Interfax-Russia.ru — Производство истребителей Checkmate началось в Комсомольске-на-Амуре.
Авиационный завод имени Ю.А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре (КнААЗ — филиал ПАО "Компания Сухой", входит в "Объединенную авиастроительную корпорацию" (ОАК) госкорпорации "Ростех") начал производство сразу нескольких образцов нового однодвигательного истребителя пятого поколения Су-75 Сheсkmate (в переводе с английского – "шах и мат").
По словам главы ОАК Юрия Слюсаря, презентация самолета Checkmate на Dubai Airshow-2021 "призвана возродить проект по совместной с ОАЭ разработке легкого истребителя пятого поколения".
"С 2017 года у нас была некая пауза (в реализации соглашения — ИФ), но сейчас международная премьера этого самолета здесь, в Дубае — это и есть развитие этого проекта по самолету пятого поколения, во исполнение этого соглашения с ОАЭ", — сказал Слюсарь.
По его словам, речь идет о начале масштабного сотрудничества с ОАЭ (в плане создания авиатехники — ИФ), которое может начаться с проекта Checkmate.
"Пока это не совместный продукт, но мы очень надеемся, что совместная работа будет продолжена. Мы сюда (на авиашоу в Дубай – ИФ) приехали как раз для активизации нашего процесса переговоров по выполнению соглашения по ЛФМС (легкому фронтовому многофункциональному самолету — ИФ) от 2017 года. Впереди у нас несколько дней работы совместно с коллегами", — сказал он.
В феврале 2017 года глава "Ростеха" Сергей Чемезов сообщал, что Россия и ОАЭ будут совместно заниматься разработкой легкого истребителя пятого поколения. Он также говорил, что самолет может быть создан на базе МиГ-29, работы начнутся с 2018 года и займут около 7-8 лет. О подписании соглашения с Объединенными арабскими эмиратами по тематике легкого фронтового многофункционального самолета пятого поколения ранее сообщали и в Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) России.
В марте 2017 года Илья Тарасенко, будучи гендиректором корпорации "МиГ", заявил, что улучшенная версия разрабатываемого совместно с ОАЭ истребителя пятого поколения, будет предложена и российским ВКС.
"Мы уже находимся в стадии разработки этого самолета, и я думаю, что в ближайшие годы представим этот самолет общественности", — сказал он.
В июне того же года глава "Рособоронэкспорта" Александр Михеев сообщал "Интерфаксу", что Россия и ОАЭ "ведут консультации и согласовывают технические параметры будущего самолета". Однако на Dubai Airshow-2021 в ноябре 2021 года он вдруг заявил, что страны больше не обсуждают заключение контракта на поставку Су-35.
"Рособоронэкспорт проводит консультации по этим вопросам с партнерами из ближневосточного региона, однако контрактная работа по конкретно этим образцам в настоящее время не ведется", — заявил он "Интерфаксу".
Однодвигательный истребитель пятого поколения Checkmate разработки "Сухого" был представлен президенту РФ Владимиру Путину 20 июля на авиасалоне МАКС-2021. Планируется, что новый самолет поднимется в воздух в 2023 году, а с 2026 года начнутся серийные поставки. В перспективе на его базе создадут двухместную и беспилотную версии.
По данным разработчиков, Checkmate способен преодолевать до 3 тыс. км, разгоняться до двух скоростей звука и нести до 7 тыс. 400 кг боевой нагрузки. Он сможет одновременно атаковать до 6 воздушных, морских и наземных целей, включая ударные дроны и зарубежные самолеты пятого поколения. Новинку оснастят оптико-электронной прицельной системой КОЭПС-75, разработанной Уральским оптико-механическим заводом имени Яламова (УОМЗ) холдинга "Швабе". В соответствии с требованиями заказчиков, комплекс в базовом варианте может быть дополнен станциями посадки и обороны.
Глава "Ростеха" Сергей Чемезов оценил стоимость нового самолета в $25-30 млн. Для удешевления Checkmate унифицируют с истребителями Су-35 и Су-57. Объем поставок истребителя на ближайшие 15 лет оценивается в 300 машин. Он составит конкуренцию американскому F-35 Lightning II и шведскому JAS-39 Gripen. Самолет будет ориентирован на экспорт в Африку, Индию и Вьетнам. При этом у него уже есть якорный заказчик за рубежом. Однако разработчики рассчитывают и на заказ со стороны Минобороны России. Как сообщил журналистам в сентябре вице-премьер Юрий Борисов, в ведомстве обсудят вероятность закупки легких однодвигательных истребителей 5-го поколения Су-75 при планировании новой госпрограммы вооружения на 2024-2033 годы.
"В планах будущей ГПВ рассмотрят возможность его приобретения. Это важный фактор экспортного потенциала. Иностранные заказчики всегда интересуются — берут ли родные вооруженные силы ту технику, которую предлагают на экспорт", — заявил чиновник.
Он отметил, что в настоящее время Минобороны РФ покупает двухдвигательные истребители по соображениям надежности.
"Самолет Су-75 Checkmate — однодвигательный, что накладывает определенные требования по надежности. Министерство обороны и ВКС традиционно достаточно осторожно относятся к такой реализации. Тем не менее, в мире легкие однодвигательные машины достаточно широко распространены", — сказал вице-премьер.
Борисов отметил, что по своим характеристикам самолет обладает очень высоким потенциалом, у него есть все перспективы занять определенную нишу.
"Два критерия: быстрый вывод его на рынок и разумная цена — это характеристики, которые позволят ему занять соответствующую нишу", — добавил вице-премьер.
Как рассказал в свою очередь Слюсарь, "создавать самолет Сheсkmate начали несколько лет назад на базе научно-технического задела, полученного при разработке истребителя Су-57 (за счет унификации элементов планера, кабины, бортовых систем и двигателя), с учетом опыта применения авиационных комплексов в реальных боевых условиях". При этом расчеты и цифровые испытания для изготовления опытных образцов проводили на суперкомпьютерах, что позволило создать самолет в рекордные сроки и значительно снизить стоимость его разработки и испытаний. Сейчас Сheсkmate — полностью отечественный продукт, но в будущем его могут начать изготавливать в международной кооперации.