Эксклюзив 16 июня 2023 г. 11:44

Губернатор Камчатского края Владимир Солодов:

"Ни один из крупных инвестпроектов, которые реализуются на Камчатке, не приостановлен"

"Ни один из крупных инвестпроектов, которые реализуются на Камчатке, не приостановлен"
Фото предоставлено пресс-службой правительства Камчатского края

О программе прямых поставок камчатской рыбы в центральные регионы России, планах на лососевую путину, переходе энергоснабжения региона с мазута на газ и геотермальные ресурсы и о развитии туризма на полуострове на полях Петербургского международного экономического форума "Интерфаксу" рассказал губернатор Камчатского края Владимир Солодов.

- Владимир Викторович, какие соглашения Камчатка подписала на ПМЭФ? Какие из них наиболее важны для региона?

- Подчеркну, что ни один из крупных инвестиционных проектов, которые находятся на стадии реализации, у нас не приостановлен, санкции не оказали на них какого-то критического влияния. Хотя определенные сдвиги по времени, конечно, происходят. Здесь на форуме мы сверяемся с нашими крупнейшими инвесторами, уже заявившими о процессе реализации проектов, которые окажут серьезнейшее влияние не только на экономику Камчатского края, но и всего Дальнего Востока - такие, как строительство хаба по перевалке сжиженного природного газа, который ведет компания "Новатэк". Это - первый флагманский проект по развитию Северного морского пути как нового магистрального транспортного коридора. Там все идет по графику, и через несколько лет Камчатка станет одним из крупнейших мировых энергетических хабов.

Аналогично складывается ситуация и с проектами, которые касаются развития нашей инфраструктуры - таких, как международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово) и строительство крупных туристических объектов. Это - и пятизвездочный отель в центре Петропавловска-Камчатского, базы, и новое направление, которое мы обсуждаем здесь на форуме с такими компаниями, как АФК "Система", гостиничный оператор "Азимут" и ряд других.

Из знаковых соглашений, которые хотелось бы выделить, это направление, связанное с расширением прямых поставок нашей рыбной продукции, водных биоресурсов на рынки центральной части России. С одной стороны, они связаны с вызовом для наших производителей, потому что меняются рынки сбыта, меняются логистические цепочки. В этом контексте очень важно иметь собственный рынок, в том числе, работать на его развитие. С другой стороны, это задача государства, она связана с обеспечением продовольственной безопасности нашей страны. Могу сказать, что куда бы я не приезжал, в каком бы регионе я ни был, всегда губернаторы просят - и, можно сказать, жалуются, что нет камчатской рыбы, нет доступного рыбного прилавка. Чтобы подойти к решению этого вопроса, который носит комплексный застарелый характер, мы здесь, на форуме, подписали соглашение между нашими крупными рыбными предприятиями и крупнейшими российскими торговыми сетями - "Вкусвилл", "Гиперглобус" и "Лента". При поддержке министерства развития Дальнего Востока и нашей координации мы в этом году начнем прямые поставки рыбопродукции. Это означает, что наши крупные предприятия берут на себя обязательства по цене, не превышающей сложившейся на рынке оптовом и даже с некоторым дисконтом, поставить фиксированный объем рыбной продукции не меньше трех тысяч тонн. А задача торговых сетей, которые широко представлены в центральных регионах, разместить этот товар на своих полках, обеспечить его продвижение и соблюсти ценовые параметры применения минимальной наценки. Сейчас мы вручную стыкуем все стороны для того, чтобы убрать лишние звенья в этой цепи и сделать доступной вкусную и полезную камчатскую рыбу в центральной России. Мы на первом этапе сфокусировались на наиболее массовых видах водных биоресурсах. Это, в первую очередь, филе минтая, минтай цельный, минтай, горбуша и сельдь. Они доминируют по объему добычи, и они наиболее доступны по ценовому сегменту. Уверен, что наши граждане уже в этом году ощутят фактическое расширение доступности камчатской рыбопродукции.

- На Камчатке стартовала лососевая путина. Какие в этом году прогнозы на рыбалку?

- Прогнозы - хорошие, существенно больше прошлого года - около 380 тыс. тонн дает нам наука. Рыбаки готовы, я бы сказал, что готовность - стопроцентная. Сейчас очень ответственный период, мобилизованы все ресурсы, и транспорт, и заводы. У нас целый ряд новейших рыбоперерабатывающих заводов на Камчатке построен. Причем, часть уже с локализацией оборудования. Я буквально перед форумом был на западном побережье полуострова. Там построен завод с применением отечественных холодильных установок и установок по разделке рыбной продукции. Уже год этот завод работает и, по отзывам коллег, его оборудование не уступает заграничным аналогам - установкам Baader и других зарубежных фирм. Главное сейчас, чтобы прогноз оправдался, и чтобы рыба подошла к побережью Камчатки. Это всегда очень ответственный и волнительный для рыбаков момент. Уверен, что по итогам путины будет повод похвастаться уловами и похвалиться эффектом для экономики Камчатского края, бюджета. Уверенность, что мы всю страну сможем рыбой накормить, она есть, и будет укреплена по итогам путины этого года.

- Перерабатывающих и холодильных мощностей достаточно?

- В целом у нас сейчас система добычи рыбных ресурсов и переработки сбалансирована. За последние годы нам удалось существенно нарастить объем береговой переработки. Мы делали на него акцент, потому что именно береговая переработка дает максимальное количество рабочих мест, создает максимальную налоговую отдачу и позволяет более гибко построить переработку. В условиях берегового завода больше вариативности в зависимости от того спроса, который появляется на рынке. При этом современные технологии позволяют сохранить качество рыбной продукции без ущерба, она абсолютно не уступает той, которая производится на судах при соблюдении логистики и добычи в пределах 1-2 суток пути судна до завода. Схема "судно-завод" показывает свою эффективность. Поэтому за последние годы нам удалось существенно нарастить береговую переработку. Если пять лет назад 20 процентов рыбы перерабатывалось на берегу, 80 увозилось на судах, сейчас пропорция обратная - 80 процентов перерабатывается на берегу, 20 процентов - на судах. Это связано только с пиковыми подходами рыбы, с пиковыми объемами, с которыми не справляются береговые предприятия. Могу сказать, что семь из восьми заводов, создание которых предусмотрено на Камчатке в рамках программы инвестквот, уже построены и работают. Это дает свой эффект и с точки зрения создания рабочих мест, и с точки зрения добавленной стоимости.

Мы существенно нарастили глубину переработки. Все заводы оснащены линиями, заточенными на производство филе, фарша. То есть продуктов уже серьезной переработки. Во всех заводах стоят цеха по переработке рыбных отходов. И сегодня мы 100 процентов рыбных отходов можем перерабатывать. Вся продукция, ну, за исключением единичных случаев браконьерской добычи, идет в производство. Приведу конкретные цифры. Сегодня из одного килограмма рыбных отходов производится полезного сырья в виде муки и жира примерно на 30-35 рублей. То есть это вполне ценный ресурс, который является источником дальнейшей экономической стоимости, а не загрязняет нашу природу, не создает факторы дискомфорта и неудобств, с которыми ассоциируются рыболовные посёлки.

- В ходе рабочей поездки на Камчатку в мае Юрий Трутнев (заместитель председателя правительства РФ - полномочный представитель президента РФ в ДФО) сказал, что поручил ВЭБ.РФ просчитать эффективность снабжения полуострова за счет газа "Новатэка" и геотермальных источников. Но ведь "Новатэк" уже все посчитал и получил средства на строительство, его проект будет реализован. Предполагается, что, может быть, параллельное использование и СПГ "Новатэка", и геотермальной энергии РусГидро? Или все же будет реализован какой-то один проект, но пока нет понимания, какой именно?

- Конструкция достаточно понятна, выработана, и принципиально все решения приняты. На Камчатке, к сожалению, мы видим падающий дебет добычи газа из-за нехватки его на местных месторождениях. Заместить этот дебет должен сжиженный природный газ, который будет потом регазифицироваться и поставляться в газотранспортную систему. Работы все запущены, проектирование ведется. Мы готовы уже в следующем году выходить на строительство с поддержкой федерального бюджета и с поддержкой нашего крупнейшего инвестора - компании "Новатэк".

Одновременно мы, конечно, очень внимательно смотрим на возобновляемые источники энергии, потому что это - лучший вариант минимально зависеть от привозного сырья, максимально использовать собственное богатство и собственные возможности выработки энергетики. К сожалению месторождения геотермальной энергии находятся не в городе, они находятся на некотором расстоянии, примерно 100-150 км. Это не позволяет обеспечить теплоснабжение из геотермальных источников. Поэтому на геотермальный энергии у нас основана генерация электроэнергии. Уже сейчас функционирует Мутновская геотермальная станция, есть планы ее модернизации, строительства новой очереди. Есть планы строительства новых генерирующих мощностей.

Мы очень рады, что компания "Зарубежнефть" подключилась к этому проекту. Коллеги при нашей поддержке уже получили целый ряд лицензий на доразведку и последующую эксплуатацию месторождений геотермальной воды. Уверен, что это дополнит те решения, которые связаны с газификацией. Но это абсолютно не замещающие вещи. То есть, оба направления связаны с тем, чтобы основные городские теплоэнергоустановоки полностью перевести с дорогого неэффективного и экологически вредного мазута и дизельного топлива, которое до сих пор используется, на экологически благоприятный и экономически эффективный газ. И использовать геотермальную энергетику там, где населенные пункты приближены к месторождениям, или требуется выработка электроэнергии дополнительной мощности.

- По местным аэропортам. Какие объекты в этом году будут законтрактованы? Какие будут завершены?

- Подчеркну, что в этом году, как и в прошлом, мы видим очень серьезную поддержку со стороны федерального бюджета. Хочу поблагодарить правительство РФ и за расширение программы субсидирования перелетов на Дальний Восток, так называемые "плоские тарифы" "Аэрофлота". Увеличение количества вылетов позволяет нам, практически, полностью закрыть потребности. Дефицит возникает только в самый пиковый сезон, а так билеты доступны, доступны по хорошей цене. Туда-обратно билет из Москвы до Камчатки (8 часов перелета) стоит 27 тысяч рублей в эконом классе. Это более чем привлекательные условия.

Свой эффект дает и авиакомпания "Аврора" - единая дальневосточная компания, которая создана. Мы видим субсидированные билеты, например, в Южно-Сахалинск, Магадан и другие направления. Но я считаю важным добавить субсидирование ключевых наших дальневосточных центров - Владивосток и Хабаровск и вношу эти предложения в правительство РФ. Эти направления наиболее востребованы у наших жителей. А сейчас полететь туда дороже, чем в Москву. Это, конечно, неприемлемая ситуация. Я считаю, что нам нужно сосредоточиться, и нацелить единую авиакомпанию на решение этой логистической проблемы. Здесь я солидарен с моим коллегой Сергеем Носовым из Магаданской области, который тоже недавно этот вопрос поднимал. Он (вопрос - ИФ) - наиболее острый, наиболее востребованный.

Не менее важны для нас внутренние перелеты по Камчатке. И здесь хочу напомнить, что мы на Камчатке субсидируем примерно 70 процентов общей стоимости перелета. И, тем не менее, несмотря на это субсидирование, они все равно достаточно дорогие. Самый дальний перелет - из Петропавловска-Камчатского до Пенжинского района, например, до Аянки - стоит примерно 80-85 тысяч рублей в одну сторону, это экономически обоснованный тариф. Туда можно добраться только с пересадкой - самолет плюс вертолет. Мы субсидируем 70 процентов, но перелет все равно стоит порядка 25 тысяч рублей. Дорого. Поэтому мы сейчас ведем работу с тем, чтобы из федерального бюджета было субсидирование безальтернативных маршрутов, помощь нам. Финансирование из краевого бюджета мы полностью сохраним, но хотим дополнить его федеральным. Тогда перелеты будут доступными, пассажиропоток будет расти, заполняемость кресел будет выше, эффективность полетов тоже повысится. Тем самым мы можем получить кумулятивный эффект.

Инфраструктура неразрывно связана с этим. Мы активно ведем программу строительства и ремонта взлетно-посадочных полос. Завершены ремонтные работы в Оссоре, это Карагинский район, центральная часть Камчатки, восточное побережье. Серьезная модернизация продолжается по аэропорту Палана. Там взлетно-посадочная полоса завершена, в этом году поставлены самые современные радиолокационные комплексы. В ближайшие годы там необходимо будет завершить, так скажем, сопутствующее оснащение аэропорта. Завершается подготовка взлетно-посадочной полосы и реконструкция аэропорта в Усть-Камчатске. Выделено финансирование для аэропорта Тиличики - это самый север полуострова. К сожалению, там есть свои сложности с поиском подрядчика и с особенностями ценообразования. Мы сейчас над ними работаем.

Не оставляем без внимания и самые маленькие аэропорты. Например, аэропорт Никольское на Командорских островах. Там всего 500 человек живет, но они жизненно зависимы от аэропорта, поскольку это - единственная связь с материком. Нам важно сейчас поставить там и топливозаправочный комплекс (в этом году рассчитываем это сделать), а потом реконструировать само полотно взлетно-посадочной полосы. И, конечно, мы очень рассчитываем на новые российские самолеты, которые должны прийти на смену тем, которые эксплуатируются сегодня. Они объективно устарели. Здесь с Минпромторгом России мы в тесном контакте находимся. Свои предложения по приобретению самолета "Байкал" уже дали. Ждем, что усилия нашей промышленности дадут свой эффект, и мы получим воздушные суда, которые закроют внутренние потребности Камчатского края. Они нам необходимы как воздух и в прямом, и в метафоричном смысле этого слова.

- На Камчатке начинается туристический сезон. Какие на него планы?

- Туристический поток на Камчатку растет, растет интерес, мы это видим. Мы объективно не справляемся с ним, особенно в пиковый сезон. Здесь главное наше направление работы - "расшивка узких мест" в инфраструктуре. Сейчас вовсю строится главный аэропорт региона, к концу 2024 года он будет завершен. Это будет один из лучших аэропортов Дальнего Востока с возможностью приема судов не только из России, но и из зарубежных стран-партнеров. С этим связываем перспективы развития.

Из негативного: это уход иностранных туристов и потеря вот этого сегмента в туристическом потоке. Но он с точки зрения количественных показателей полностью замещен нашим внутренним потоком, и растем из года в год по 10-15 процентов, несмотря на ковид, на санкции. Все пертурбации происходят, а мы растем.

Второе направление - это гостиничная инфраструктура. Объективно виден ее дефицит. Сейчас активно ведутся стройки, расширение номерного фонда в разных сегментах. Достраивается первый на Камчатке пятизвездочный отель, он должен быть запущен до конца года в центре Петропавловска-Камчатского - прямо в лучшей точке, недалеко от берега Авачинской бухты и на берегу Култучного озера. Строятся такого высокого класса отели и в загородной зоне, в Паратунке, где находятся термальные источники. Но строятся и трех- четырёхзвёздочные отели и в самом городе. В загородном формате, традиционном для Камчатки, серьезное расширение ведут, например, наши базы отдыха "Лагуна", "Спутник", ряд других баз. Я уже говорил, что приходят к нам федеральные операторы, федеральные игроки, такие как "Азимут", как АФК "Система" и ряд других. Вот это второе направление.

С точки зрения новых маршрутов - наша основная ставка сохраняется. Мы хотим диверсифицировать предложения, связанные с посещением уникальных природных мест, чтобы уйти от исключительно воздушных перелетов, вертолетных перелетов. Поэтому традиционные маршруты в Долину гейзеров, на Курильское озеро мы дополняем уникальными маршрутами вблизи Петропавловска-Камчатского. Это зона трех вулканов. Правда, в этом году там ведется большая стройка дороги, но уже в следующем году это будет асфальтовая трасса прямо до Вилючинского перевала с нашими вулканами, с проявлениями сейсмических активностей, теплыми потоками, водопадами и красивейшими местами. Это маршруты доступные по дороге уже сегодня - в направлении Мильково, в направлении наших горных хребтов, Ключевская сопка и окрестности. Там совершенно космические пейзажи, когда мы можем наблюдать последствия прошедших извержений и в буквальном смысле ходить по застывшим лавовым потокам, или наблюдать как меняется ландшафт под воздействием вот этих природных явлений.

Это активное развитие водных маршрутов, связанных с навигацией малых судов, рыбалкой, наблюдением за морскими млекопитающими. Ну, и конечно, традиционные маршруты, связанные с нашими реками, которые, кстати, тоже достижимы из города без задействования вертолетных перелетов - сплавы, рыбалка на реке, наблюдение за медведями. Все это то, чем традиционно Камчатка славится. Но хочу подчеркнуть, что наша ставка - это, во-первых, предусмотреть маршруты на любой бюджет, начиная с совсем небольшого (у нас чартерные программы стартуют буквально от 50 тысяч рублей с перелетами), и заканчивая серьезными эксклюзивными маршрутами экспедиционного класса. Наша задача также - максимально вовлечь в оказание услуг местный камчатский туристический бизнес. Наша миссия - не просто привезти человека на Камчатку, а создать такое впечатление и такие эмоции, чтобы человек поменял свое мировоззрение, изменил свое представление о природе, и начал нашу уникальную природу сохранять вместе с нами.

- Какая ситуация сейчас в поселках Усть-Камчатского района, где прошел мощный пеплопад из вулкана Шивелуч?

- Для жителей окрестных поселков это, конечно, серьезный вызов. От сильнейшего за последние 60 лет пеплопада пострадали Ключи, Майское, Козыревск. Мы всю поддержку оказываем. Вопрос на прямом контроле у президента Российской Федерации. Есть поручение всем ключевым ведомствам помогать нам и со стороны дорожной сети, и с реконструкцией системы водоснабжения. Дело в том, что там - открытая система водозабора, и это было фактором риска для здоровья. Мы сейчас будем переходить на закрытую систему забора воды. Есть поручение президента и с оздоровлением жителей, углубленной диспансеризацией, отдыхом и оздоровлением всех детишек, которые находятся в зоне риска. 240 человек сейчас в федеральных детских лагерях будут проходить оздоровление и отдых. Конечно, неудобства сохраняются. Нам предстоит еще в течение всего года помогать с бытовыми вопросами - отмывать дома, улицы. Потому что, когда поднимается ветер, выпавший пепел опять налетает с окрестностей в поселки. Это непривычная для нас ситуация, мы никогда не сталкивались с таким стихийным явлением, влияющим на качество жизни людей. Хотим предложить поправки в законодательство, чтобы изменить критерии отнесения к ЧС федерального значения именно в части извержения вулканов. Потому что здесь не так просто подсчитать экономический ущерб. К счастью, обошлось без человеческих жертв и без ущерба для здоровья жителей поселков, попавших под пеплопад. Но само по себе явление достаточно мощное. Мы, конечно, рассчитываем на то, что нам на федеральном уровне продолжат помогать в борьбе с его последствиями.

Теги
Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще