Эксклюзив 21 октября 2020 г. 10:26

Зампред правительства Приморья Константин Шестаков:

"Край делает акцент на событийный и гастрономический туризм"

"Край делает акцент на событийный и гастрономический туризм"
Фото Игоря Новикова (правительство Приморского края)

Заместитель председателя правительства Приморского края Константин Шестаков в интервью "Интерфаксу" рассказал об итогах туристического сезона, начало которого в этом году пришлось на разгар пандемии коронавируса. Несмотря на кризис, в крае открыли новое казино, иностранные и российские инвесторы продолжают вкладываться в туристическую инфраструктуру края, местные предприниматели открывают новые рестораны и строят базы отдыха на юге края.

- Константин Владимирович, в Приморье завершается туристический сезон. Как отрасль пережила закрытие границ и введенные из-за ковида ограничения?

 - В этом году туристская отрасль и на въездном направлении, и на внутреннем направлении серьезно недополучила туристов - это факт. То, что с февраля-марта текущего года въездное направление для нас стало недоступным, очень сильно повлияло на околотуристский и туристический бизнес. По данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), эта отрасль аккумулирует порядка 53 отраслей народного хозяйства: от коллективных средств размещения, общепита и до сувениров и транспортных предприятий. Это огромная отрасль.

И, безусловно, мы понимаем, что за два-три последних года в Приморье большинство рестораторов и отельеров делали акцент на въездной турпоток из Кореи и Японии. К сожалению, после закрытия границ и введения ограничений первыми закрывались те, кто был максимально ориентирован на гостей из Азии. Это происходило по очень простой причине: многие из них открывались в арендованных помещениях и, конечно, полугодие при отсутствии фактического клиента мало кто может себе позволить, тем более, из начинающих, молодых предпринимателей.

Есть ощущение, что, как минимум, на 15% предприятий коллективного размещения стало меньше. Общепит отреагировал аналогичным образом. Действительно, точек общепита в моменте стало меньше, но они развернулись в сторону системной работы гораздо быстрее. То есть сейчас открываются уже новые заведения, инвесторы, предприниматели видят в этом экономический смысл и, наверное, на протяжении этих двух недель я на постоянной основе вижу новые проекты, которые открываются. Безусловно, это уже проекты, нацеленные в большей степени на массовый спрос, не эксклюзивные. Тем не менее, это говорит о том, что ниша по-прежнему любопытна предпринимателям.

По другим направлениям ситуация практически такая же. Столкнулась ли розница с падением спроса? Ну, конечно же, да. В центре города магазины, которые были "заточены", в первую очередь, на иностранного туриста, не видели спроса на ключевые товары.

- Смогли ли справиться с кризисом туроператоры края?

- Когда мы говорим о туроператорах, безусловно, значительную часть их прибыли формировали именно въездные турпотоки.

Но сейчас ситуация с ограничениями вынудила менять направления. Те, кто смог с этим справиться, сумел перестроиться на внутренний турпоток, для них ситуация развивается если и не благоприятно, то точно не критично. В свою очередь развитие внутреннего туризма идет по благоприятному сценарию, происходит формирование адекватных туристских предложений на данном рынке. Открываешь объявления и видишь, что многие именитые туроператоры переориентировались на внутренний рынок. Понятно, что если бы не условия ограничений в связи с пандемией, то они продолжали с удовольствием работать на въездном турпотоке. Но, тем не менее, сейчас есть хорошая возможность раскачать инфраструктуру муниципалитетов, раскачать турпродукты, которые завязаны на отдаленные территории Приморского края.

Вдобавок было несколько очень неплохих мер поддержки как со стороны субъекта, так и со стороны федерации, в том числе по линии Ростуризма. Наших крупных туроператоров крепко поддержали по направлению субсидий, которые были реализованы в прошлом году. То есть, по сути, это были средства, которые к ним попали на счета за их хорошую качественную работу по этому направлению. В этом году это были востребованные средства.

Была хорошая мера поддержки, о которой по-прежнему сейчас много говорят: это устройство персонала на общественные работы по краевой программе. И многие туркомпании отзываются, что они смогли сохранить свои команды, в том числе благодаря этому механизму. По их словам, они до сих пор востребованы, и есть запрос на продление этой меры поддержки. Действительно, это обсуждается в правительстве Приморского края. Я вижу на это спрос и буду ходатайствовать об этом.

Естественно, речь идет о помощи только тем предпринимателям, которые официально держат людей в штате и выплачивают белые зарплаты. Бизнесу, который уходит от налогов и работникам, которые в ущерб себе соглашаются на «серую» зарплату, мы помочь не сможем.

- Какие еще государственные меры поддержки были приняты для отрасли?

- На самом деле мер поддержки было достаточно. Рестораны, гостиницы тоже воспользовались возможностью устроить персонал на общественные работы. Вы знаете, что все эти направления вошли в перечень наиболее пострадавших, и все меры поддержки, которые распространялись с федерального и субъектового уровня, были доступны. Это и льготные кредиты, и уже упомянутая возможность участия в общественных работах, это отсрочки и мораторий по взысканию задолженности с региональным, муниципальным, федеральным имуществом. Плюс те кредиты, которые многим действительно позволили выжить, - со ставкой 0%, потом 2%. Многие из предпринимателей говорят о том, что эта ситуация действительно очень сильно выручила.

Мы приняли решение, что в этом году будет очень неплохой мерой поддержки компенсация в полном объеме за прохождение классификации коллективными средствами размещения, которую в этом году должны были пройти те, у кого более 15 номеров. 140 коллективных средств размещения обратились за такой мерой поддержки. Они уже либо прошли, либо пройдут классификацию до конца текущего года.

- Константин Владимирович, по вашей оценке, когда туристическая отрасль в крае выйдет из кризиса?

- Я не назову дату, уверен, что ее никто не назовет по одной простой причине: это зависит от множества факторов, прежде всего, эпидемиологических. Первое - это открытие границ. Второе - отсутствие дополнительных ограничений по пандемии. Вот если их не будет, это один сценарий. Мы два сценария для себя посчитали: оптимистичный и пессимистичный. Я уверен, что вернуться к докризисным показателям отрасль сможет не раньше 2022 года по ряду причин.

В прошедшем высоком сезоне бизнес заработал. У баз отдыха была неплохая загрузка, особенно у топовых, с хорошей инфраструктурой, качественными услугами. Если мы сможем без природных катаклизмов пройти будущий год, это могло бы значительно исправить ситуацию. Это жизненно необходимо, в первую очередь, небольшим базам отдыха. Но если мы говорим об отелях, которые находятся в центре Владивостока, их загрузка варьируется в течение года в районе 15-20%. Это колоссально мало.

С другой стороны, это должно подстегнуть предпринимателей побороться за туристов в зимнем сезоне: активнее продвигаться, повышать качество услуг, формировать гибкие предложения, кооперироваться.

- Поехали ли в Приморье в этом году туристы из других субъектов?

- Конечно, поехали, но туристов было меньше, чем обычно. Июнь полностью выпал из-за ограничений, и часть осени "подсъели" два тайфуна, наши традиционные гости с Дальнего Востока приняли решение уехать. Приезжали туристы из Хабаровска, Амурской области и не только. В этом году было очень много сибиряков. Та информация, которая разошлась по РФ о наших достопримечательностях, привела к тому, что точно не только дальневосточниками «сыты» пляжи и базы отдыха Приморского края, география шире.

- Была идея рекламировать Владивосток как туристическое направление среди молодежи Сибири. Сработала ли кампания?

- Мы нашли себе очень хорошего партнера - авиакомпанию S7, с которой мы начали сотрудничать в этом году по продвижению региона и планируем продолжить в следующем. В этом году мы сделали акцент на Новосибирск и Красноярск. По большому счету, мы увидели очень неплохую отдачу от этой рекламной кампании, мы хотели бы остаться на этом же направлении. То есть в начале будущего года мы будем делать акцент на этих городах-миллионниках, для нас это потенциально любопытный очень рынок. Будем делать акцент на событийный и гастрономический туризм, это наши основные ресурсы.

Ребята, например, из Новосибирска, могут прилететь к нам на одно из больших событийных мероприятий, которые ежегодно набирают популярность: побегать по мостам или по льду на острове Русский в бухте Новик, послушать выступления в рамках международного Джазового фестиваля или на сцене Мариинки. А попутно познакомиться с приморской гастрономией - поесть морепродукты, заплатив до 400-500 рублей за полукилограммовую порцию и хорошо провести время с компанией. Крабы, устрицы, вино и джаз - это про Владивосток. А еще бег, SUPы, дайвинг. А еще у нас можно посетить фестивали музея-заповедника Владивостокская крепость.

Такой подход мы будем продвигать.

Кроме этого нам бы очень хотелось сформировать устойчивую ассоциацию Приморского края и экологического туризма. Взять хотя бы Хасанский район и те предложения, которые дает национальный парк "Земля леопарда": специальные туры для наблюдения за птицами – "бердвотчинг", фотолабазы для получения уникальных снимков редчайших краснокнижных хищников: амурского тигра и дальневосточного леопарда.

Все это эксклюзивные вещи. Согласен, не дешевые, но, тем не менее, это любопытное направление. Думаю, уже все знают, что лучшей фотографией дикой природы в 2020 году признан снимок тигрицы в национальном парке "Земля леопарда", сделанный Сергеем Горшковым. Конечно, так повезет далеко не каждому, но посмотреть на дикую природу своими глазами и сделать запоминающиеся кадры может каждый.

- Проект туристического эко-кластера "Земля леопарда" вошел в топ-10 конкурса по развитию экотуризма в России. Расскажите подробнее о проекте.

- Проект эко-кластера разработало Инвестиционное агентство Приморья совместно с Правительством края и ФГБУ "Земля леопарда". Концепция заключается в том, чтобы идеологически объединять отдельные природные территории юго-западного Приморья в центр комфортного экологического туризма. Когда мы говорим о туристическом кластере "Земля леопарда", речь идет не только о нацпарке, речь идет о практически всей территории Хасанского района за редким исключением.

Здесь нам не хватает инфраструктуры: дорог, локальных очистных сооружений, околотуристической составляющей. Мы хотели бы сделать на этом акцент. На юге Приморья уже есть традиционно сложившиеся туристические места - это Андреевка и Витязь, мы можем их улучшить какими-то системными мерами: отремонтировать дороги, привести в порядок придорожную торговлю. Это должна быть воля муниципалитета. Мы постараемся обратиться и к жителям, гостям этих территорий для того, чтобы сформировать адекватное предложение для всех и разработать правильное.

- Есть ли договоренности о совместном развитии этого кластера с бизнесом?

- Да, есть несколько инвестиционных площадок, которые мы предложили. Есть несколько инвесторов, которые заходили в этот проект уже со своими площадками и хотят получить системное развитие. К примеру, ООО "Эффективная энергия". Они сейчас разрабатывают участки марикультуры в бухте Витязь. Компания планирует создавать попутно инфраструктуру, начиная от глэмпинга, заканчивая экотропой. Также "В-Лазер". Они хотят реализовать проект по строительству полноценной гостиницы под брендом "Accor". Сетевая гостиница на территории Хасанского района - это в принципе хорошо, ещё и дисциплинирует всех вокруг. То есть, если зашел один такой участник, и он готов потягаться по уровню инфраструктуры и сервиса, то и другие точно подтянутся. Они уже заходят на проектирование. Предприниматели идут своим путем, и мы видим, что мы своим проектом можем их поддержать. Это синергия усилий.

- В игорной зоне "Приморье" 16 октября открылось новое казино «Шамбала». Сколько осталось свободных участков и есть ли к ним интерес?

- На сегодня у нас в предложении три больших территории, которые мы готовы представить нашим потенциальным инверторам. В прошлом году у нас зашли два инвестора на строительство и создание гольф-полей. Вот сейчас инвестиции пошли, даже после коронавируса, уже вкладываются в эти площадки. Это чуть севернее игорной зоны. Две компании зашли на создание этой инфраструктуры.

ЗАО "Шамбала" - это пример активного, честного и максимально заинтересованного в территории инвестора. Строили очень быстро, привели команду профессионалов, которые в том числе обучили и трудоустроили большое количество приморцев. Мы уверены, что до конца года порядка 500 человек будут трудоустроены. Они не останавливаются в инвестировании, идут дальше, у них вторая очередь буквально сразу. Идут в инвестирование в следующий проект. Главное, что мы не подвели. Мы подвели инфраструктуру: водоснабжение, канализация, энергетика, дорога.

В нас продолжают инвестировать. И в нас инвестируют иностранные компании - это немаловажно. Корейцы - в гольф, инвесторы из Китая, Камбоджи инвестируют в гостиницы. Пусть так и будет. Хотелось бы, чтобы на нашем рынке появились инвесторы из Японии. По одной из площадок идут переговоры, мы в процессе.

Справка: В Приморье реализуется государственная программа "Развитие туризма в Приморском крае" на 2020-2027 годы, направленная на развитие и поддержку социально значимых проектов и мероприятий в крае в сфере туризма, международных отношений.

Благодаря принятым мерам, турпоток в Приморский край в последние годы значительно увеличился. Губернатор Приморья Олег Кожемяко в июне на выездной сессии Восточного экономического форума (ВЭФ) сообщил, что турпоток в регион  за 6 лет вырос с 1,5 млн до 5 млн человек, число иностранных туристов выросло до 700 тысяч. В 2013 году  Приморье посетили 1,5 млн человек, а в 2019 - уже более 5 млн человек.

По данным властей региона, за последние годы вклад в ВРП Приморского края от туристской отрасли в виде прямых налогов составил 3,7 млрд рублей. 

Теги
Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще