Северо-Запад / Эксклюзив 13 декабря 2016 г. 17:20

Директор центра образовательных инициатив СЗИУ РАНХиГС А.Доморацкий: "В разработке новых форм обучения мы ориентируемся на глобальные тренды в образовании"

Директор центра образовательных инициатив СЗИУ РАНХиГС А.Доморацкий: "В разработке новых форм обучения мы ориентируемся на глобальные тренды в образовании"

В начале декабря Северо-Западный институт управления РАНХиГС провел неформальную конференцию TEDxSZIU. В современном формате студентам рассказали о научно-технических достижениях. О том, насколько популярны конференции TED среди молодежи, эффективны ли инновационные методы обучения и каковы планы института по их внедрению, рассказал в интервью информационному агентству "Интерфакс Северо-Запад" директор центра образовательных инициатив Северо-Западного института управления РАНХиГС Александр Доморацкий.

– Александр Владимирович, в начале декабря Северо-Западный институт управления РАНХиГС провел конференцию по лицензии TED. Каковы были цели этой конференции и довольны ли организаторы ее результатами?

- 4 декабря на площадке киноцентра "Ленфильм" наш институт провел неформальную конференцию TEDxSZIU – локальное событие в Петербурге в духе и по лицензии TED Conferences.

TED – это сокращение от Technology, Entertainment, Design, или "Технологии, Развлечение, Дизайн". Это всемирная некоммерческая организация, известная своими ежегодными конференциями. Миссия TED состоит в поддержке идей, достойных распространения. Первая подобная конференция состоялась в Калифорнии в 1984 году.

Конференция TED представляет собой интеллектуальное шоу, включающее выступления на актуальные темы и демонстрацию научно-технических достижений. В центре всего – люди, получившие уникальный жизненный опыт. В духе миссии TED был создан TEDx. TEDx – это программа для локальных, самостоятельно организованных мероприятий, призванных объединить людей и дать им возможность поделиться TED-опытом.

Конференция TEDxSZIU призвана развивать опыт TED на региональном уровне, концентрируя вокруг СЗИУ РАНХиГС и Санкт-Петербурга самых ярких спикеров: инноваторов, предпринимателей, учёных, то есть тех людей, которые формируют повестку завтрашнего дня и могут поделиться прогрессивными и полезными идеями.

Тематика нашей неформальной конференции - "Приближая будущее". На наш взгляд, успешные действия основаны на точном понимании того, какие социальные и технологические тренды в настоящем меняют окружающий мир, заставляя его двигаться вперед. Поэтому мы выделили 11 глобальных трендов, ориентируясь на которые можно представить очертания и образ будущего.

Так как наша конференция проходила по лицензии TEDx для университетов, нас интересовали не только сами тренды, но и новые требования, предъявляемые к образованию и уровню человеческого капитала. Судя по отзывам участников конференции и спикеров, а также по активному нетворкингу и общению как во время, так и после конференции, у нас все получилось. Но мы планируем получить и более подробную обратную связь, чтобы учесть все ошибки и недоработки.

– Насколько популярны лекции в формате TED сегодня в Петербурге среди студентов и тех, кто хочет получить дополнительные знания из различных сфер?

- Научно-популярные мероприятия и материалы чрезвычайно востребованы сегодня в Петербурге, причем не только студентами и молодежью, но и старшим поколением. Повышение уровня образованности является актуальной ценностью для горожан. И, конечно, яркие, интересные и насыщенные идеями форматы типа TEDx привлекают внимание.

Незадолго до нашей конференции TEDxSZIU проходила конференция TEDxHSESaint-Petersburg, а буквально в конце декабря состоится TEDxMalayaOkhta. Это явный показатель востребованности формата и идей, достойных распространения.

При организации конференции TEDx есть определенные ограничения, накладываемые лицензией. В частности, количество участников мероприятия при организации его в первый раз не должно превышать 100 человек. В связи с этим нам пришлось отказывать многим желающим прийти на конференцию. Но, к счастью, формат конференции обязывает производить видеосъемку выступлений, поэтому немного позже все желающие смогут посмотреть лекции наших спикеров и проникнуться их идеями.

– Планирует ли Северо-Западный институт управление развивать формат TED и дальше, в рамках каких проектов? С какими спикерами вам бы хотелось сотрудничать?

- Чтобы говорить о продолжении проведения конференции TEDxSZIU и развитии формата, мы, прежде всего, должны отчитаться в проведенном мероприятии. Это тоже требование лицензии TED. Если отчет будет успешным, мы сможем претендовать на получение лицензии для проведения конференции повторно. Проведение неформальной конференции TEDxSZIU было потрясающим опытом для нашей команды, поэтому мы однозначно попробуем получить лицензию повторно.

Кроме того, в городе существует много других форматов научно-популярных мероприятий, в которых наш институт пока активно задействован не был. У нас есть яркие преподаватели, сотрудники и студенты, поэтому мы будем развивать направление просветительской и научно-популярной деятельности.

Что касается спикеров, то мы постарались собрать ярких личностей с разносторонними интересами, которые могли поделиться со слушателями своим уникальным опытом и идеями. Подробнее о них можно узнать на сайте конференции tedxsziu.ru. Там же будут опубликованы и видео выступлений.

В будущем мы хотим работать с такими же яркими людьми, мы всегда открыты для разных идей и мнений.

– Считаете ли вы эффективным обучение в подобном формате или это, скорее, развлечение?

- Сегодня одним из мировых трендов в образовании является edutainment – образование через развлечение. Образование сегодня можно и нужно вести с помощью игровых, интерактивных, развлекательных форматов. От этого содержание хуже не становится, а воспринимается и запоминается обучающимися однозначно лучше. В современном мире образовательным институтам приходится конкурировать за внимание обучающихся не столько с другими учебными заведениями, сколько с медиа и социальными сетями. Поэтому форматы типа TED востребованы и актуальны.

Конечно, сама по себе конференция в формате TEDx не является образовательным форматом, но она может мотивировать обучающегося к изучению определенной темы, заставить его посмотреть на какие-то явления с другой точки зрения. Образование – субъектный процесс, обучающийся - не объект воздействия образовательной системы. Нельзя научить чему-то человека, если он сам не захочет этому научиться. И форматы типа TEDx могут справляться с задачами мотивации и целеполагания очень эффективно.

– Какие еще инновационные формы обучения и образовательные проекты планирует внедрять институт?

- В разработке образовательных проектов и инновационных форм обучения мы ориентируемся на глобальные тренды в сфере образования. Главный тренд, на наш взгляд, - это индивидуализация образования, формирование индивидуальных траекторий обучения под запросы заказчиков. Во-первых, растет число осознанных студентов (т.н. автодидактов), которые сами в состоянии сформулировать свои цели обучения и необходимый набор компетенций. Во-вторых, растет спрос со стороны работодателей на специалистов, обладающих определенным и подтвержденным набором компетенций. В-третьих, "внесистемные" игроки уже сейчас предлагают индивидуализированные образовательные продукты, отвечающие запросам обучающихся и работодателей. Жестко сформированные, усредненные образовательные программы вузов не отвечают данному вызову.

Индивидуализация образования стала доступна благодаря тренду цифровизации образовательного контента и развитию информационных систем сопровождения образования. Таким образом, разработав образовательный онлайн-контент по множеству профилей направлений подготовки, можно предоставить обучающимся свободный доступ к нему и обеспечить составление индивидуальных образовательных траекторий.

Индивидуализация образования влечет за собой и компетентностный подход. Основным итогом обучения становится не приобретенная квалификация, записанная в дипломе, а профиль индивидуальных компетенций обучающегося, полученных им как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Развитие многих компетенций, особенно из области "мягких компетенций" (soft skills), включающих в себя лидерство, командную работу и прочее, невозможно только в рамках усвоения "знаниевого" компонента дисциплин. Это влечет за собой следующий тренд – проектно ориентированное образование или образование в сообществах практики. Данный тренд показывает, что нельзя просто включить дисциплину "Управление проектами" в образовательную программу и считать, что студенты сформировали соответствующую компетенцию. Необходимо обеспечить их работу в командах над реальными проектами с привлечением экспертов-практиков.

Под каждый из выделенных трендов у нас в институте запускается пилотный проект. В случае успешной реализации данные проекты затем будут масштабированы на уровень всего института.