Помеха справа

Interfax-Russia.ru – Правительство РФ не планирует запрещать автомобили с правым рулем в административном порядке, но намерено теснить их с рынка, оперируя ОСАГО.

У правительства России для автомобилистов две новости – хорошая и плохая.

Начнем с хорошей. Вице-премьер кабинета министров Игорь Шувалов заявил в среду о том, что автомобили с правым рулем никто в стране запрещать не будет, чем вроде бы поставил точку в муссируемой уже долгое время теме. "Могу сказать совершенно определенно, что административных ограничений мы не планируем. Запретов на эксплуатацию средств с правым рулем в РФ введено не будет", - сказал первый вице-премьер по итогам заседания правительственной комиссии по техническому регулированию. Он добавил, что и проект технического регламента "никаких запретов на использование автомобилей с правым рулем не вводит".

Шувалов подчеркнул, что надо всего лишь "узаконить" эксплуатацию таких транспортных средств. "Мы исходим из того, что должны создавать аналогичные правила эксплуатации таких средств, которые существуют в таких странах как Австралия, Япония, Великобритания и других", - отметил он. При этом в техрегламенте будет оговорка – все автомобили, все транспортные средства с правым рулем, которые в настоящий момент находятся на территории Российской Федерации, будут беспрепятственно находиться в эксплуатации на территории РФ.

Отметим, что в 2008 году в России было зарегистрировано около 2,2 млн праворульных машин, большая часть которых (более 80%) принадлежит жителям Дальнего Востока и Сибири. В целом, по статистике ГИБДД, правый руль имеет фактически каждая пятая иномарка в стране. Главными факторами популярности "праворулек", главным образом японских, специалисты называют их невысокую цену, передовой дизайн, безопасность и надежность. А вот машины российского производства популярнее не становятся, хотя этому самому производству усиленно помогают федеральные власти – как прямыми экономическими, так и косвенными мерами.

Наибольшие споры и протесты вызвало повышение с начала 2009 года пошлин на ввоз иномарок в Россию. Когда экономический кризис еще набирал обороты, для поддержки отечественного автопрома правительство решило резко повысить ввозные пошлины на импорт в Россию новых и подержанных автомобилей. Для Дальнего Востока это значило, что столь популярные "праворульки" стали в один момент почти недоступными. В результате за первые 4 месяца года их ввоз в РФ снизился в 24 раза по сравнению с этим же периодом прошлого года. На востоке страны прокатилась протестная волна против нововведения, но решение осталось в силе.

Между тем, как признали на днях в правительстве страны, даже эта непопулярная мера российским автопроизводителям не очень помогла. "Мы приняли запретительные пошлины по подержанным машинам. Пока это не помогло, потому что все смекалистые и умные. Привыкли жить под разного рода угрозами и прессами", - заявил 27 мая министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко.

По его словам, предприниматели в конце прошлого года, до повышения пошлин, завезли в РФ фантастическое количество автомобилей, которыми компании торгуют до сих пор. "Отечественное производство еще не работает на рынок. В июне это закончится, в июне первые отдушины для российского производства появятся", - предположил Христенко.

Но, судя по всему, "отдушин" будет все же недостаточно, потому что в тот же день Игорь Шувалов после хорошей новости выступил с предложением увеличить размер страховой премии по ОСАГО для владельцев праворульных машин. Шувалов заявил следующее: "Страховые принципы, которые будут распространяться на деятельность таких транспортных средств, будут предусматривать более высокие ставки в случае причинения вреда третьим лицам".

По мнению первого вице-премьера, при нынешней системе дорожного движения такие автомобили создают на российских дорогах большую потенциальную опасность, чем "леворульное" большинство. "Сегодня отмечалось, и эксперты отстаивают эту точку зрения, что автомобили с правым рулем при нашей системе дорожного движения являются более опасными источниками дорожно-транспортных происшествий", - сказал он.

Потому и ОСАГО обойдется их владельцам по более высокому коэффициенту. Конкретных параметров, цифр и сроков нововведения он при этом не назвал, но экспертное сообщество уже взбудоражено этими заявлениями. По мнению одного из лидеров Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергея Канаева, в совокупности с предлагаемым транспортным техрегламентом это "очередная протекционистская мера".

В свою очередь, лидер Движения автомобилистов России (ДАР) Виктор Похмелкин в разговоре с Interfax-Russia.ru отметил, что на сегодняшний день "не существует никакой официальной статистики о количестве ДТП с участием праворульных автомобилей", так что слова Шувалова – "субъективная оценка". "Да, возможно, с учетом левостороннего движения управлять праворульной машиной поначалу не очень комфортно, но все быстро привыкают. При этом, полагаю, что все как раз наоборот – японские машины качественнее и безопаснее, чем произведения нашего автопрома, которому сегодня власти стремятся помочь не мытьем, так катаньем", - сказал Похмелкин. "Не вижу социально-экономических или каких-то других оснований для повышения коэффициента ОСАГО для владельцев автомобилей с правым рулем", - заключил эксперт и предложил подумать над тем, "не логичнее ли повысить стоимость ОСАГО для отечественных авто, на которых ежедневно гробятся насмерть".

В Российском союзе автостраховщиков (РСА), куда обратился обозреватель Interfax-Russia.ru, официально пока не комментируют заявление Шувалова, предложив "дождаться официальных правительственных решений". "На сегодняшний день при страховании автомобилей расположение руля не учитывается. Если правительство решит ввести особый коэффициент, который будет это учитывать, и мы получим соответствующие документы, мы, конечно, будем действовать в соответствии с ними", - сказал представитель РСА. При этом он оставил без комментариев утверждения о более высокой аварийности у "праворуких" водителей.

Впрочем, как полагают эксперты, даже если правительству удастся ввести повышающие коэффициенты ОСАГО на правый руль, любителей таких авто это не остановит. "Те, кто ездил на иномарках, в том числе праворуких, на них и продолжит ездить – люди все равно выберут качество и безопасность. К тому же, я считаю, что не может ОСАГО подорожать в разы из-за правого руля", - сказал Interfax-Russia.ru Похмелкин.

Кстати, критике отечественные авто теперь подвергают не только эксперты, но и члены правительства РФ, которые уже долгое время пытаются понять, почему наш автопром буксует. Так, глава Минпромторга Виктор Христенко подверг критике линейку моделей ОАО "АвтоВАЗ" за приверженность к выпуску "классических" моделей. "Есть замечательная игра КВН, где все адекватно воспринимают шутки про "Жигули". Я посмотрел, что этому способствует. До сих пор на "АвтоВАЗе" в достаточно большом объеме производится "классика". Если бы я был директором, я бы "классику" давно убрал с рынка", - заявил министр. По его мнению, "классический" модельный ряд должен быть закрыт другими моделями "АвтоВАЗа".

Так или иначе, считают эксперты, что бы ни создавали отечественные автогиганты, им продолжат оказывать поддержку и открытую протекцию – автопром как никак один из локомотивов всей экономики страны. Возможное повышение ОСАГО для праворульных авто в этом свете выглядит весьма логичным.

Обозреватель Сергей Нагорный

Фото ИТАР-ТАСС