2 июля. Interfax-Russia.ru - Госдума на заседании в пятницу приняла в третьем чтении закон "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".
Перед принятием закона в третьем чтении депутаты вернули его к процедуре второго чтения и приняли поправку, исключающую из списка инсайдеров органы прокуратуры.
За принятие документа в третьем чтении проголосовали 312 депутатов, против - 3, воздержался 1.
Документ был внесен в Госдуму правительством РФ в конце декабря 2008 года, принят в первом чтении 17 апреля 2009 года.
Закон направлен на обеспечение рыночного механизма ценообразования на организованных рынках, обеспечение их эффективного развития и повышение конкурентоспособности. Принятие документа будет способствовать укреплению доверия как отечественных, так и зарубежных инвесторов.
В законе дается определение ряда понятий: "инсайдерская информация", "инсайдеры", "манипулирование рынком", "операции с финансовыми инструментами или товарами", "организатор торговли".
В частности, "инсайдерская информация" - это точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена, в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи в части информации о почтовых переводах денежных средств и иную охраняемую законом тайну, распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты или товаров, в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг, одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, одного или нескольких хозяйствующих субъектов, с долей на рынке в размере более 35% и занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара в географических границах РФ, либо одного или нескольких финансовых инструментов, иностранной валюты или товаров, и которая относится к информации, включенной в соответствующий перечень инсайдерской информации. Исчерпывающие перечни инсайдерской информации утверждаются нормативным правовым актом ФСФР. При этом лица, отнесенные к группе "инсайдеров", обязаны утвердить собственные перечни инсайдерской информации.
К "инсайдерской информации" не относятся сведения, ставшие доступными неограниченному кругу лиц, в том числе в результате их распространения, а также проведенные на основе общедоступной информации исследования в отношении финансовых инструментов, рекомендации и предложения об осуществлении операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой или товарами.
К "инсайдерам" в законе отнесены эмитенты и управляющие компании; хозяйствующие субъекты, имеющие долю на рынке более 35% и занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара в границах РФ; организаторы торговли, клиринговые организации; профессиональные участники рынка ценных бумаг; сотрудники этих организаций, которые имеют доступ к инсайдерской информации на основании соответствующих договоров; члены совета директоров (набсовета); лица, владеющие не менее чем 25% голосов в высшем органе управления. Кроме того, "инсайдерами" являются аудиторы этих компаний, оценщики, профессиональные участники рынка ценных бумаг, кредитные, страховые организации, которые на основании соответствующих договоров имею доступ к инсайдерской информации.
В перечень "инсайдеров" включены федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов РФ и местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, Банк России. Кроме того, в список "инсайдеров" входят члены Национального банковского совета.
Также включены в перечень "инсайдеров" информационные агентства, которые раскрывают или предоставляют информацию перечисленных организаций, а также рейтинговые агентства.
Физические лица, имеющие доступ к инсайду на основании трудовых и гражданско-правовых договоров в указанных организациях, также отнесены к инсайдерам.
Закон определяет конкретные способы манипулирования и устанавливает запрет на совершение таких действий. Закреплены правила использования и раскрытия инсайдерской информации.
Прописывается, что любое лицо, которое неправомерно использовало инсайдерскую информацию, распространило заведомо ложные сведения, не несет ответственности, если оно не знало или не должно было знать, что такая информация является инсайдерской, а распространенные сведения - заведомо ложными.
В соответствии с документом СМИ, главный редактор, журналист обязаны напрямую предоставлять ФСФР сведения об источнике информации, если эта информация была ложной и привела к манипулированию рынком.
Редакция СМИ, главный редактор и сотрудники не могут быть привлечены к ответственности, если в публикации дословно приводятся цитаты конкретных лиц или материал воспроизведен из публикации другого СМИ.
Также законом предусматривается административная и уголовная ответственность за умышленное неправомерное использование инсайдерской информации. Нормы об административной ответственности применяются по истечении 1 года после опубликования закона, а нормы об уголовной ответственности - через 3 года после опубликования закона.
В Уголовном кодексе РФ прописана ответственность за неправомерное использование или передачу инсайдерской информации. Ответственность за неправомерное использование информации наступает, если такое деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо сопряжено с извлечением дохода или избежанием убытков в крупном размере, который превышает 2,5 млн рублей. Предусматривается штраф в размере от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет. Кроме того, возможно лишение свободы на срок от 2 до 4 лет со штрафом до 50 тыс. рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 3 месяцев либо без такового с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
За умышленную неправомерную передачу инсайдерской информации другому лицу штраф составит от 500 тыс. рублей до 1 млн рублей. Возможно лишение свободы от 2 до 6 лет со штрафом до 100 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо без такового с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до 4 лет или без такового.
Закон определяет функции и полномочия ФСФР в рамках выявления и предотвращения правонарушений, связанных с использованием инсайдерской информации и манипулированием рынком.
Предполагается, что закон вступит в силу по истечении шести месяцев со дня опубликования.
Заместитель председателя думского комитета по финансовому рынку Лиана Пепеляева заявила журналистам, что принятие закона - это важное условие для создания в стране Международного финансового центра и привлечения долгосрочных инвестиций. "Он установит основные правила, обеспечивающие прозрачные, цивилизованные торги на организованных рынках", - подчеркнула она.