Композитор Мариос Иоанну Элиа: "Ни один город мира не идентичен Владивостоку"

Композитор Мариос Иоанну Элиа: "Ни один город мира не идентичен Владивостоку"

            Известный своими постановками масштабных музыкальных перфомансов по всему миру кипрский композитор Мариос Иоанну Элиа создал во Владивостоке уникальный культурный проект, благодаря которому о российском городе в азиатской части мира узнали в Европе. "Звуки Владивостока" - это первый в мире аудиовизуальный портрет города продолжительностью шесть минут. В классическую мелодию гармонично вплетены шум порта, звуки шагов по льду и снегу, рык тигра. Всего в записи использовано 153 трека с 80 локаций, задействовано восемь дирижеров и 13 музыкальных коллективов. О том, чем привлек далекий от Европы Владивосток, как реализовывался проект, и почему город у моря так нравится европейскому арт-сообществу М.Элиа рассказал в интервью "Интерфакс - Дальний Восток".

            - "Звуки Владивостока" - ваша первая работа в России?

            - Это одна из моих самых амбициозных и сложных работ, и первый проект, который я сделал специально для России. Хотя моя музыка ранее исполнялась на российских сценах. И даже с успехом. Например, в 2007 году я был удостоен Первой премии на международном конкурсе композиторов Эдисона Денисова в Москве, учрежденным Союзом композиторов России под патронажем министерства культуры.

            - Почему для реализации проекта из всех городов России выбрали именно Владивосток?

            - Когда я задумался о создании аутентичного аудиовизуального портрета города, для вдохновения мне необходимо было найти уникальное место, сделать для себя открытие. Я понял, что ни один город мира не идентичен Владивостоку: культурно, архитектурно, исторически, географически, эстетически, учел физиогномику его людей, морские традиции... Владивосток обладает особым шармом рубежа веков. Город основан в 1860 году, долгое время был закрыт и лишь недавно, в 1992 году, стал доступен для посещения. Он может восприниматься как начало нового мира, так и как конец света.

            - Оправдались ли ожидания после приезда во Владивосток?

            - Мы с командой начали планировать производственный процесс, вести переговоры со спонсорами и партнерами в декабре 2016 года. Во Владивосток приехали 1 марта 2017 года. Первый период был непростым: было холодно, возникали проблемы из-за языкового барьера. Но, несмотря на это, нам удавалось знакомиться с замечательными людьми и достигать удивительных результатов. Из-за большого количества участников и мест также возникали сложности в координации процесса, но в итоге все ожидания были реализованы.

            - Вы сразу поняли, как должен звучать Владивосток? Как сформировалась основная мелодия?

            - Когда я приехал во Владивосток, я начал исследовать город, узнавать разные его уголки в разное время суток. В то же время, находясь в тесном взаимодействии и контактах с людьми, я стремился быть жителем города. После двух недель интенсивного прослушивания всего, что происходило вокруг меня, я сочинил главную мелодию. Интересно, что ее формирование началось на острове Русский.

            В итоге работа над "Звуками Владивостока" вылилась в масштабный проект. Бы л снят фильм. Здесь было задействовано 350 музыкантов, 13 музыкальных ансамблей и восемь дирижеров. Действие происходит в 80 местах в городе и его окрестностях. Собрать все это вместе в реальном времени довольно сложная задача.

            - Трудно ли было реализовать задуманное?

            - Да, это было нелегко. Даже рискованно для жизни в ряде случаев. Например, при записи на замерзшем Японском море я оступился и упал в ледяную воду. Когда мы работали в "Сафари-парке", то от рычащего амурского тигра нас разделяли прутья клетки и каких-то 50 сантиметров.

            - Как вам удалось привлечь всех участников вашего проекта?

            - Я чувствовал, что горожане заинтересованы и хотят принимать в нем участие. "Звуки Владивостока" стал тем, что представляет их личность и родной город совершенно новым, необычным образом. Они поддерживали, активно занимались и интересовались проектом. Через социальные сети и публичные встречи я обратился к горожанам с просьбой поделиться своим мнением о том, какие звуки они находят наиболее характерными в своем городе. Мы получили много откликов. Ко мне подходили с вопросами и предложениями даже, когда я шел по улице, сидел в кафе или во время записи. Люди хотели делиться, принимать участие, некоторые даже готовы были демонстрировать для нас свои музыкальные таланты на месте. Сейчас, когда жители слышат эту мелодию, они говорят нам, что испытывают чувство гордости за свой родной город.

            - Фильм был выложен в свободном доступе не сразу, почему принято это решение?

            - Потому что его европейская премьера была запланирована на конец января в Берлине на фестивале Hellas Filmbox Berlin, и по соглашению с организаторами мы не выкладывали фильм в публичный доступ до этого момента.

            - Как публика отреагировала на презентацию "Звуков Владивостока" в Германии?

            - Музыкальные знаменитости, такие как Вики Лиандрос и Фридрих Лихтенштейн, присутствовали на премьере, которая, как сообщают немецкие СМИ, была встречена бурей аплодисментов. В прессе проект был назван монументальным. До этого CNN Greeсe сделал 15-минутный репортаж о нашем музыкальном фильме.

            - Есть ли планы на дальнейшие показы? Где еще увидят и услышат "Звуки Владивостока"?

            - После успешного показа в Берлине и Москве нас пригласили представить фильм в других европейских городах, что сделает Владивосток ближе к остальному миру. Также есть просьбы презентовать его в целом ряде российских городов. Все это требует организованного менеджмента, мы сейчас работаем над поиском команды.

            - Планируете ли вы дальнейшую работу в России?

            - Да, меня попросили реализовать некоторые другие проекты, в настоящее время я веду переговоры. Примером может служить летняя версия "Звуков Владивостока", о создании которой меня постоянно просят жители города. Однако я смогу сказать что-нибудь конкретное, как только получу официальное приглашение. Также 24 мая в Приморской краевой филармонии в День славянской письменности состоится премьера первой части моего произведения "Морская симфония". Я написал ее, вдохновившись героическими подвигами моряков российского крейсера "Варяг". Она будет исполнена Тихоокеанским симфоническим оркестром, Академическим хором Дальневосточного федерального университета и Детской музыкальной школой Сергея Прокофьева