Interfax-Russia.ru - Китай предложил России построить высокоскоростную железную дорогу между городами Чанчунь и Владивосток.
Связать высокоскоростной железной дорогой приморский город Владивосток с китайским промышленным центром Чанчунь (северо-восток КНР) российским властям предложил первый секретарь парткома провинции Цзилинь Баинь Чаолу.
"Мы уверены в перспективности такой магистрали, особенно с учетом того, что она оказывается в составе единой линии до Пекина. Мы считаем, что реализация этого проекта интересна как китайской, так и российской стороне", - заявил (https://minvr.ru/press-center/news/5684/) китайский чиновник.
В качестве примера аналогичного проекта Баинь Чаолу привел высокоскоростную магистраль Чанчунь – Хунчунь. По его словам, изначально к этому проекту в Поднебесной отнеслись весьма скептически, полагая, что такая дорога не будет загружена на полную мощность, тем не менее, дорогу построили, и сегодня она является неотъемлемой часть транспортной системы Китая.
"Проект действительно интересен. Сейчас необходимо изучить возможности создания такой магистрали, проработать основные решения по проекту. Мы готовы этим заниматься", - в свою очередь отметил первый заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока Александр Осипов.
К слову, ранее глава Минвостокразвития РФ Александр Галушка также заявлял, что между Россией и КНР может появиться еще один автомобильный мост, который свяжет село Полтавка (Октябрьский район Приморского края) с китайским городом Дуннин (провинция Хэйлунцзян).
"Мы соседи, мы близко друг с другом, но нам не хватает инфраструктуры, чтобы реализовывать потенциал этой близости. Мы считаем, что необходимо строить мост Полтавка - Дуннин и комплексно развивать транспортную трансграничную инфраструктуру", - отметил тогда министр.
Чиновник напомнил, что сегодня на Дальнем Востоке уже строятся мост Благовещенск - Хэйхэ и первый железнодорожный мост между Россией и КНР Нижнеленинское - Тунцзян.
Строительство железнодорожного моста через реку Амур между китайским городом Тунцзян и селом Нижнеленинское началось в 2014 году.
Согласно проектной документации, длина перехода будет 2,2 км, из которых 1,9 км железной дороги будут относиться к китайской стороне и 0,3 км - к России. Как ожидается, мост станет частью нового экспортного маршрута и стимулом для создания новых логистических и промышленных кластеров, улучшит транспортную доступность сразу нескольких регионов Дальнего Востока.
По расчетам китайской стороны, мост сократит расстояние через провинцию Хэйлунцзян до Хабаровска и Москвы на 500 км и уменьшит время перевозок на 7 часов. Соответственно расходы на транспортировку тонны груза с вводом объекта уменьшатся на 6 долларов (около 37,5 юаня), что приведет к ежегодной экономии в 300 млн юаней (примерно 2,4 млрд руб.).
Второй трансграничный мостовой переход через Амур, который соединит города Хэйхэ и Благовещенск, строится на территории Амурской области. Ввести объект в эксплуатацию планируют к 2019 году. Протяженность мостового перехода составит 1,3 км, на нем будет четыре полосы движения, интенсивность движения - свыше 6 тыс. автомобилей в сутки. По расчетам специалистов, создание пограничного мостового перехода Благовещенск - Хэйхэ позволит увеличить объем грузовых потоков на данном направлении с 300 тыс. тонн в 2014 году до 2,7 млн тонн после завершения строительства. Постепенно к 2020 году можно ожидать увеличения потока до 3 млн тонн, а еще через 5 лет - до 4 млн тонн.
"На примере таких проектов мы можем и должны лучше и теснее научиться работать вместе. Именно на конкретных проектах формируется взаимопонимание, взаимное доверие, успешный опыт совместной экономической деятельности. И чем больше таких проектов мы будем вместе реализовывать, тем сопряженнее будут наши экономики", - сказал Александр Галушка.
Между тем, китайские инвесторы готовы реализовывать проекты и исключительно на территории РФ. Так, в частности, по данным Минвостокразвития РФ, особый интерес у них вызывают Свободный порт Владивосток (СПВ), а также дальневосточные территории опережающего развития (ТОРы).
"Сейчас на Дальнем Востоке созданы благоприятные условия для бизнеса. Они предоставляются в рамках режима Свободного порта Владивосток и территорий опережающего развития. Это хорошие новости для китайских инвесторов. Наше народное правительство провинции Хэйлунцзян поддерживает сотрудничество между предприятиями Китая и России. Мы хотели бы получать максимально подробную информацию обо всех условиях ведения бизнеса на Дальнем Востоке, чтобы предоставлять ее инвесторам и предприятиям провинции", - сказала вице-губернатор провинции Хэйлунцзян Цзя Юймэй на прошедших переговорах в Харбине.
По словам Цзя Юймэй, одобрение российских властей получили проекты уже пяти инвесторов провинции Хэйлунцзян. Все они будут реализованы в рамках территории опережающего развития ДФО. Вице-губернатор попросила Минвостокразвития РФ оказать содействие в одобрении проектов и других инвесторов, готовых инвестировать в Дальний Восток.
В настоящее время, по данным Минвостокразвития, в 17 дальневосточных ТОРах началась реализация уже 136 проектов на 486 млрд рублей. В общей сложности на рассмотрение ведомства было подано 288 проектов на 1,4 трлн рублей, в том числе 32 иностранные заявки, в том числе 14 от китайских инвесторов.
В Свободном порту Владивосток в настоящее время для реализации заявлено уже 370 проектов на 368 млрд рублей, в том числе 21 от иностранных инвесторов (11 из них от китайских предпринимателей). Корпорация по развитию Дальнего Востока заключила с инвесторами 217 соглашений на 297, 8 млрд рублей.
Помимо этого, Россия и Китай продолжают вести активные переговоры по проектам международных транспортных коридоров (МТК) "Приморье-1" и "Приморье-2". Предполагается, что "Приморье-1" свяжет приграничный китайский город Суйфэньхэ, станцию "Гродеково", Пограничный район Приморья и порты на востоке края, а "Приморье-2" соединит провинцию Цзилинь (КНР) с портами Славянка, Зарубино и Посьет. В рамках данных проектов предполагается провести модернизацию приграничной инфраструктуры, включая строительство и расширение портов и пунктов пропуска, а также автомобильной и железнодорожных дорог и путей. Ожидается, что межправительственное соглашение о создании МТК власти РФ и Китая могут заключить уже в июле во время визита председателя КНР Си Цзиньпина в Москву.
"Формирование ключевых параметров и условий создания и работы МТК, выработка согласованных позиций с китайской стороной являются основными задачами на этом этапе работы", - сказал первый заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока Александр Осипов.
Представитель китайской стороны - вице-губернатор провинции Хэйлунцзян Цзя Юймэй – в свою очередь согласилась с тем, что самое главное для старта проекта – выработать общее видение того, каким должен быть МТК, а также определить модель его реализации.
Обозреватель Наталья Пономарева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook