протестные настроения" эксперт Максим Сорокин.

Что касается экономии, то, например, в Ивановской области ожидают, что внедрение электронных аукционов позволит сэкономить более 10% бюджетных средств. Это немало, если учесть, что в этом году, согласно информации областного департамента экономического развития и торговли, будут реализовываться около 2,3 тыс. госконтрактов на сумму более 3 млрд рублей.

Электронные аукционы могут дать не только экономический эффект. Так, например, в Смоленской области для их проведения прошли повышение квалификации почти два десятка специалистов. В каком-то смысле внедрение электронных аукционов послужит и повышению компьютерной грамотности в среде местных предпринимателей. Ведь без уверенного пользования интернетом путь к участию в таких аукционах заказан.

В Москве электронные аукционы по некоторым видам закупок начали проводить еще при предыдущем мэре Юрии Лужкове. В частности, сообщалось, что за первое полугодие 2010 года городу удалось сэкономить 17,5% бюджетных средств.

Впрочем, когда к власти пришел новый мэр Сергей Собянин, обнаружились интересные подробности таких торгов на фармацевтическом рынке. Например, в октябре 2010 года прошло 46 электронных торгов по закупке лекарств– в 39 из них, по словам мэра, принимала участие всего одна заявка.

Правда, тогда же Собянин озвучил исключение, подтверждающее жизнеспособность электронных аукционов. "На один лот заявилось пять участников. Не знаю, как это произошло, видимо, "недоработка" системы. Сброс цены составил 92 процента. В другом тендере было семь участников, и сброс цены – 95 процентов. А по остальным – один процент", - рассказывал мэр подчиненным в декабре 2010 года.

Сейчас, утверждают специалисты, аукционы с одним участником будут признаны недействительными.

Одним из пионеров внедрения электронных аукционов в ЦФО является Калужская область. Так еще в конце 2009 года до 80% госзакупок в регионе проходили именно через такую систему – в том числе, в муниципалитетах. Кроме того, власти Калужской области уделяли значительное внимание малому бизнесу – оставляя ему долю госзаказа от 10 до 20%.

Интересно, что все это делалось в области еще задолго до слов председателя правительства РФ. В конце декабря 2010 года Владимир Путин озвучил свое мнение по электронным аукционам для госзакупок. По его мнению, на электронных торгах с 2011 года должно размещаться 70% номенклатуры госзаказа (при учете федеральной части). Кроме того, премьер надеется, что к выполнению заказов активно подключится и малый бизнес. По оценкам специалистов, доля участия малого бизнеса в подобных аукционах лежит в пределах 65-80% (в зависимости от выполняемых услуг).

Все было бы хорошо, но в реализацию благого начинания вкрались проблемы технического характера. Указанный выше сайт госзакупок из-за повышенного потока посетителей практически сразу же заработал с перебоями. Его администрации едва ли не ежедневно приходится вывешивать объявление о проведении двухчасовых регламентных работ.

Между тем, этот сайт в соответствии с ФЗ N94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" является единственным официальным источником для размещения информации о заказах. То есть фактически те представители муниципалитетов и регионов, которые не смогли опубликовать данные по госзаказу на этом сайте, становятся нарушителями закона.

Однако пока не стоит делать никаких резких выводов, предупреждают эксперты. Электронные аукционы пусть и не сразу, но еще докажут свою работоспособность. "Всякие недостатки системы – это всегда стимул ее улучшать, - признается Сорокин. – Главное не закрывать на них глаза".

Обозреватель Алексей Максимович

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще