Точка зрения 17 октября 2013 г. 13:41

Во власти льдов

Interfax-Russia.ru – Власти эвакуировали экипажи 17 судов, которые должны были доставить грузы в северные районы Якутии, но попали в ледовый плен на реке Индигирка.

Из-за раннего ледостава 17 судов с грузами для северных поселков Якутии еще в начале октября застряли на реке Индигирка. Вместе с ними в ледовый плен попало около 70 человек.

"Эвакуация людей началась 16 октября. Большую часть работников вывезли из северных районов Якутии при помощи наземного автотранспорта. Еще чуть более 20 человек эвакуировали на вертолете "Полярных авиалиний", - сообщила Interfax-Russia.ru сотрудница пресс-службы Министерства транспорта и дорожного хозяйства Якутии Туяра Харитонова. Она также пояснила, что в ближайшее время специалисты планируют вывезти с судов все специальное оборудование.

"Решено, что суда проведут эту зиму на территории Абыйского района. Для швартовки было выбрано два участка, безопасных с точки зрения прохождения весеннего ледохода. Один из них находится на 448 км реки Индигирка, другой – на 465-ом. На зимний период к судам будет приставлена охрана из числа работников Белогорского речного порта", - сказала собеседница Interfax-Russia.ru.

По ее словам, из-за раннего ледообразования суда не успели доставить около 3 тыс. тонн груза (товары народного потребления и энергоресурсы) в три района Якутии.

"Грузы, которые не удалось доставить судами, перевезут автозимником. В этом году, учитывая сложившуюся ситуацию, он, скорее всего, откроется раньше обычного. Технику для пробивки зимних водных дорог в северные районы доставят уже в ближайшее время", - сказала она.

Впрочем, произошедшее не нарушит снабжение северных территорий. Как сообщили в правительстве региона, осенью для доставки грузов в северные поселки Якутии будет использоваться воздушный транспорт.

"До открытия автозимников республиканский бюджет субсидирует часть авиационного тарифа на грузовые перевозки до Белой Горы на определенных рейсах. Формирование субсидированных рейсов будет проходить по заявкам предпринимателей под контролем органов власти. Торговая надбавка на доставленные по такой схеме товары, то есть максимальная розничная цена, будет рассчитана и установлена Государственным комитетом по ценовой политике - Региональной энергетической комиссией республики (Госкомцен - РЭК)", - сообщили в пресс-службе республиканского правительства.

Вместе с тем, власти пояснили, что предприниматель в праве самостоятельно устанавливать цены на товары, завезенные в северные районы обычным авиарейсом или по зимнику, за исключением социально значимых продуктов, к которым теперь также относится детское питание, мясные полуфабрикаты и некоторые виды консервов.

"Мы пришли к выводу, что регулировать всю номенклатуру товаров, включая завезенные своими силами, нет смысла, скачка цен все равно не будет - сдерживать их будут как раз продукты, привезенные субсидированными рейсами с ограниченными розничными ценами. Торговать дороже никто не сможет", - сообщила зампредседателя Госкомцен - РЭК Галина Служаева.

В целом, по словам Туяры Харитоновой, в настоящее время ситуация в северных районах Якутии "не является настолько критической, как ее стараются преподнести некоторые СМИ".

"Информация о том, что около 12 тыс. жителей северных районов Якутии из-за трудностей с навигацией зимой могут остаться без продовольствия и топлива, сильно преувеличена. Ранее в эти районы уже завезли достаточный запас провианта и топлива, которого должно хватить до открытия зимника", - сказала она.

Между тем, по информации ОАО "Ленское объединенное речное пароходство" (ЛОРП), в этом году проблемы с заводом грузов в северные районы Якутии возникли практически в самом начале сезона навигации. Тогда двигаться по реке суда не могли из-за мелководья и сгонных ветров, понижающих и без того низкий уровень воды в устье Индигирки.

"В августе достаточная для судоходства глубина на баре (мелководном участке) реки Индигирка держалась всего 6 дней. В первую половину сентября при требуемой для судоходства глубине в 200 см бар обмельчал до 100-135 см, со второй половины месяца – до 90-120 см. Далека от нормы была и ширина судового хода, составлявшая всего 15 метров при нормативных 50-ти (стандартная ширина барж составляет 17 метров)", - отметили в пресс-службе компании.

По словам речников, в таких условиях завоз грузов больше походил на военную операцию. Доставку грузов в Чокурдах, Мому и на Белую Гору суда осуществляли в короткие периоды повышения уровня воды, когда позволяла погода. Большую же часть времени флот вынужденно простаивал на мелководном участке. Мелкотоннажные суда Белогорского судоходного участка, предназначенные для распаузки большегрузных теплоходов, также не могли пройти через обмельчавший внутренний бар Индигирки.

"Доставить часть грузов удалось лишь при помощи мелких сухогрузно-палубных и наливных судов, которым 23 и 24 сентября с появлением нагонного ветра удалось прорваться через обмельчавший бар (мелководье - ИФ) Индигирки. 25 сентября со сменой ветра судоходная обстановка снова ухудшилась - глубина прорези бара снизилась до 100 см, а в начале октября на реке уже начал появляться лед", - рассказал Interfax-Russia.ru представитель пресс-службы ОАО "Ленское объединенное речное пароходство".

По его словам, за весь сезон навигации в северные районы удалось доставить только 14,4 тыс. тонн груза, в том числе 9,1 тыс. тонн нефтепродуктов, 4,8 тыс. тонн каменного угля и 0,5 тыс. тонн генеральных грузов.

"Теплоходы, которые не смогли пройти в устье Индигирки, разгрузились в низовьях соседней реки Яны. Туда переадресовано около 60% (52,8 тыс. тонн) жизнеобеспечивающих грузов (в основном это уголь и нефтепродукты), предназначенных для трех расположенных на Индигирке районов. Теперь до места назначения их повезут зимниками", - сказал специалист.

Он также считает, что нынешняя кампания по северному завозу практически провалилась из-за просчетов путейцев, которые должны готовить место для прохода судов. Дело в том, что река Индигирка при впадении в Восточно-Сибирское море имеет большой мелководный участок, протяженностью 26 км. Поэтому, чтобы суда могли пройти вверх по реке, перед началом навигации здесь необходимо проводить серьезные углубительные работы. Собеседник Interfax-Russia.ru также отметил, что из-за простоя выпадающие доходы компании составили, по предварительным подсчетам, более миллиарда рублей.

Обозреватель Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще