О том, какие проекты Приморье обсуждает с КНДР, как бороться с подорожанием бензина и что сделать, чтобы удержать людей в крае, агентству "Интерфакс – Дальний Восток" на полях Пятого Дальневосточного медиасаммита во Владивостоке рассказал временно исполняющий обязанности губернатора Приморья Андрей Тарасенко.
– Андрей Владимирович, в конце июля пройдет первый в Приморье Международный дальневосточный морской салон, к участию в котором приглашены более тысячи предприятий и компаний. Расскажите о подготовке к нему, о том, каких результатов для края вы ожидаете от этого мероприятия?
– Морской салон ранее традиционно проходил в Санкт-Петербурге, мы настояли, чтобы он прошел у нас, во Владивостоке, потому что сейчас грузооборот на Дальнем Востоке, количество обеспечивающих регион судов, выровнялись с северо-западом и южными регионами страны. Ровно половина уже приходится на Дальний Восток.
На востоке России Дальневосточный морской салон нужен, чтобы мы увидели лучшие, новейшие технологии в морской деятельности. Строительство судов – это многоступенчатый процесс, включающий и производство сложнейшего навигационного оборудования, корпусные работы, и литье, и плавильные цеха, и многое другое. Сегодня и Китай, и Корея заходят на эту площадку. Они готовы создавать совместные предприятия.
Мы надеемся, что Дальневосточный морской салон пройдет на высоком уровне. Уже сейчас интерес к мероприятию очень большой. Очень много желающих принять участие. Мы направили приглашения более 1200 российским и зарубежным компаниям.
Участники и гости салона смогут увидеть весь потенциал, все возможности гражданского судостроения и судоремонта, военного кораблестроения, судоходства и портовой инфраструктуры края.
В советские годы в Приморье строились небольшие суда до 20 тыс. тонн, было судостроительное производство, но оно рухнуло. Мы упустили момент, не научившись строить большой, мощный гражданский флот. Сегодня по указанию президента РФ этот пробел ликвидируется. В приморском Большом Камне строится судостроительный комплекс "Звезда", где заложены первые суда. И проблем с заказчиками не ожидаем. Россия добывает много нефти и газа, а перевозят углеводороды другие, зарабатывают на нас. Потому принято решение: все, что вывозится из нашей страны, любой углеводород, будет перевозиться только на наших судах, которые будут производиться в РФ.
Компания "Композитное кораблестроение" строит отличные гражданские суда нового поколения, которые уже востребованы. В этом году прогулочные катамараны закупили Великобритания и Республика Корея. Еще 15 судов предприятие планирует экспортировать в европейские государства и страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Дальневосточный морской салон откроет и этой компании, и всем участникам новые возможности для выхода на международные рынки, поможет найти деловых партнеров, познакомиться и пообщаться с коллегами, получить новый, ценный опыт.
– Владивосток в сентябре в четвертый раз примет участников Восточного экономического форума (ВЭФ). Какие проекты планирует представить регион на ВЭФ и как готовятся в крае к этому событию?
– Мы очень серьезно готовимся к предстоящему форуму. На ВЭФ Приморье представит инвесторам проекты, реализация которых приведет к росту благосостояния жителей края. Нам нужно завести в регион производства. Мы должны если не производить, то собирать приборы, двигатели, машин. Мы должны научиться делать хотя бы отверточную сборку.
Региону нужно свое стекло, поэтому прорабатывается вопрос строительства на территории края стекольного завода. Нам нужны производства полиэтилена, строительных материалов. У нас хорошие запасы мрамора, известняка, щебня, даже базальта, из которого можно делать базальтовое волокно – оно используется в кораблестроении. Эти производства надо восстановить.
Нам сегодня нужно построить нефтеперерабатывающий завод, развивать добычу полиметаллов, производство полимеров. Все это мы должны реализовать совместно с инвесторами. Эта задача и стоит перед Приморьем на Восточном экономическом форуме.
Деловая программа форума находится в разработке у министерства по развитию Дальнего Востока. Администрацией Приморского края сформированы и направлены предложения по ее содержанию, исходя из положительного опыта предыдущих форумов.
Среди наших предложений по формированию деловой программы ВЭФ-2018 – секции и круглые столы по развитию рыбной и морской транспортной отраслей, аквакультуры, фармацевтической отрасли. Презентация инвестиционных проектов в сфере туризма, входящих в Федеральный межрегиональный туристский проект "Восточное кольцо России", презентация инвестиционного проекта по созданию интегрированного развлекательного курорта "Приморье" и туристско-рекреационных кластеров "Приморское кольцо", "Теплое море", секция по проектному управлению.
Кроме того, в программу IV Восточного экономического форума включена презентация технологических проектов технопарка "Русский", будут представлены лучшие разработки, направленные на инновационное развитие Дальнего Востока, в том числе, проект российско-китайской ТОР, в рамках которого в районе пунктов пропуска "Пограничный" и "Суйфэньхэ" планируется создать трансграничную зону с особым экономическим режимом.
– С кем обсуждается проект строительства нефтеперерабатывающего завода?
– C китайскими партнерами, с теми, кому сегодня нужен этот углеводород. Проект нефтеперерабатывающего завода ориентирован на переработку нефти, добытой в регионе, и обсуждается вне рамок Восточного нефтехимического комплекса.
Добывать (нефть - ИФ) в регионе непросто, здесь глубина залегания (нефтяных залежей - ИФ) – 3,5 тыс. метров, в Тюмени – 2,7 тыс. метров. В 50-х годах прошлого века эти работы в регионе были прекращены, так как было открыто месторождение в Тюмени.
Но существующих запасов вполне достаточно, Китай на той стороне добывает, это единая линза, поэтому нам можно тоже ее развивать. Сейчас регион сильно зависит от нефти, поступающей из центральных регионов России.
Приморью нужно порядка 1 млн тонн в год, чтобы обеспечить топливом внутренний рынок, чтобы цены на бензин не скакали, чтобы не было сложностей с обеспечением аграриев топлива во время посевной и уборочной кампаний.
– Завершается разработка стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2030 года. Какие меры она предусматривает для того, чтобы количество жителей региона не сокращалось, а росло?
– Самая главная мера – это обеспечить жителям достойный заработок, тогда из Москвы сюда будут приезжать. Поэтому необходимо создать высокорентабельные производства. Для этого уже созданы территории опережающего развития. Но только их недостаточно. Нужно, чтобы люди, занятые в рыболовстве, и в сельском хозяйстве, в горной добыче, имели достойный заработок. В основном, жители уезжают из северных районов края. Во многих отраслях надо наводить порядок.
Мы заключили соглашение, учитывающее интересы и лесозаготовителей, и лесоперерабатывающих предприятий. Пока арендаторы лесосек продают необработанный лес в Китай, а те, кто занимается глубокой переработкой леса, вынуждены закупать кругляк в КНР.
Чтобы обеспечить древесиной внутренний рынок, в регионе планируется создать лесную биржу.
Я думал, что переговоры с лесопромышленниками будут проходить достаточно сложно, но люди – патриоты. Они понимают, что им здесь жить. Рубль сегодня – не самое главное, самое главное – чтобы край развивался.
– Энергетики заявляют, что в скором времени на юге Приморья может возникнуть дефицит энергомощностей. Какие электростанции в ближайшей перспективе планируется построить в Приморье и за счет каких средств?
– Сегодня станции в крае вырабатывают 2,7 тыс. мегаватт. Но эти электростанции построены в 50-х годах, основным топливом для них является уголь. Из-за того, что оборудование устарело, мы одномоментно можем потерять в сутки сразу около тысячи мегаватт, потерять можем и на 10 дней, и на неделю. Просто из-за того, что "рухнул" генератор. Сегодня мы нашли инвесторов, которые готовы нам строить новые ТЭЦ. Первую ТЭЦ мощностью порядка 700 мегаватт, мы с инвесторами уже начинаем проектировать.
Масштабная модернизация необходима всей энергетической отрасли Дальнего Востока. При этом ряд объектов генерации необходимо заместить в среднесрочной перспективе, в частности, на территории Приморского края это Владивостокская ТЭЦ-2 и Артемовская ТЭЦ.
Минэнерго России для полномасштабной модернизации энергетики Дальнего Востока инициировало разработку новой программы привлечения инвестиций в эту отрасль. По поручению Президента в рамках программы планируется реконструкция Владивостокской ТЭЦ-2, а также строительство новой Артемовской ТЭЦ-2. При этом ввод в эксплуатацию Артемовской ТЭЦ-2 обеспечит покрытие перспективного спроса на электроэнергию территорий опережающего развития (ТОР). Сейчас прорабатывается схема финансирования этих проектов. Но однозначно можно сказать, что реализовать их без господерржки будет крайне сложно.
В ближайшей перспективе в Приморье начнется строительство электростанции мощностью 520 МВт, которая обеспечит потребности стратегических проектов по созданию комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств и строительству морского терминала в заливе Восток.
В прошлом году началось строительство высоковольтной линии 220 кВ, протяженностью 246 километров, что позволит повысить качество и надежность электроснабжения потребителей центральных районов края, в том числе, объектов Транссиба и нефтеперекачивающих станций, а также решит вопрос с обеспечением энергоресурсами авиационной компании "Прогресс" и жителей Арсеньева.
Переговоры с инвесторами ведутся и по газификации региона.
– Газопровод Сахалин-Хабаровск-Владивосток пока не полностью загружен?
– На сегодня у нас только один процент его загрузки, нам надо загрузку увеличивать, тогда и объемы увеличатся, и возможность разговора о второй ветке.
– Корейские инвесторы на Петербургском экономическом форуме заявили, что не могут получить участок под строительство рыбного комплекса во Владивостоке на мысе Назимова? Как вы планируете поддерживать этот проект?
– Мы уже сделали это. Договоренность об этом участке есть с управлением делами президента РФ. Также мы предложили другую площадку, на территории Владивостокского рыбного порта. Мы сегодня рыбный порт освобождаем от угля, инвестор строит там большой холодильник. И решен вопрос о рыбной бирже, подписано соглашение с Санкт-Петербургской биржей, которая уже начала работу. Создан международный классификатор, по которому продукция оценивается и выставляется на торги.
В целом Приморье заинтересовано в сотрудничестве с Республикой Корея, которая сегодня является одним из основных стратегических партнеров края. Корейские инвестиции в экономику региона превысили отметку в 100 млн. долл. США. По итогам 2017 года на Республику Корея приходится 17% внешнеторгового оборота края. У нас сейчас работают более 50 предприятий с южнокорейским капиталом. Сфера деятельности многогранная – торговля, сельское хозяйство, производство, транспорт, рыбная отрасль, гостиничный и ресторанный бизнес.
Мы стараемся создать все условия, чтобы нашим партнерам было комфортно и выгодно вести бизнес в Приморье. С прошлого года во Владивостоке работает Центр поддержки корейских инвесторов. В апреле этого года Ассоциация поддержки резидентов Свободного порта Владивосток подписала меморандум с провинцией Кёнги о продвижении и реализации инвестиционных проектов компаний из этой провинции на территории Свободного порта Владивосток (СПВ).
К слову, среди резидентов СПВ – шесть южнокорейских компаний, которые планируют реализовать ряд значимых проектов. В том числе, строительство завода, гостиницы, гольф-клуба и курорта международного класса.
– Приморье – единственный регион РФ, который граничит с КНДР. Сейчас активизировалось взаимодействие между Северной Кореей и Южной Кореей. Как край может развить сотрудничество с КНДР, что можете предложить соседу и чего ждете от него?
– Мы обсуждаем бизнес-проект, который мы готовы совместно вести. Речь идет о северокорейском порте Раджин, который мы планируем загрузить углем, разгрузив свои площадки. Думаю, с этого начнем. Нам нужна рабочая сила, которую мы всегда с удовольствием принимаем от них. Также планируем возродить существовавший в советские годы проект по закупке саженцев фруктовых деревьев в КНДР, они качественные и хорошо приживаются на нашей территории.
– Прежний министр по развитию Дальнего Востока РФ Александр Галушка во время визита в КНДР озвучивал идею построить автодорожный мост Туманган–Хасан через реку Туманная. Началась ли работа, считаете ли вы перспективным этот проект?
– Сейчас готовится проект. Он интересен обеим странам, по нему мы могли бы быстрее осуществлять обмен товарами.
– Во Владивостоке планируется создать Единый музейный комплекс, в который войдут филиалы Эрмитажа, Третьяковской галереи, Русского музея, музея искусств народов Востока. Расскажите, на каком этапе находится проект, как он реализуется?
– Нам выделено 30 млрд руб. на создание театрально-образовательного центра и Единого музейного комплекса. В настоящее время специалисты и эксперты галереи прорабатывают концепцию комплекса, прорабатывается вопрос о соответствующем всем требованиям земельном участке. Участок должен быть площадью 5 гектаров, чтобы на нем свободно могло разместиться здание музейного комплекса, которое займет 20-25 тыс. кв. м.
Помимо этого, большого проекта, в ближайших планах – создание театрально-образовательного комплекса высшей школы музыкального и театрального искусства Приморской сцены Мариинского театра, культурно-исторического парка "Россия – Моя история".