22 марта 2013 г. Государственная Дума России приняла в третьем чтении закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Новый порядок проведения закупочных процедур и заключения контрактов вступит в силу с начала следующего года. О том, с какими новшествами придется столкнуться заказчикам и исполнителям, как избежать демпинга и сэкономить больше средств, рассказала в интервью агентству "Интерфакс Северо-Запад" доктор экономических наук, профессор, декан факультета дополнительного профессионального образования Северо-Западного института управления Президентской академии Лариса Каранатова.
- Лариса Геннадиевна, расскажите, пожалуйста, с какими новшествами придется столкнуться заказчикам и потенциальным подрядчикам после вступления нового закона в силу?
- Кардинальное отличие нового закона от 94-ФЗ в том, что он имеет более широкую сферу действия. Если 94-ФЗ регулирует только одну сферу деятельности заказчика – процесс размещения заказов, то есть порядок заключения контракта, и только, то новый закон охватывает весь закупочный процесс заказчика – от планирования и формирования заказа до его исполнения. До нового закона деятельность заказчика на стадии формирования заказа на федеральном уровне практически ничем не регулировалась. Да и на региональном и местном – тоже далеко не всегда и не везде. А необходимость навести порядок в этой сфере уже давно назрела, потому что цели 94-ФЗ, увы, не достигались.
Несмотря на то, что цифры и говорят о достигнутом уровне экономии бюджетных средств на стадии размещения заказа, но, к сожалению, потери на стадии исполнения в полной мере говорить об эффективности расходования средств не позволяют.
Принципиально новый подход к централизованным закупкам – в законе даны варианты централизации, которые самостоятельно будут выбирать органы исполнительной власти и местного самоуправления на местах. Много внимания уделяется вопросам организации закупочной деятельности заказчика, контроля, мониторинга и аудита закупочной деятельности. Заказчикам - бюджетным учреждениям при осуществлении закупок придется жить по двум законам. В отличие от 94-ФЗ, который регулирует размещение заказов бюджетных учреждений вне зависимости от источника финансирования, закон о Контрактной системе будет регулировать закупки бюджетных учреждений только за счет субсидий, а закупки за счет грантов и средств, полученных от приносящей доход деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию), будут регулироваться другим законом – 223-ФЗ при условии, что учреждения примут и разместят до начала года в единой информационной системе Положение о закупке.
В новом законе меняется терминология: вместо государственных и муниципальных заказов - закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд, соответственно вместо участника размещения заказа – участник закупки, вместо способов размещения заказов – способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и пр. Меняются подходы к построению системы информационного обеспечения, в частности, появляется понятие единой информационной системы в сфере закупок, ужесточаются требования к организации электронного документооборота. Но это все касается заказчиков.
Что касается участников – для них есть тоже новеллы: расширился перечень способов определения поставщика, особенно это касается конкурсов. Кроме открытых конкурсов, можно будет проводить конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс. Запрос котировок остался, но существенно видоизменился и стал больше похожим на торги, появился новый способ закупки – запрос предложений. Электронный аукцион остался практически в неизменном виде, за некоторыми исключениями. Расширился круг участников закупки, попадающих в преференциальную группу, в частности в эту группу включены социально-ориентированные НКО, появились новые обязательные требования к участникам закупки. Таким образом, новелл в законе много, как для заказчиков, так и для участников закупки, а значит необходимо повышать квалификацию.
Уже в мае-июне на факультете дополнительного профессионального образования нашего института будут организованы семинары по управлению закупками в условиях контрактной системы, в качестве преподавателей будут приглашены ведущие специалисты в данной сфере. С сентября мы приступаем к обучению по новой программе повышения квалификации «Управление государственными и муниципальными закупками» в объеме 120 академических часов. Хотелось бы особо подчеркнуть, что в соответствии с новым законом работники контрактной службы, а также контрактные управляющие должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Что касается комиссий по осуществлению закупок, то они должны формироваться преимущественно из лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также из лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки. Это также новелла закона о Контрактной системе.
- Предусмотрены ли законом какие-то механизмы, которые позволят бороться с демпингом со стороны участников конкурсов?
- Да, теперь закон устанавливает антидемпинговые меры, причем не только для конкурсов, но и для аукционов: если цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель предоставляет обеспечение исполнения контракта в повышенном размере или информацию, подтверждающую добросовестность такого участника, а также обоснование цены контракта. В случае невыполнения этих требований, контракт с таким участником заключаться не будет.
- В целом упростится ли процесс проведения конкурсов для государственных заказчиков или он станет более трудоемким?
- Нет, более трудоемким он не будет. Просто будет больше вариантов проведения процедур. У заказчика будет больше возможностей для выбора возможного способа закупки с учетом конкретной задачи, поставленной перед ним.
- Как Вы считаете, чего не хватает новому закону? Необходимо ли дальнейшее совершенствование этого документа?
- Говорить сегодня о том, чего не хватает новому закону, рано. Идет процесс реформирования законодательства о закупочной деятельности государства. Новый закон учел предыдущую практику закупочной деятельности, в том числе международный опыт. А уж как новые правила будут применяться, какие вопросы при этом возникнут, и что нужно будет поправить в новом законе – это будет видно только после того, как он заработает. И если возникнет необходимость внесения изменений, а, на мой взгляд, это неизбежно произойдет, они будут внесены. Только хотелось бы, чтобы выводы делась не поспешно, как это было в случае с 94-ФЗ, а только после того как будет сформирована практика его применения (и судебная, и административная).
- Изначально механизм госзаказа вводился во многом ради экономии средств и прозрачности деятельности государственных учреждений. Позволит ли новый закон экономить больше?
- Конечно же, да. Именно на это направлены положения закона. Однако цели закона и самой закупочной деятельности будут достигнуты, если только установленные законом правила будут исполняться. Особенностью нового закона является то, что он заработает в полной мере, и соответственно цели будут достигнуты, если будет создана контрактная система. А создаваться она должна на региональном и местном уровне и в Российской Федерации как собственника денежных средств. Должна быть создана региональная и местная нормативная база, обеспечивающая выполнение закона, решен целый ряд организационных вопросов, направленных на выполнение требований закона. Так, в частности, в соответствии с новым законом органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией должны будут принять нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере планирования закупок товаров, работ и услуг. А на это уйдет время, как предполагают авторы закона, года три. Так что немедленного результата ожидать не следует.