Долгожданный мост

Interfax-Russia.ru – Путин одобрил проект строительства автомоста через реку Лена в Якутии. Общая стоимость проекта превышает 63 млрд рублей.

Долгожданный мост
© РИА Новости. Евгений Биятов

Президент РФ Владимир Путин поручил правительству подготовить предложения о софинансировании строительства мостового перехода через реку Лену в районе Якутска.

"Путин фактически утвердил проект строительства, наложив на письмо главы Якутии Айсена Николаева резолюцию "Ситуация дозрела до реализации", – сообщила газета "Коммерсант" со ссылкой на свои источники.

По данным издания, стоимость проекта оценивается в 63,7 млрд рублей (без НДС), в том числе 54,2 млрд рублей – так называемый "капитальный грант бюджета" (47,8 млрд рублей из федерального бюджета и 6,4 млрд рублей из регионального) и 9,5 млрд рублей – частные инвестиции. С НДС сумма возрастает до 82,9 млрд рублей. При этом расходы по уплате налога лягут на инвестора, чьи совокупные вложения в проект составят 28,6 млрд рублей.

Предполагается, что мост свяжет три федеральные и пять региональных автодорог, Амуро-Якутскую железнодорожную магистраль, речной порт и международный аэропорт "Якутск". Согласно проекту, длина самого перехода составит 3,1 км, еще 10,9 км займут подходы к нему. Мост будет иметь две полосы движения.

Прогнозная интенсивность движения в первые годы эксплуатации составит свыше 1,5 млн автомобилей, при этом, как полагают специалисты, каждый пятый автомобиль из этого числа будет грузовым (около 20% всего трафика). К 2043 году, как ожидается, поток превысит 2 млн машин, причем количество грузовиков удвоится. Таким образом, как полагают специалисты, грузовая база на 2025 год должна составить 5,8 млн тонн. Предполагается, что загрузку автомобильного моста обеспечат такие предприятия, как "Жатайская судоверфь", "Сахатрансгаз", "Якутская топливно-энергетическая компания" и другие.

Проезд по мосту будет бесплатным для легковых автомобилей и платным для всех остальных категорий транспортных средств. Плата варьируется в зависимости от категории транспортного средства и растет с годами: от примерно 950 до 1 тыс. рублей за ТС II категории (малотоннажный грузовой автомобиль) в первый год эксплуатации до 4 тыс. рублей за транспортное средство IV категории (фуры) в 2043 году. Общие сборы за проезд до 2044 года ожидаются на уровне порядка 32 млрд рублей.

При финансовой поддержке правительства РФ (если будет выделен грант) работы по строительству моста могут завершиться уже в 2025 году. Это позволит повысить круглогодичную транспортную доступность для населения с 20,9% в 2018 году до 70%. Также проект увеличит валовой региональный продукт Якутии на 2,5-3% и снизит ежегодные затраты на северный завоз на 4,1 млрд рублей. В связи с этим глава республики и попросил правительство РФ изыскать в бюджете на 2021-2024 год средства на стройку.

"Мост через Лену – первый проект жизнеобеспечения, который будет реализован с привлечением частного капитала. Вокруг финансовой модели проекта были многолетние дискуссии. На данный момент правительство Якутии при поддержке федеральных министерств и ведомств настолько качественно проработало проект, что он может быть включен в комплексный план модернизации инфраструктуры. Мы рассмотрим этот вопрос на ближайшей правкомиссии по транспорту", – цитирует газета представителя вице-премьера правительства РФ Максима Акимова.

Известно, что Минэконономразвития уже составило положительное заключение о целесообразности включения моста через реку Лена в комплексный план модернизации инфраструктуры РФ. Комментарий правительства Республики Якутия по этому поводу Interfax-Russia.ru оперативно получить не удалось.

О готовности участвовать в проекте уже заявил консорциум, созданный группой "ВИС" и China Railway Construction Corporation (CRCC), основанный в августе 2018 года для реализации проектов по развитию транспортной инфраструктуры Якутии. Участием в консорциуме для строительства моста также интересовались банк ВТБ (и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ).

Новость о том, что президент согласовал строительство моста через Лену, в Якутии встретили с большой радостью.

"Прекрасную новость утром мы получили из Москвы - Владимир Путин поддержал строительство автомобильного моста через Лену! Еще летом я с радостью отметила, что Владимир Владимирович (Путин – ИФ) сказал, что мост дорогой, но он нужен "чтобы город развивался". Эти слова означают заботу о будущем нашего родного Якутска. Это вековая мечта нашего народа", – написала мэр Якутска Сардана Авксентьева в своем Инстаграме.

Она подчеркнула, что мост даст возможность стабилизации жизни города.

"Скептикам: в железную дорогу тоже не верили, а она пришла!", – добавила мэр.

В честь этого события городские власти устроили в спорткомплексе "Триумф" "осуохай радости" (традиционный танец якутов – ИФ), поучаствовать в котором могли все желающие.

"Приглашаю всех – горожан и гостей столицы, независимо от национальности и вероисповедания – присоединиться к древнему танцу! Объединим наши мысли ради осуществления мечты!", – написала ранее Сардана Авксентьева.

Кроме того, в Управлении молодежи и семейной политики Якутска сообщили, что в честь строительства моста через реку Лена 18 ноября в городе состоялся праздничный автопробег.

К слову, скорое начало строительства моста через реку Лена предрекал и полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Юрий Трутнев.

"Мне кажется, что сегодня с учетом истории ближе к реализации Ленский мост. У меня ощущение, что он будет построен – шансы день ото дня увеличиваются. Мы постараемся сделать так, чтобы проект состоялся", – сообщал он журналистам в сентябре.

Напомним, что строительство другого транспортного перехода – на Сахалин через пролив Невельского – предусмотрено комплексным планом модернизации развития магистральной инфраструктуры, утвержденным правительством РФ. Правда, согласно этому документу, реализовать проект планируется лишь "при условии подтверждения прогнозной грузовой базы", "финансировании из внебюджетных источников", а также "при дополнительном финансовом обеспечении".

Проект включает в себя создание железной дороги длиной 585 км от станции Селихин на линии Комсомольск-на-Амуре – Ванино к проливу Невельского и затем к станции Ныш на Сахалине, а также самого перехода длиной 6 км. В ходе проекта должно быть обеспечено развитие ж/д инфраструктуры для грузовых перевозок в сообщении с островом в объеме до 36,9 млн тонн. Предполагаемые сроки реализации – 2019-2024 годы.

Однако пока что грузовая база проекта вызывает у экспертов сомнения: сегодня грузопоток между Сахалином и материком – 2,5 млн тонн, к 2030 году при наличии моста он составит лишь 8,5 млн тонн. Поэтому, как отметил вице-премьер РФ Максим Акимов, мост на Сахалин не является проектом "текущего цикла". Тем не менее, летом прошлого года Владимир Путин поручил правительству проработать детали строительства этого моста.

Обозреватель Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax–Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте", Одноклассниках и на "Facebook"