Interfax-Russia.ru – Серьезная утечка нефтепродуктов произошла у берегов Сахалина. Источником загрязнения стал танкер "Надежда", выброшенный штормом на рифы в районе города Невельск.
Во время сильного шторма 28 ноября на рифы возле острова Сахалин выбросило танкер "Надежда", стоявший на рейде Невельского морского рыбного порта с почти 800 тоннами топлива. После удара о камни судно получило пробоину в машинном отделении. Также был поврежден и один из танков, откуда в море начали вытекать дизельное топливо и мазут.
"С первого дня аварии на месте работали и продолжают работать специалисты ГУ МЧС России по Сахалинской области, сотрудники поисково-спасательного отряда МЧС России имени В.А. Полякова, а также представители регионального филиала Центра аварийно-спасательных и экологических операций (ЭКОСПАС) и сахалинского бассейнового аварийно-спасательного управления (СахБАСУ). Также 28 ноября в район происшествия прибыло спасательное судно "Рубин". Этими структурами были оперативно организованы работы по ограждению мест разлива нефтепродуктов и по очистке от них прибрежных вод и береговой линии", - сообщила Interfax-Russia.ru сотрудница пресс-службы Дальневосточного регионального центра (ДВРЦ) МЧС России Екатерина Потворова.
Кроме того, по ее словам, 29 ноября в Невельск также прибыл отряд водолазов, которые обследовали аварийный танкер и установили, в каком именно месте находится течь. В дальнейшем они также осмотрят днище танкера, чтобы уточнить размер пробоины.
"На месте пробоины установят специальную заплатку. Затем судно снимут с мели и оттранспортируют в безопасное место. Дальнейшую судьбу танкера уже будет решать сам судовладелец", - сказала собеседница Interfax-Russia.ru.
Она добавила, что с рифов танкер снимут только после того, как с судна откачают все нефтепродукты.
"Всего, по уточненным данным, на борту танкера находилось 786 тонн топлива, из них 426 тонн дизельного топлива и 360 тонн мазута. За 29 и 30 ноября с судна было снято 60 кубометров нефтепродуктов", - уточнила сотрудница ДВРЦ МЧС России.
Однако 1 декабря из-за ухудшения погодных условий спасатели были вынуждены приостановить эти работы.
"Погода начала ухудшаться вечером 30 ноября. Сейчас там ветер 15-18 м/с, волна высотой 3-4 метра. Нет возможности пока вести работы по снятию топлива с судна. Как только погодные условия позволят, возобновим эти работы", - уточнили агентству "Интерфакс - Дальний Восток" в морском спасательном подцентре (МСПЦ) "Южно-Сахалинск".
Помочь в откачке топлива с аварийного судна спасателям намерены и власти региона. Для этого в портовый город привезут специальное оборудование, которое позволит выводить топливо с танкера не по одному, а сразу по двум рукавам. Также в Невельск доставят мощную мотопомпу. Установить ее на танкер поможет вертолет.
"Сейчас важно не терять время, экологическая ситуация с каждым днем все хуже. Необходимо усиливать здесь группировку специалистов, оснащать их всей необходимой техникой, чтобы максимально увеличить скорость перекачивания дизельного топлива. Только после этого мы сможем приступить к освобождению танков от мазута", - заявил губернатор региона Олег Кожемяко.
Он взял ситуацию под свой контроль.
По данным спасателей, нефтепродуктами уже загрязнено 3,5 км береговой линии Невельска и около 4 метров уреза воды.
"С начала аварийно-спасательных работ было установлено 150 метров сорбирующих бонов, очищено 1,5 тыс. кв. метров береговой полосы и собрано 105 куб. метров загрязненного грунта", - сказала Потворова.
По прогнозам спасателей, на то, чтобы полностью ликвидировать последствия аварии танкера понадобится не менее двух недель. К работам привлечены 159 человек, том числе представители МЧС России, Минтранса, а также сотрудники специальных организаций, которые занимаются сбором нефтепродуктов и 23 единицы техники.
Как считают экологи, произошедшее у берегов Невельска - серьезное ЧП, у которого могут быть крайне неприятные последствия.
"Я сам обследовал побережье после аварии и видел, что там происходит. Около 1 км береговой линии загрязнено очень сильно - тяжелым, плотным, ярким мазутом. А ведь прибрежная зона очень важна для многих морских живых организмов, которые попадают туда во время приливов и отливов. Кроме того, там часто можно увидеть различные виды морских птиц (чаек, уток, бакланов). Для них загрязнение нефтепродуктами фатально", - сообщил Interfax-Russia.ru председатель Совета РОО "Экологическая Вахта Сахалина" Дмитрий Лисицын.
Как пояснил специалист, от нефти у птиц слипаются перья, в результате чего нарушается теплообмен организма. В итоге, когда попавшая в зону загрязнения птица оказывается в воде (а она сейчас в море очень холодная), наступает переохлаждение и она умирает.
"Пока, к счастью, погибших птиц мы не видели. Но то, что они рано или поздно попадут в зону либо загрязненную мазутом, либо дизтопливом, которая распространилась еще дальше, сомнений не вызывает", - отметил эколог.
Кроме того, по словам специалиста, разлив нефтепродуктов представляет серьезную угрозу для сивучей, чье лежбище как раз расположено в акватории Невельска.
"В зону загрязнения попал также брекватер (волнолом), на который приплывают и отлеживаются сивучи. Это крупное морское млекопитающее, занесенное в Красную книгу РФ, - украшение и символ Невельска. Судьба этих животных вызывает особое опасение. Обычно они появляются здесь где-то в январе, но в этом году некоторые из них почему-то приплыли с юга раньше обычного", - сказал Лисицын.
Прибытие части сивучей на традиционное лежбище в акватории Невельска подтвердила и член общественного совета по защите лежбища сивучей при невельском некоммерческом партнерстве НП "Бригантина" Ольга Егурнова.
"Сивучи в этом году на брекватере появились раньше обычного - в середине ноября. То ли климат меняется, то ли зима будет теплая, так как обычно "разведчики" приплывают в начале января, остальные - в феврале-марте. Но, в воскресенье, 29 ноября на брекватере мы насчитали 20 сивучей", - сообщила она агентству "Интерфакс - Дальний Восток".
По ее данным, в настоящее время мазутом загрязнена уже практически вся береговая черта Невельска. Также он выбрасывается волнами на берег вблизи брекватера сивучей.
"29 ноября спасатели и местные люди в том районе убирали береговую черту, собирали мазут. Мазут прибывает к берегу. Сивучи находятся на самом краю брекватера в море, где мазута меньше. Они спокойно сидят там. Измазаны ли они нефтепродуктами - с берега увидеть невозможно", - сказала Егурнова.
По словам Лисицына, как и в случае с морскими птицами, мазут склеивает шерсть сивучей, нарушая тем самым теплообмен этих животных.
"Вообще сивучи по сравнению с птицами более устойчивы к таким загрязнениям. У них есть достаточное количество подкожного жира, который помогает сохранять тепло их организму. Но вот попадание нефтяной пленки на слизистые (прежде всего, на слизистую оболочку глаз) может очень быстро привести к гибели этих животных", - добавил он.
При этом, как отметил эколог, полностью ликвидировать разлив нефтепродуктов такого масштаба вряд ли получится.
"В морской среде полностью ликвидировать разлив нефти практически невозможно - особенно в такой динамичной морской среде, как побережье Невельска. Это открытое пространство, ничем особо не защищенное, подверженное сильному прибою, имеющее множество подводных течений. Соответственно нефтепродукты, попавшие сюда, растаскивает течением по всей акватории, они растворяются в воде, в результате чего резко повышаются их токсичность. В дальнейшем они в виде сгустков выпадают на дно и там уже влияют на донные организмы", - пояснил специалист.
Он также оценил возможные последствия ЧП для местного населения: по его словам, в городе уже ощущается запах нефтепродуктов, часть улова рыбаков станет непригодна для употребления в пищу, кроме того, могут возникнуть сложности с началом купального сезона, если к тому времени акваторию не удастся хорошо очистить.
По факту разлива нефтепродуктов в акватории Невельска сахалинский отдел по надзору на море департамента Росприроднадзора по ДФО возбудил административные дела по ст.8.2 (несоблюдение экологических требований при обращении с отходами и иными опасными веществами) и ч.4 ст.8.13 (нарушение правил охраны водных объектов, которое может повлечь их загрязнение) КоАП РФ.
"Будут выясняться обстоятельства происшествия - был ли это форс-мажор или другие причины привели к аварии", - сообщил агентству "Интерфакс - Дальний Восток" руководитель отдела Алексей Михайлов.
По его словам, в настоящее время специалисты уже выехали в Невельск для отбора проб воды около самого аварийного танкера, возле берега, а также на более удаленных от судна и чистых участках моря, которые позволят определить, насколько сильно загрязнена акватория портового города.
"Будет определяться площадь загрязнения в море и береговой черты. Собираются данные для расчета причиненного ущерба", - пояснил Михайлов.
Танкер "Надежда" был построен в 1986 году в Корее, порт приписки - Находка, судовладелец - ООО "ДВ Акватория".
Обозреватель Наталья Пономарева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook