Россия / Эксклюзив 11 декабря 2017 г. 12:01

Сопредседатель блока оппозиционных сил Абхазии А.Бжания: "Абхазия должна оставаться президентской республикой, но полномочия парламента по контролю над исполнительной властью должны быть расширены"

Депутат парламента Абхазии, сопредседатель блока оппозиционных сил Аслан Бжания рассказал "Интерфаксу" о перспективах продажи недвижимости в Абхазии иностранцам, инвестклимате и российско-абхазских отношениях, необходимых реформах и своих политических планах, а также о том, как избежать раскола в обществе на предстоящих в 2019 году выборах президента республики.

Сопредседатель блока оппозиционных сил Абхазии А.Бжания: "Абхазия должна оставаться президентской республикой, но полномочия парламента по контролю над исполнительной властью должны быть расширены"

- Аслан Георгиевич, в Абхазии очень острая полемика ведется вокруг вопросов продажи недвижимости иностранным гражданам. В большинстве стран мира такая возможность существует, но в Абхазии многие против принятия соответствующего закона. Жители опасаются резкого роста цен на жилье и ущемления их прав, однако спрос на недвижимость повлечет увеличение объемов строительства, появятся новые рабочие места, что в целом отразится на экономике позитивно. Планирует ли парламент возвращаться к этому вопросу?

- На сегодняшний день иностранный гражданин имеет право зарегистрировать в Абхазии юридическое лицо и приобрести в собственность недвижимость. Прошлый созыв парламента отложил вопрос, связанный с продажей недвижимости иностранным гражданам и принял решение вернуться к его обсуждению после урегулирования проблем, которые могут возникнуть в случае его принятия. Что касается опасений населения, то они обусловлены отсутствием достоверной и полной информации о плюсах и минусах продажи недвижимости. На протяжении многих лет нынешние руководители Абхазии, будучи в оппозиции, пропагандировали среди населения мысль, что продажа недвижимости - это гибель государства и этноса. А сейчас власть не имеет аргументированной, обоснованной позиции по этому вопросу. Но необходимо серьезно изучить эту проблему, а руководство республики должно заявить четко свое отношение к этому вопросу, обозначить все риски и минусы.

С учетом качества работы правоохранительных органов и госаппарата мгновенное решение о продаже недвижимости иностранным гражданам приведет к массовым злоупотреблениям и может вызвать негативную реакцию в обществе. Я не исключаю, что в недалеком будущем мы придем к тому, что ряд пилотных проектов может быть реализован. Например, выделены специальные земельные участки на строительство многоквартирных домов. Это даст возможность на практике увидеть все минусы и плюсы продажи недвижимости иностранцам.

В любом случае решать этот вопрос нужно очень аккуратно, и ни в коем случае приобретение недвижимости не должно быть увязано с вопросом приобретения гражданства. Это ключевой момент. Эти вопросы нужно разделить, их нельзя рассматривать во взаимосвязи, это две совершенно разные темы.

Наши российские партнеры должны понимать, что у нас много недоработок и проблем. Часть из них носит субъективный характер, они связаны с качеством управления, которое демонстрирует действующая власть, а часть проблем носит объективный характер. Многому мы только учимся. Но когда в этом вопросе наши коллеги проявляются чрезмерную активность, это вызывает как минимум удивление.

По конституции Абхазии частная собственности приравнена ко всем другим формам собственности. Здесь нужна серьезная разъяснительная работа с населением. Через какое-то время, как только мы повысим эффективность работы госаппарата и правоохранительных органов, тогда можно будет вернуться к этому закону.

Инвестору, иностранному гражданину нужна недвижимость или головная боль? Если сегодня разрешить продажу, то процентов 30 покупателей будут приобретать не недвижимость, а проблему, так как есть существенные пробелы в законодательстве, не подготовлен кадастр. В перспективе, когда будет наведен порядок в этой сфере, приобретение недвижимости в Абхазии будет носить цивилизованный характер.

- Недавно в Москве прошла презентация программы по развитию Абхазии "25 шагов". Она предусматривает создание новой организации - Корпорации развития. Нет опасений, что будет создана очередная структура, дублирующая функции других ведомств?

- Программу готовили специалисты в области экономики, и я присутствовал на ее презентации, согласен с положениями, которые в ней изложены. Однако для ее реализации необходимо предпринять шаги, которых нет в документе. В программе также отсутствуют источники финансирования. На мой взгляд, перед реализацией экономических программ необходимо провести реформы в госаппарате, правоохранительных органах и судебной системе. У нас большие проблемы с правоприменительной практикой, с исполнением закона, в том числе судебных решений.

У нас в стране есть министерство экономики, курирующий эту сферу вице-премьер, есть управление экономики при администрации президента, есть отдел экономики при кабинете министров, т.е. структур достаточно. А как обстоят дела в экономике вы, наверное, знаете хорошо.

Я заинтересован в реализации этой программы, но до тех пор, пока не будет работать закон, это сделать будет невозможно. Закон у нас работает пунктирно: для кого-то работает, а для кого-то не работает, кто-то должен жить по закону, а кто-то может жить не по закону, а по тем правилам, которые он сам себе нарисовал. И это кто-то, как правило, высокопоставленные должностные лица, люди, которые пользуются близкими связями с ними. Реализовать такие масштабные преобразования при таких подходах в стране практически невозможно.

Необходимо провести аттестацию в госаппарте и правоохранительных органах, посмотреть во всех ли функциях, которыми они наделены, есть необходимость. Возможно, есть необходимость в упразднении некоторых структур и министерств. Но власть, боясь потери части электората, не идет на такие меры.

Все эти процессы могут быть реализованы лишь при наличии воли высшего руководства страны, которое должно подавать пример законопослушания.

- Инвесторов отпугивает отсутствие гарантий безопасности их инвестиций, правовых, в том числе судебных, методов защиты собственности. Какие меру нужно предпринять для повышения уровня экономики Абхазии?

- Инвестиционный климат формируют разные факторы: качество работы государственного аппарата, правоохранительных органов, имидж страны, география, ресурсы, наличие специалистов и многое другое. Нами в последнее время что-то сделано для того, чтоб создать условия и улучшить инвестиционный климат? Конечно же, нет. Мы унаследовали налоговую систему советского образца, а некоторые сопредельные с нами государства в этом смысле ушли далеко, в том числе в плане защиты интересов инвесторов. Ими предприняты дополнительные меры, экономистам они хорошо известны.

Огромное значение имеет уровень преступности, насколько криминалитет влияет на экономическую жизнь. В нашем случае все это есть - высокий уровень преступности, зашкаливающий уровень коррупции. На практике для привлечения инвестиций практически ничего не сделано.

Например, возьмем ситуацию с режимом работы нашей государственной границы (пункт пропуска на российско-абхазской границе по реке Псоу). Государство имеет такие транзитные возможности, такую географию, но при этом нет функционирующего аэропорта. Говорить, рисовать "потемкинские деревни" и неосуществимые проекты власть умеет. У нас руководство республики убеждало население, что мы захватим мировой рынок по продаже пресной воды, другой государственный деятель говорил о строительстве автобана Сухум - Черкесск, "пробив" Кавказский хребет, а потом, видимо, до Москвы, Берлина, Парижа и Лондона. Вот такие мегапроекты в головах у наших товарищей. Но при этом элементарный ремонт в районных администрациях сделать не могут, а автобан строить хотят.

К сожалению, ничего не сделано не только для привлечения иностранных инвесторов, но и для собственных бизнесменов. Власти других государств помогают своим экспортерам, к слову, прежние руководители Абхазии полностью исключили пошлины и сборы для экспортеров, а действующая власть ввела новую экспортную пошлину. Мы не создаем условия, а усложняем ситуацию. Контрольных органов - "выше крыши", их больше, чем бизнесменов. Для чего нам ОБЭП?! Есть КРУ Минфина, есть контрольная палата, есть прокуратура, МВД, и все они проверяют, все они живут за счет налогоплательщика и создают, как правило, определенные проблемы. В Абхазии 140 тысяч трудоспособного населения, а официально работает 42 тысячи человек, из них 30 тысяч имеют отношение к бюджетной сфере. Есть несколько тысяч самозанятых граждан, но на 10-12 тысяч человек, занимающихся бизнесом, такое количество контролирующих органов. Поэтому инвестиционный климат у нас далеко не тот, который нужен инвесторам.

- Россия главный стратегический партнер Абхазии, да и основные инвесторы республики - это представители российского бизнеса. Каково состояние российско-абхазских отношений на сегодняшний день, какие есть перспективы?

- Возможности, которые предоставляет стратегическое партнерство, на мой взгляд, в полной мере не реализуется в абхазо-российских взаимоотношениях. Мы многое упускаем. Двусторонние отношения должны быть в постоянной динамике, должны появляться новые сферы сотрудничества, как это было в 2004-2007 годах. Тогда прорвали блокаду мировой изоляции. Естественно, это было связно с решением руководства России, но колоссальная роль принадлежала и руководителям Абхазии того периода. Многое им удалось сделать благодаря человеческим контактам. Вот в этом плане, я думаю, мы очень многое сейчас упускаем.

Взять хотя бы сферу туризма. Миллионы туристов посещают Грузию, многие туристы прилетают просто на выходные дни. Почему этого нет в Абхазии? Мы не дорабатываем, в большей степени это касается абхазской стороны. Да и взаимодействие не на том уровне. В межгосударственном договоре, подписанном в 2014 году, есть обязательства сторон, в соответствии с которыми пересечение людей, перемещение товаров и оборудования через государственную границу должно быть свободным. Разве режим работы пункта пропуска на Псоу изменился? Нет. Недавно я лично простоял на границе 55 минут при въезде в Абхазию, и это в ноябре, вне туристического сезона. Справедливости ради надо отметить, что в разрешении этих проблем в большей степени должна быть заинтересована абхазская сторона.

Но и некоторые российские коллеги делают поспешные выводы. В последнее время мы часто видим их выступления на разных ток-шоу, где в отношении Абхазии допускаются нелицеприятные высказывания. Кроме того, стали появляться псевдоаналитические статьи, в которых делаются выводы о том, что в Абхазии антироссийские настроения носят существенный и традиционный характер. Но это далеко не так. У нас действительно, как и во всех странах, есть проблемы. Но мы же признаем их, это наши беды. Взять хотя бы ситуации, когда обворовывают туристов, такое с местными жителями случается гораздо чаще, это наша беда, и мы хотим ее решить. Но через призму таких происшествий оценивать и давать характеристику стране, народу - это не правильно.

Россия для нас фактор всеобъемлющий и исключительно положительный, ни одного минуса у нас не должно быть во взаимоотношениях, если их искусственно не придумывать. К сожалению, находятся люди, которые этим занимаются.

- Какие сферы помимо туризма и сельского хозяйства Абхазии нужно активнее развивать?

- Все сферы нужно активнее развивать. Мы на начальном этапе, у нас устаревшее оборудование, устаревшие технологии, устаревшие подходы. Мы во многом самоизолировались. Более 50% территории Абхазии - это горы, но у нас нет ни одного приличного отеля в горах. Это говорит о том, как развивается у нас туризм. Такая же ситуация в сельском хозяйстве, его подотраслях, в промышленности, в энергетике.

К примеру, мы получаем 2 млрд кВт. ч., а населению отпускается 1 млрд 400 кВт. ч., т.е. 500-600 млн кВт ч мы теряем. Огромное количество проблем связано с износом оборудования, часто случаются аварий и перебои в поставке электроэнергии. Это экономика и нормальная работа отрасли? При этом парламент республики по предложению администрации президента принимает закон, в соответствии с которым объекты энергетики не могут быть приватизированы. Правда, власть не знает на какие средства восстановить отрасль, ведь речь идет о десятках млрд рублей. Денег нет, а популизма хоть отбавляй.

- О внутриполитических вопросах. Кабинет министров республики часто подвергается ротации. Недавно был назначен новый глава МВД Абхазии, за три года это пятая смена министра. С чем связаны такие перестановки?

- Недавно был назначен председатель государственного таможенного комитета, который проработал всего неделю, до этого на двое суток назначался министр здравоохранения. К каким результатом такая работа приводит? Дело не в отсутствии кадров, а в умении их подбора и грамотной расстановки. Часть проблем носит системный характер, но эти издержки сглаживались, когда во главе страны были более опытные и подготовленные руководители. Иногда приходилось подключать, так называемый, ручной режим управления.

Сменилась команда, пришли люди менее подготовленные, и в итоге такое положение дел. У нас есть кадровые назначения, но нет кадровой политики. Достаточное количество квалифицированных людей-уроженцев Абхазии работает в Российской Федерации. Но почему-то в отношении них вводятся какие-то ограничения и цензы. Многие из них создали крупные международные компании, бюджеты которых превышают бюджет Абхазии, и успешно ими управляют. Но их не хотят возвращать, потому что власть боится конкуренции. У них есть опыт и знания, они могут сказать: "Ребята, вы тут не тем занимаетесь". Страшно, когда человеку, который занимается не своим делом, говорят такое. Как говорится, "не в бровь, а в глаз", это же катастрофа для него.

Но у нас и внутри страны есть кадровый потенциал, много подготовленных людей, но сегодня они не востребованы властью.

- Как вы оцениваете перспективы перехода от президентской системы управления в Абхазии к парламентской?

- Я согласен с тем, что нужно пересмотреть полномочия президента и парламента. Я думаю, что парламент нужно наделить большими полномочиями по контролю над исполнительной властью. Такое перераспределение полезно. Вместе с тем я считаю, что страна в обозримой перспективе должна оставаться президентской. Со временем, когда будет иная политическая культура, когда партийного опыта будет больше, мы могли бы к этому прийти, но пока преждевременно говорить о парламентской республике.

- На прошлых президентских выборах в 2014 году доверие Вам выразила треть граждан республики, принявших участие в голосование. Не за горами новый политический цикл. Планируете ли вы выдвигать свою кандидатуру в 2019 году на выборах президента Абхазии? Как оцениваете перспективы выдвижения единого кандидата от блока оппозиционных сил?

- Я готов в дальнейшем заниматься политической деятельностью, которой занимаюсь сейчас. Меня не устраивает очень многое из того, что происходит в стране. Я хотел бы видеть наше государство другим и постараюсь приложить к этому максимум усилий, чтоб страна стала более развитой и правовой. Государство именно таким и должно быть - экономически сильным, правовым, социально ориентированным. Многим народам это удалось, и мы не должны быть исключением. У нас трудолюбивое население, замечательная география, перспектива выстраивания прекрасных отношений с Россией, которые заключают в себе колоссальные экономические выгоды.

Что касается участия в президентских выборах, то до 2019 года еще далеко. Я чувствую себя хорошо и уверенно, избирательные технологии и механизмы мне уже знакомы намного лучше, чем это было в 2014 году (А.Бжания баллотировался в президенты республики в 2014 году - ИФ). И намерен дальше вносить свой вклад в развитие абхазского государства.

Если говорить о выдвижении единого кандидата от оппозиции, то почему бы и нет. Фальстарты наблюдаются, спешить никуда не надо, нужно заниматься политической деятельностью, изучать проблемы страны, учиться решать их, находить пути выхода из кризиса. Когда человек окажется в "кабине летательного аппарата", он должен знать какую кнопку нажать, как осуществить рулежку, как набрать высоту и потом этим всем управлять безопасно и комфортно, и не "грохнуться" вместе с пассажирами. Желающих будет немало. Уверен в том, что многонациональный народ Абхазии уже никогда не доверит свою судьбу безответственным и некомпетентным политикам, которые ради достижения своих корыстных целей готовы обманывать, раздавая пустые и невыполнимые обещания и лозунги. Если в 2019 году к власти не придут честные люди, профессионалы, готовые во имя сохранения будущего Абхазии осуществить системные преобразования, то мы потеряем государство с вытекающими отсюда последствиями.

- Учитывая опыт прошлых лет, как избежать очередного раскола в обществе перед выборами?

- За раскол и его последствия несут ответственность политические силы. Не было бы никакого раскола, если бы проигравшая сторона признала итоги выборов. Люди были дезориентированы, их настраивали друг против друга. Господином Хаджимба не были признаны не только итоги выборов 2004 года, но и 2009 и 2011 годов.

С такой же последовательностью и настойчивостью итоги выборов в Абхазии не признавало только руководство Грузии. Хотя все другие кандидаты, не менее известные государственные деятели такого себе не позволяли.

Это усугубляло раскол общества. На самом деле людям нечего делить. Лишь у трех, максимум пяти тысяч качество жизни меняется к лучшему в зависимости от того, кто пришел к власти. Но так не должно быть. Таким образом управлять страной дальше невозможно. Ради сохранения и развития государства необходимы фундаментальные преобразования, которые изменят качество жизни не трех или пяти тысяч граждан, а всех жителей Абхазии. Тогда никакого раскола не будет. Он имеет сугубо политическую природу и обусловлен тем, что неоднократно проигрывавшая сторона не хотела с этим мириться. Хвала Всевышнему, что наконец-то Хаджимба стал президентом. Теперь у граждан есть возможность в полной мере оценить его управленческие качества, сравнить, проанализировать и сопоставить все.

Люди должны понять, что раскол будет преодолен тогда, когда власть начнет соблюдать законы и перестанет руководствоваться циничным принципом разделяй и властвуй.