Для опытно-боевой эксплуатации

Interfax-Russia.ru – Минобороны РФ купит эскадрилью истребителей пятого поколения Су-57. Первые два самолета из установочной партии могут поступить в войска уже в 2019 году.

Для опытно-боевой эксплуатации
© РИА Новости. Максим Блинов

Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) пятого поколения разрабатывался в рамках создания многофункционального многоцелевого истребителя в "ОКБ Сухого" с конца 1990-х годов. Опытный самолет, получивший название Т-50, оснащают принципиально новым комплексом глубоко интегрированной авионики, обладающей высоким уровнем автоматизации управления и интеллектуальной поддержки экипажа. Это в значительной степени снижает нагрузку на летчика и позволяет концентрироваться на выполнении тактических задач.

Первый полет Т-50 состоялся в конце января 2010 года в Комсомольске-на-Амуре. А в прошлом году перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации получил название Су-57.

Согласно открытым данным, ПАК ФА будет отвечать следующим требованиям: сверхзвуковой полет без форсажа, малая заметность для радиолокационных, оптических, акустических и иных систем обнаружения, сверхманевренность и способность совершать относительно короткие взлет и посадку.

Для Су-57 разработан совершенно новый комплекс связи. "Разработка значительно улучшает качество авиационной связи и в несколько раз снижает радиолокационную заметность самолета", - рассказывал "Интерфаксу" представитель "Росэлектроники".

По данным холдинга, новый комплекс связи "реализует новый уровень оперативности передачи данных на дальности до 1 тыс. 500 км". Этот комплекс может применяться также на самолетах фронтовой и дальней авиации, вертолетах и беспилотниках.

Истребитель пятого поколения ПАК ФА будет нести более десятка принципиально новых ракет, в том числе противолокационные. Как пояснял "Интерфаксу" гендиректор "Корпорации тактическое ракетное вооружение" Борис Обносов, специфика вооружения для ПАК ФА - это внутрифюзеляжное размещение, чтобы снизить заметность самолета, а также улучшить его летные характеристики и аэродинамику.

Он напомнил, что эффективность авиационного комплекса во многом определяется вооружением, которое он несет. "Оружие должно обеспечивать живучесть человека, который управляет самолетом. А это зависит от того, что оружие имеет большую дальность, способно обнаруживать врага на больших расстояниях, обладает нужной точностью, малозаметностью. Поэтому, конечно, по всем этим направлениям мы стараемся работать, в том числе совместно с ОАК", - отмечал Обносов.

В свою очередь заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов еще в сентябре прошлого года констатировал, что "по существу ПАК ФА уже сегодня готов к серийному производству".

"Самолет подтвердил ряд летно-тактических характеристик, которые мы к нему предъявляем. Текущей осенью состоится первый полет Су-57 с новыми двигателями, которые обеспечат ему сверхзвуковую крейсерскую скорость", - рассказывал Борисов в интервью еженедельнику "Военно-промышленный курьер".

Помимо новейшего вооружения для Су-57 разрабатывался и новый двигатель, позволяющий развивать самолету сверхзвуковую крейсерскую скорость.

"При создании перспективного двигателя для Су-57 были применены новейшие технологии и материалы, использование которых позволило достичь технических требований, предъявляемых к силовой установке пятого поколения. Увеличение удельной тяги силовой установки обеспечивает самолету сверхзвуковую крейсерскую скорость, а за счет уменьшения удельного расхода топлива улучшена экономичность двигателя", - рассказали "Интерфаксу" в "Объединенной двигателестроительной корпорации".

В ОДК также сообщили, что данная силовая установка оснащена интегрированной интеллектуальной системой управления "самолет-двигатель", максимально информативной и удобной для летчика.

Первый полет с новым двигателем Су-57 совершил 5 декабря 2017 года. До этого в летных испытаниях участвовали девять летных образцов Т-50 с двигателем "первого этапа".

"Успешный полет с новым двигателем придает дополнительный импульс программе истребителя 5-го поколения. Это доказательство высокого потенциала российского авиастроения, способного создавать высокоинтеллектуальные передовые системы - уникальный планер, инновационная цифровая начинка, новейшие двигатели", - заявил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

По данным Минпромторга РФ, к тому времени уже были подтверждены характеристики устойчивости и управляемости на дозвуковых и сверхзвуковых скоростях, на малых и больших высотах полета, на закритических углах атаки. Проводилась отработка бортового оборудования и комплекса авиационного вооружения. Также проведены успешные работы по дозаправке топливом в полете и исследованию различных конфигураций самолета. Проведенные экспериментальные работы позволяют считать характеристики самолета одними из лучших в своем классе.

На данный момент, отметили в Минпромторге РФ, ПАК ФА является самым совершенным самолетом в линейке "Компании "Сухой", и, начиная с 2020 года, станет основным продуктом компании на рынке авиационный техники.

Серийным производством истребителя Су-57 будет заниматься авиационный завод в Комсомольске-на-Амуре. Причем, уже в этом году будет подписан контракт на закупку установочной партии истребителей пятого поколения.

"В этом году мы законтрактуем первую партию боевых самолетов Су-57 для Вооруженных сил, мы будем контрактовать сначала первую эскадрилью - 12 самолетов", - сообщил замглавы военного ведомства РФ Юрий Борисов журналистам. По его словам, первые два самолета из этой установочной партии могут поступить в войска уже в 2019 году.

"Мы берем Су-57 уже для опытно-боевой эксплуатации, а госиспытания первого этапа закончились", - заявил замглавы военного ведомства.

Борисов сообщил, что ранее в рамках опытно-конструкторской работы по ПАК ФА было изготовлено 12 самолетов, 10 из которых активно участвуют в летных испытаниях. Отвечая на вопрос о работе нового двигателя для ПАК ФА замминистра ответил: "Пока трудно судить, потому что у нас был всего один полет. Вроде все нормально, но вы понимаете, это комплекс испытаний, долго надо летать. Как правило, такие испытания длятся два-три года", - сказал Борисов.

Между тем, как заявлял в интервью каналу "Россия-24" вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, инженеры МиГа уже обдумывают проект легкого истребителя пятого поколения. "Конструкторы уже начали в своей голове чертить технические проекты легкого истребителя пятого поколения, это будет больше связано не с тематикой конструкторского бюро "Сухого", а КБ "Микояна", - отмечал вице-премьер.

Наряду с этим конструкторы задумались и о самолетах шестого поколения. Так, в интервью телеканалу "Звезда" генеральный конструктор Объединенной авиастроительной корпорации Сергей Коротков заявил, что истребитель шестого поколения сможет самостоятельно без участия пилота принимать решения в экстренных ситуациях.

"Самолет будет не просто выполнять задачи, которые ему ставит летный состав, но и подсказывать и, может быть, сам принимать решения в критических ситуациях, в тех или иных случаях", - сказал Коротков.

Кстати, катапультное кресло истребителя пятого поколения ПАК ФА в критической ситуации сможет принимать самостоятельное решение о спасении пилота - работы в этом направлении ведет одно из предприятий "Технодинамики".

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook