Северо-Запад / Эксклюзив 21 октября 2014 г. 15:50

Директор ГМЗ "Царское Село" О.Таратынова: "Люди должны выходить из музея наполненными знаниями"

Директор ГМЗ "Царское Село" О.Таратынова: "Люди должны выходить из музея наполненными знаниями"

Государственный музей-заповедник "Царское Село" в 2014 году получил престижную премию "Европа Ностра" за реставрацию Агатовых комнат, открыл ряд новых выставок и экспозиций, в том числе посвященную Первой мировой войне. Об основных итогах "высокого" туристического сезона, новых проектах и планах музея на будущее в интервью "Интерфаксу" рассказала директор ГМЗ Ольга Таратынова.

            - Ольга Владиславовна, недавно завершился "высокий" туристический сезон, как вы оцените его итоги для ГМЗ "Царское Село"?

            - Итоги я оцениваю положительно, потому что в отличие от других музеев, с директорами которых я говорила, у нас нет резкого падения посещаемости. Да, количество туристов с начала года уменьшилось, но не намного. При этом мы заработали немного больше денег. Я считаю, что самое главное достижение этого сезона – увеличение посещений неосновных экспозиций. В "высокий" сезон их посетили 317 тыс. человек, что на 56 тыс. больше, чем в прошлом году.

            Мы ставим себе задачу оттянуть посетителей от Екатерининского дворца: для себя мы давно поняли, что он не может вместить всех, кто хочет туда попасть. Вообще для нас уже нормальна ситуация, когда летом звонят туристические агентства и просят принять 500 человек в определенный час и день, а мы им говорим, что можем принять только 300. Да, мы отказываем им, потому что у нас график очень четкий, и мы знаем, сколько человек у нас войдет во дворец каждые три минуты. Поэтому наша задача – привлечь посетителей чем-то другим. В этом году мы открыли несколько выставок, все они были успешными, причем некоторые были бесплатными (это особенно посещаемые выставки), но точное количество посетителей я не могу сказать, поскольку на них не продавались билеты.

            - Для таких больших музеев, как "Царское Село", не очень характерны бесплатные выставки. Что это были за экспозиции и почему вы приняли решение сделать их бесплатными?

            - Одна из них – выставка известного фотохудожника Юрия Молодковца. На экспозиции представлены его этюды на тему парка, которые сопровождались копиями гравюр из нашего фонда. Современные работы и гравюры XVIII века с видами английских усадеб экспонировались "в диалоге", получилось очень интересно: мы наблюдали высокую посещаемость и читали лестные отзывы, поэтому выставка продлена до конца октября. Этот проект нам оплатил спонсор, поэтому мы решили сделать посещение бесплатным.

            Вторая бесплатная выставка была посвящена изделиям Императорского фарфорового завода. Мы выставили современные изделия, а также предметы из нашего фонда – сервизы, вазы. Эту выставку финансировал фарфоровый завод, и мы сочли возможным сделать ее также бесплатной для посетителей.

            - Какие еще успешные экспозиции можно было увидеть в ходе «высокого» сезона в "Царском Селе"?

            - Еще в прошлом году мы подготовили выставку "За кулисами парадной жизни. Поставщики Императорского двора", которая получилась очень эффектной, яркой и успешной. Поскольку она сопровождалась настоящим ажиотажем, мы решили ее продолжить. Правда, в прошлом году в экспозиции были представлены предметы из собрания Петергофа и Эрмитажа, которые мы затем вернули, но дополнили экспозицию своими. Выставка рассказывает о фирмах, которые поставляли свои вещи императорскому двору – мебель, одежду, спиртные напитки, украшения и многое другое. Хочу отметить, что в этом году посещаемость экспозиции не упала. 

            Еще одна выставка, которую стоит упомянуть, – "Возвращение веера". Она составлена из наших коллекций, которые реставрировались в центре Грабаря в Москве. Когда мы получили после реставрации наши веера, сами изумились, насколько они хороши, поэтому приняли решение показать их посетителям. Экспозиция была оформлена с помощью театральных художников, и получилась настоящая выставка-настроение, выставка, создающая определенную атмосферу.

            - Ольга Владиславовна, открытие музея "Россия в Великой войне" в Ратной палате стало событием федерального масштаба. На ваш взгляд, все ли получилось при создании этого музея?

            - Мы давно готовили этот музей - еще с 2008 года. Здание под него было передано в аварийном состоянии. Где-то за год до окончания реставрационных работ мы задумались о проекте экспозиции. Ее нам спроектировала московский дизайнер Ольга Соколова. Мне кажется, что музей получился: посещаемость его довольно высокая – приблизительно 7,5 тыс. человек в месяц. Я думала, что будет спад, но нет – сейчас приходит людей не меньше, чем в августе, когда музей открылся. Осенью туда в основном ходят школьники, но это и хорошо – мы и рассчитывали, что музей будет для детей, поскольку тема Первой мировой войны - очень важная, актуальная и забытая.

            Мы работаем в постоянном контакте с нашими зарубежными коллегами и начинаем чувствовать себя в этом сообществе музеев Первой мировой войны своими, начинаем робко формировать вокруг этого музея своих посетителей, друзей. Люди к нам идут, несут из дома документы, фотографии и другие предметы, хотя в основу музея положена наша коллекция мундиров Николая II. Я считаю, что она у нас лучшая в России. На протяжении двух лет мы покупали вещи, взаимодействовали с коллекционерами, очень много купили за средства Министерства культуры, часть – за средства партнеров и благотворителей. Сейчас в нашем фонде Первой мировой войны уже 2 тыс. предметов. Я считаю, что музей состоялся.

            - Как вы планируете развивать этот музей?

            - На базе музея создан отдел, который ведет активную работу, прорабатывает темы будущих экспозиций. В ближайшее время мы будем создавать здесь детский центр, предполагается и создание следующей очереди этого музея. В планах и создание центра с медиаоборудованием, в котором пройдет цикл лекций о Первой мировой войне, ориентированных на школьников. У нас есть для этого все возможности. Сейчас мы также работаем над созданием библиотеки с книгами о войне, возможно, это будет и видеотека.

            - Летний сезон всегда ознаменовывается масштабными реставрациями. Что было отреставрировано в ГМЗ этим летом, какие планы на будущий год в этом направлении?

            - В этом году, как я уже упоминала, мы закончили реставрацию Ратной палаты. Сейчас продолжаются работы по Александровскому дворцу – это уникальный, дорогой и долгий проект. В данный момент проходит первая очередь реставрации: углубление подвалов, гидроизоляция и другие довольно сложные технические работы. Все они будут закончены уже в этом году. Ведутся работы в павильоне "Арсенал" - это композиционный центр Александровского парка. Я надеюсь, что в будущем году все реставрационные работы будут завершены, а к середине 2016-го мы там смонтируем экспозицию и сделаем музей оружия. Собственно, "Арсенал" и был построен для коллекции оружия Николая I, которая перекочевала в Эрмитаж. Сейчас мы думаем над созданием совместной экспозиции с этим музеем, пока уровне переговоров. Отмечу, что и свои фонды на эту тему у нас есть.

            В будущем мы планируем отреставрировать западный флигель дворца, где будут располагаться конференц-залы, помещение для библиотеки, посвященной Романовым, фонд Романовых и другие служебные помещения. Через два года мы планируем приступить к реставрации интерьеров дворца, поэтому его придется закрыть. Надеюсь, что работы будут выполнены в максимально короткий срок и дворец простоит закрытым не слишком долго.

            - В этом году музей получил престижную европейскую награду за применение консервационных методик в реставрации. Расскажите подробнее, за что удалось получить признание в Европе?

            - Мы получили престижную европейскую награду "Европа Ностра" за реставрацию Агатовых комнат. Агатовые комнаты – это павильон, который находится рядом с дворцом. Он состоит из семи помещений, которые были созданы архитектором Чарльзом Камероном в XVIII веке по заказу императрицы - Екатерина тогда жестко контролировала процесс проектирования.

            Для нас этот павильон ценен тем, что он уцелел во время Великой Отечественной войны. Если мы знаем, что Екатерининский дворец почти полностью сгорел, то в Агатовых комнатах был клуб немецких солдат и каким-то образом оригинальная отделка сохранилась. После войны этому павильону внимание не уделялось, потому что первоочередные работы проводились в Екатерининском дворце. Но около 10 лет назад мы поняли, что потеряем этот подлинный и оригинальный комплекс с уникальными интерьерами, отделанными яшмой семи разных сортов.

            Поскольку для нас, как ни для какого другого музея, оригиналы представляют огромную ценность (у нас их не так много), мы решили вести консервативную реставрацию – сохранять и укреплять все то, что осталось, и минимально дополнять это. Эта методика не свойственна российской реставрации, ее истоки скорее в итальянской школе, и мало применяется в нашей стране. Завершилась реставрация в октябре 2013 года, после чего мы подали описание своего проекта на соискание награды "Европа Ностра" - ее вручает ЮНЕСКО за наиболее выдающиеся достижения в области реставрации, популяризации культурного наследия в Европе. Обычно такая награда - ее можно считать реставрационным "Оскаром" - дается членам ЕС, но в нашем случае сделали исключение. Мы были награждены в номинации "Сохранение наследия" и получили бронзовую медаль, которую планируем разместить при входе в экспозицию. Это довольно редкий и почитаемый в Европе приз и награда не только нашего музея, но и всей российской школы реставрации.

            - Наступает "низкий" туристический сезон. Какие планы у музея на этот период и чего ждать посетителям следующим летом?

            - У нас в зимний сезон происходит если не спячка, то консервация деятельности. В это время мы думаем над будущим сезоном - мы его организовываем, мы продумываем выставки и экспозиции.

            Сейчас пройдут большие работы по модернизации нашей выставки "Династия Романовых в Царском Селе" – она существует уже более 10 лет во дворце и немножко морально устарела, поэтому мы сделаем ее совершенно иной, современной и мультимедийной. Еще мы хотим провести выставку с нашим давним партнером – датским замком Фредериксборг под Копенгагеном. Мы уже готовим выставку, которая отразит контакты российского и датского дворов на протяжении нескольких столетий. Раньше музей участвовал в выставке во Фредериксборге, теперь наша очередь, и мы примем их выставку: все это случится в 2015 году.

            Кроме этого, в ближайшую неделю в Гонконге, в Национальном историческом музее откроется выставка, посвященная нашей резиденции, мы везем туда 425 предметов. Это очень большой шаг для нас и вообще едва ли не первая русская выставка в Гонконге. Хочу сказать, что сейчас наши взгляды устремлены на Восток – мы ведем переговоры о выставке в Пекине.

            - Как вы считаете, что необходимо делать музеям в условиях жесткой конкуренции, чтобы улучшить эффективность своей работы?

            - Ответ прост: нужно заинтересовывать посетителей. Сейчас музеи пытаются выйти за рамки своей специфики и как-то привлечь более понятными для людей темами или решениями. По моим наблюдениям, музеи стали больше вкладывать денег в организацию выставок и делать достаточно дорогие экспозиции, чего раньше не было. Самое главное – понять: выставка – это не только демонстрация своих фондов, это создание атмосферы и настроения. Музеям необходимо искать интересные темы, и я вижу эти попытки - с каждым годом выставки получаются все более интересными. В этой ситуации меня волнует только то, что во всем этом сохранялся образовательный аспект - люди должны выходить из музея наполненными знаниями.

            При этом эффективность нашей работы нельзя оценить по количеству заработанных денег. Миссия музея несколько другая. Если говорить об услугах и воспринимать музей как предприятие по зарабатыванию денег, то переворачивается все представление о музее как об учреждении культуры. В этом случае получается, что успешен тот музей, который заработал больше денег, но это не так. Нельзя любыми средствами зарабатывать деньги – к этому нужно подходить взвешенно.