Осталось без экипажа

Interfax-Russia.ru – Ми-8 эвакуировал часть экипажа транспортного судна "Диомид", застрявшего во льдах у северо-западного побережья Сахалина в канун Нового года.

Вертолет Ми-8 хабаровской авиакомпании "Восток" 16 января снял часть экипажа с борта судна "Диомид", застрявшего во льдах в Сахалинском заливе. 13 моряков уже прибыли в Николаевск-на-Амуре, откуда они отправятся по домам.

"На борту судна остались двое механиков, а также на вертолете на судно был доставлен один охранник", - сообщил агентству "Интерфакс - Дальний Восток" предстатель морского спасательного подцентра (МСПЦ) "Южно-Сахалинск".

Он уточнил, что эти специалисты останутся на борту "Диомида" до середины мая. Они законсервируют на зиму все механизмы судна и будут охранять его от разграбления.

"Вертолет также доставил на "Диомид" все, что необходимо для зимовки - от электростанции до продуктов питания. Судно остается на том же месте без изменений, никаких угроз ему нет", - добавил представитель МСПЦ.

Информация о том, что во льдах у берегов Сахалина застряло транспортное судно "Диомид" (порт приписки Владивосток, судовладелец ООО "Гранд Марин"), возвращавшееся через Охотское море из Магадана во Владивосток, поступила в морской спасательный подцентр "Южно-Сахалинск" 30 декабря.

"Судно зашло в Сахалинский залив переждать шторм, северо-западным ветром туда нагнало льды, в результате судно оказалось блокированным", - пояснил представитель МСПЦ.

Вместе с "Диомидом" в ледовом плену оказалась его команда – экипаж из 15 человек. Как заверили тогда спасатели, жизни и здоровью людей ничего не угрожает, на судне есть достаточный запас топлива и продовольствия, которого хватит на 20 дней. Из груза на борту были только пустые контейнеры, который транспортное судно доставляло обратно во Владивосток.

Сначала судовладелец надеялся, что с улучшением погодны "Диомид" сможет самостоятельно выйти на чистую воду. Однако потом в районе, где застряло судно, ударили сильные морозы, шуга вокруг него смерзлась и превратилась в береговой припай с толщиной льда до 1 метра. Тогда в ООО "Гранд Марин" решили, что путь к чистой воде судну пробьет ледокол. Но позднее руководство компании отказалось от этой идеи.

"Было два варианта – использовать совкомфлотовские суда ледового типа или линейный ледокол Дальневосточного пароходства. В итоге ни тот, ни другой вариант нам не подошел. Гнать ледокол из Владивостока (линейный ледокол Дальневосточного пароходства - ИФ) оказалось слишком дорого. А Совкомфлот от нашего предложения отказался. Поэтому с финансовой точки зрения нам оказалось выгоднее оставить судно зимовать у Сахалина. В мае оно само выйдет на чистую воду. До тех пор его будут обслуживать три специалиста, оставшиеся на борту", - пояснил Interfax-Russia.ru генеральный директор ООО "Гранд Марин" Алексей Васильев.

Он уточнил, что в настоящее время судно находится почти напротив города Оха (север Сахалина) примерно в 7 км от берега. Таяние льда в этом районе начнется в середине апреля - начале мая.

Незадолго до Нового года похожая история приключилась и с другим российским судном. 25 декабря во льдах у берегов Антарктиды застрял исследовательский лайнер "Академик Шокальский". В плену стихии судно провело две с лишним недели.

На спасение российского судна австралийский спасательный центр направил сразу три ледокола. Однако ни один из них так и не смог пробиться к блокированному льдами судну. Ближе всех к лайнеру подошел китайский ледокол Xue long, однако он застрял во льдах в 6,7 милях от исследователей. Из-за тяжелой ледовой обстановки добраться до "Шокальского" не удалось и австралийскому ледоколу Aurora Australius. Тогда спасатели решили эвакуировать пассажиров "Академика Шокальского" на вертолете.

2 января участников австралийской арктической экспедиции при помощи вертолета переместили на борт австралийского ледокола, который отправился вместе с ними в столицу Тасмании – город Хобарт. Экипаж же "Академика Шокальского" предпочел остаться на судне. Спустя еще пять дней благодаря перемене ветра российское судно смогло самостоятельно выйти на чистую воду.

"В настоящее время судно "Академик Шокальский" находился в новозеландском порту Блафф, где проходит осмотр. 18 января лайнер должен выйти в море. Судно находится во фрахте, значит, скорее всего, будет продолжать свою миссию", - сообщил Interfax-Russia.ru заместитель директора по научной работе Дальневосточного регионального научно-исследовательского гидрометеорологического института (ДВНИГМИ) Евгений Карасев.

Между тем, судя по сообщению участника экспедиции, австралийского профессора Криса Терни, которое он опубликовал в Twitter, продолжать исследования участники экспедиции, похоже, не собираются.

"Отличные новости: мы едем домой! Запасы в Кейси (научная станция Австралии на Антарктиде - ИФ) пополнены, так что мы должны уже сегодня отправиться в путь", - написал он.

Впрочем, стать заложником льдов может не только морской, но и речной транспорт.

Так, например, 24 октября 2013 года на переправе через реку Обь между городами Салехард и Лабытнанги в ледовый затор попали сразу пять паромов ОАО "Реском", на борту которых находилось более 30 человек.

"Паромы оказались в ледовом плену из-за резкого понижения температуры", - пояснили в ГУ МЧС по Ямало-Ненецкому автономному округу.

Людей с судов спасатели эвакуировали днем, а к вечеру специалисты освободили и блокированные льдом паромы.

Месяцем ранее подобная проблема возникала и в Якутии. В начале октября на реке Индигирка во льдах застряло сразу 17 судов с грузами для северных поселков республики. Властям больше ничего не оставалось делать, как эвакуировать экипажи, приставить к шхунам охрану и оставить их зимовать на территории Абыйского района.

"Для швартовки было выбрано два участка, безопасных с точки зрения прохождения весеннего ледохода. Один из них находится на 448 км реки Индигирка, другой – на 465-ом. На зимний период к судам будет приставлена охрана из числа работников Белогорского речного порта", - сообщила Interfax-Russia.ru сотрудница пресс-службы министерства транспорта и дорожного хозяйства Якутии Туяра Харитонова.

Чтобы решить вопрос доставки недошедших до поселков грузов (около 3 тыс. тонн), правительство Якутии было вынужденно организовать субсидированные авиаперевозки до северных районов республики. Кроме того, пришлось срочно строить автозимники.

"Однако данная ситуация не является для Якутии катастрофичной. Принимая во внимание сложные природные условия и меняющийся климат Арктики, в северных районах Якутии создан неприкосновенный запас нефтепродуктов и топлива на случай недозавоза запланированных объемов в навигацию", - заявил президент Якутии Егор Борисов.

Обозреватель Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".