Природный архив

Interfax-Russia.ru – Древнейший в мире слой вечной мерзлоты нашли в Якутии. Ученые опасаются, что он может скоро исчезнуть.

Природный архив
© РИА Новости. А.Денисов

Международная группа ученых обнаружила в районе поселка Батагай в Якутии древнейший в мире слой вечной мерзлоты. Возраст находки оценивается в 650 млн лет, а значит она пережила уже несколько теплых и холодных периодов, сообщила пресс-служба правительства республики со ссылкой на Институт полярных и морских исследований имени Альфреда Вегенера (AWI, Германия).

"Обнаруженный участок имеет большое научное значение, поскольку доказывает, что вечная мерзлота не обязательно должна полностью оттаивать даже в более теплые периоды. Изучаемая вечномерзлая почва, по всей видимости, пережила и особенно теплые периоды около 130 тысяч лет назад, когда летом в Арктике было примерно на 4-5 градусов Цельсия теплее, чем сегодня", - говорится в сообщении правительства Якутии.

Обнаруженный участок вечной мерзлоты лежит на склоне горы на глубине 50 метров, где постоянная температура минус 10 градусов Цельсия.

"В период с 1940-х по 1960-е годы часть склона была частично вырублена, и по ней ездили тяжелые гусеничные вездеходы с близлежащей шахты, что привело к уничтожению защитного и изолирующего растительного покрова. В результате более молодая вечная мерзлота на поверхности начала оттаивать летом, пока почва, наконец, не стала сползать, обнажая более старую вечную мерзлоту", - уточнили в республиканском правительстве.

Сложившаяся ситуация вызывает у иностранных ученых серьезные опасения, поскольку обнажившаяся вечная мерзлота продолжает оттаивать каждое лето. За последние 50 лет, как сообщил эксперт из AWI Томас Опель (Thomas Opel), оползень уже расширился на 900 метров.

"Когда вечная мерзлота оттаивает, бактерии (в ней – ИФ) активизируются и расщепляют древнюю биомассу, выделяя в процессе метаболизма парниковые газы - углекислый газ и метан. В связи с изменением климата эксперты опасаются, что это приведет к усилению парникового эффекта", - пояснили в пресс-службе правительства Якутии.

Между тем, как полагает старший научный сотрудник лаборатории криологии почв Института физико-химических и биологических проблем почвоведения Российской академии наук (РАН) в Пущино (Московская область) Андрей Абрамов, локальное таяние участков вечной мерзлоты вряд ли приведет к резкому усилению парникового эффекта.

"В принципе, в мерзлоте содержится достаточно много органического вещества. Парниковых газов в чистом виде (именно газов) там содержится не то, чтобы много. Да и представить себе, что вся эта мерзлота одномоментно оттает, невозможно. Те потоки парниковых газов, которые мы наблюдаем, конечно, вносят свой вклад в современную ситуацию, но нельзя сказать, что если мерзлота еще чуть-чуть оттает, то поток резко усилится. Он (поток - ИФ), в принципе, обусловлен не теми газами, которые были захоронены в мерзлоте, а деятельностью микроорганизмов на сегодняшний день, которая происходит в этом оттаявшем (верхнем) слое, а оттаивает каждый год всего лишь несколько метров максимум", - сказал Interfax-Russia.ru эксперт.

В целом, по мнению ученого, таяние вечной мерзлоты – процесс естественный и опасается его не стоит.

"В нашей лаборатории мы придерживаемся умеренных взглядов на эту проблему. Это достаточно естественный процесс, и в истории последних 10 тысяч лет, в принципе, были периоды, когда таяние происходило более интенсивно. Повлиять на это мы никак не можем, но при этом в случае с Батагайским кратером можно сказать, что как раз иногда таяние вечной мерзлоты открывает новые возможности для изучения ее более глубоких, древних слоев", - сказал Абрамов.

В обычной ситуации, как отметил эксперт, чтобы достать образцы вечной мерзлоты с глубины 100 метров, нужно пробурить 100-метровую скважину. При этом диаметр керна, который удастся поднять на поверхность, не будет превышать и 10 см.

"Обычно, когда мы в научных целях бурим, диаметр керна всего 5 см. То есть мы получаем довольно узкий такой столбик породы. А когда это мерзлота, нужно еще понять, как эти слои подземного льда между собой соотносятся, и сделать это по такому тонкому столбику очень тяжело. А когда природные или антропогенные причины приводят к тому, что формируется такой вот большой участок таяния, мы можем сразу увидеть саму стенку этих мерзлых толщ. Самую большую ценность имеют свежие обнажения, которые только что оттаяли и были промыты водой. Тогда они не закрыты грязью и можно посмотреть, как они друг с другом соотносятся", - пояснил собеседник Interfax-Russia.ru.

Поэтому, считает он, деградация вечной мерзлоты открывает науке новые возможности для ее изучения.

Более того, как отметил ученый, биомасса из мерзлых пород так или иначе время от времени попадает в современные водоемы, когда те подмывают берега с такими древними отложениями.

"Это тоже естественный процесс. Арктическая береговая линия нашей страны каждый год отступает на несколько десятков метров, и все, что содержится в этих отложениях, попадает в современную экосистему. То же происходит с берегами рек, которые текут в области распространения мерзлых пород", - сказал Абрамов.

При этом, отметил ученый, новых, неизвестных науке микроорганизмов в этих отложениях, скорее всего, нет.

"Если говорить про микроорганизмы, они эволюционировали уже достаточно давно, поскольку были одними из первых жителей нашей планеты. Ожидать каких-то новых видов, кардинально новых, которых сейчас нет в природе, мы не можем. И это как раз одно из направлений наших исследований – найти в древних мерзлых отложениях бактерии, которые бы хоть как-то отличались от тех же, что мы сейчас имеем. И пока что все наши "находки" на генетическом уровне такие же, что и их потомки", - сказал он.

Так, например, недавно ученые Института физико-химических и биологических проблем почвоведения в Пущино (Московская область) "оживили" микроскопические многоклеточные организмы - бделлоидных коловраток, которые пролежали в вечной мерзлоте в Якутии около 24 тыс. лет.

"Исследование велось следующим образом: к нам в лабораторию в стерильном контейнере доставили мерзлый керн, из него в специальном боксе, также в стерильных условиях, мы отобрали небольшой кусочек - примерно 1 куб. см, который в дальнейшем был помещен микробиологическую среду в обычной чашке Петри. И вот за этим кусочком и велось пристальное наблюдение", - рассказал Interfax-Russia.ru один из авторов научной работы, научный сотрудник лаборатории криологии почв Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН Станислав Малявин.

Сначала, по его словам, проснулись и начали размножаться бактерии, за ними протисты - примитивные одноклеточные (амебы, инфузории) и многоклеточные организмы, которые питаются бактериями. А затем специалисты заметили коловраток, которые ничем не отличались от своих современных соплеменников.

Так, специалисты лаборатории несколько раз размораживали и замораживали как "древних", так и "современных" коловраток. И те, и другие выходили из этого состояния одинаково успешно.

"Мы замораживали как коловраток, выделенных из образца вечной мерзлоты, так и их современных собратьев. Оказалось, что устойчивость к холоду у этих организмов ничем особенно не отличается. И те, и другие способны замерзать и восстанавливаться. Если честно, другого мы и не ожидали. По-видимому, не очень-то важно, сколько организм находится в состоянии криптобиоза, если условия стабильны, а в вечной мерзлоте они именно таковы", - пояснил Малявин.

Вечная мерзлота - это почва и горные породы, которые постоянно находятся в замороженном состоянии, иногда на глубине до нескольких сотен метров. Они встречаются в основном в Северной Америке и Сибири, а также в районах высокогорных массивов, и, как гигантская морозильная камера, сохраняют огромное количество мертвой биомассы, в основном остатки растений, а также останки животных последнего ледникового периода, таких как мамонты или шерстистые носороги.

Обозреватель Наталья Пономарева