Северо-Запад / Эксклюзив 24 января 2013 г. 09:00

Директор Музея Мирового океана С.Сивкова: "Государство начинает понимать, что его морское наследие может быть безвозвратно потеряно"

Директор Музея Мирового океана С.Сивкова: "Государство начинает понимать, что его морское наследие может быть безвозвратно потеряно"

             Калининградский Музей Мирового океана уже давно стал для региона не только одним из главных центров культуры, туризма и науки, но и местом, где общественность напрямую занимается вопросами сохранения морского наследия края. При этом деятельность музея, его интересы распространяются и на другие регионы России, людей, небезразличных к истории Отечественного флота. О том, как идет эта работа и какие проблемы приходится решать, рассказала в интервью агентству "Интерфакс Северо-Запад" директор музея Светлана Сивкова.

            - Я хотела бы начать наш разговор с радостного и очень знакового сообщения: на днях мы получили документы о регистрации в качестве юридического лица Ассоциации "Морское наследие: исследуем и сохраним", одним из учредителей которого выступил и наш музей. Примечательно, что штаб-квартира Ассоциации располагается в филиале нашего музея – на ледоколе "Красин", который стоит на Неве в Санкт-Петербурге.

            Это событие можно назвать масштабным и для всей России, так как никто и никогда в нашей стране не занимался целенаправленно сохранением и исследованием морского наследия нашего Отечества. Очень важно, что учредителями Ассоциации является большое количество юридических лиц, имеющих прямое отношение к данной проблеме. Назову лишь некоторых. Это Центральный военно-морской музей Минобороны РФ, Национальный центр подводной археологии, Морской историко-культурный центр, "Русский крейсерский клуб", Национальный парк "Русская Арктика", "Северный (Арктический) федеральный университет", Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, БФУ имени Канта и многие другие.

            При Ассоциации созданы секции, которые будут работать по различным направлениям. Это морские коллекции и морские музеи, подводного наследия и морских мемориалов, зарубежного морского наследия и образования, и многие другие.

            К примеру, секция исторического традиционного судостроения будет заниматься вопросами воссоздания старинных кораблей различных типов. У нас в стране этим мало кто занимается и не знает, что с такими кораблями делать. Сегодня у нас нет законодательства, которое бы регламентировало эту работу, использование исторических судов.

            Только в нашем музее есть 20 исторических судов, но ходить на них мы не можем, так как есть масса ограничений и запретов. Эти проблемы касаются и судов больших размеров. Знаменитый парусник "Штандарт" имеет бесконечные препятствия в России и вынужден постоянно находиться за рубежом, в Голландии.

            При этом в России проводятся фестивали, где участвуют исторические суда. И потому надо менять отечественное законодательство, чтобы позволить таким кораблям не только ходить по морям и рекам, но и активно использовать их в образовательных и туристических целях. Как можно большее количество курсантов и туристов должны бывать на борту таких судов.

            - Светлана Геннадьевна, но ведь работа Ассоциации потребует весьма серьезных средств. При этом известно, что отечественные музеи не так богаты, как хотелось бы…

            - Наша задача установить как можно больше контактов со всеми заинтересованными структурами, которые могут оказать нам финансовую помощь, к примеру, со спонсорскими средствами, грантами, в том числе и зарубежных организаций. Примеры такого сотрудничества уже есть - при поддержке Русского географического общества в прошлом году были проведены подводные исследовательские работы на Севере. Там велись поиски следов экспедиции Баренца.

            Поиски финансов могут идти и в рамках взаимодействия внутри Ассоциации, когда ее участники совместно разрабатывают проекты, консолидируют свои организационные и материальные усилия и возможности. Здесь можно привести в пример ситуацию, что сложилась вокруг деревянной шхуны "Запад", которая сегодня стоит в Архангельске. Можно смело утверждать, что этот уникальный корабль будет безвозвратно утерян для российской истории, так как он фактически брошен на произвол судьбы. Пережив пожар, шхуна оказалась не нужна даже музею, экспонатом которого является.

            Недавно делегация Музея Мирового океана побывала на этом уникальном корабле, чтобы понять, насколько возможно его восстановление. Но нам нужна помощь узких специалистов, которые смогут дать ответ, в каком состоянии находится деревянный корпус шхуны и можно ли его привести в порядок. Мы обратились за помощью к члену Ассоциации – Северному федеральному университету, попросив его провести качественную экспертизу состояния шхуны. Она должна дать ответ: мы закрываем эту тему навсегда, пуская шхуну на дрова или ищем средства на ее восстановление.

            - В этой связи вам не кажется, что Ассоциация будет поднимать вопросы, которые могут вызвать недовольство региональных властей, так как они окажутся не готовы к работе по сохранению памятников истории?

            - Так и будет, но в любом случае наша Ассоциация должна более активно и наступательно пропагандировать историю тех объектов, которые имеют отношение к морскому наследию и находятся в регионах, где она представлена. К примеру, в Калининградской области в 2012 году совершенно не отмечалось 250-летние Русской гавани Балтийска, которая была построена в бывшем прусском Пиллау еще во времена императрицы Елизаветы Петровны, в XVIII веке, и сохранила свое название в течение всех прошедших лет. Тем самым не только была упущена возможность отдать дань памяти нашему героическому прошлому, но и не реализован туристический потенциал, который имелся в этом событии.

            Вот поэтому Ассоциация намерена разработать специальный знак, которым будут отмечаться в городах и областях России те исторические объекты, которые имеют отношение к морскому наследию страны, могут стать основой для развития культуры, науки и туризма.

К сожалению, сегодня такие объекты в приморских регионах страны порой не только не учтены, но и попросту гибнут от невнимания и равнодушия общества, властей.

            - Есть ли у вас пример такого плана?

            - Естественно. Но он еще более печальный, так как о незавидной судьбе плавучего маяка "Ирбенский" власти Кронштадта и Санкт-Петербурга знают очень хорошо, а разговоры о намерении спасти исторический корабль идут уже дано, но безрезультатно.

Морская жизнь плавучего маяка закончилась в 2009 году, когда он был выведен из состава Балтийского флота и выставлен на торги в качестве металлолома по цене немногим более миллиона рублей. Но, к счастью, тогда покупателя не нашлось. Сегодня "Ирбенский" стоит в Ломоносове у причала и ждет своей участи.

            При этом три года назад Музей Мирового океана согласился взять его в собственность и поставить в Санкт-Петербурге на Неве рядом с ледоколом "Красин". Но нам не разрешили его ставить туда по каким-то техническим причинам.

            В то же самое время морская общественность Санкт-Петербурга и Кронштадта, командование Балтфлота стали говорить о необходимости оставить маяк в Кронштадте. Мы согласились с этим предложением, в Министерство обороны были отправлены соответствующие обращения.

            Ну а дальше наступила тишина. И за эти годы вопрос так и не решен из-за отсутствия у муниципалитета денег. При том что намерения властей Кронштадта были более серьезные - хотели строить Набережную исторических судов. Но даже документов на передачу судна Кронштадт так и не оформил.

            В конце концов, вопрос с маяком "Ирбкенский захотела решить Латвия, которая посчитала, что и для нее корабль имеет историческое значение, так как в свое время стоял недалеко от порта Вентспилс. Но это же позор и для Кронштадта, и для Санкт-Петербурга.

            Я была вынуждена обратиться с этим вопросом в Морской совет Санкт-Петербурга, который заверил, что "Ирбенский" возьмет на себя Клуб адмиралов. Некоторое время назад мы получили письма от этого клуба и командования Ленинградской военно-морской базы о том, что они готовы передать маяк Музею Мирового океана. Так что круг замкнулся.

            Мы же этот вопрос не форсируем. Нам еще памятна ситуация с ледоколом "Красин". Мы взяли его в собственность тогда, когда он никому в Санкт-Петербурге не был нужен. Но и сегодня, спустя годы мы слышим в свой адрес упреки от морской общественности Северной столицы, мол, Калининград забрал себе "Красина", хотя корабль стоит на Неве.

            В ближайшие дни мы отправим письмо на имя губернатора Георгия Полтавченко с вопросом о судьбе корабля. В свое время мы получили от мэра Санкт-Петербурга Владимира Яковлева письмо, в котором говорилось, что город не может взять "Красин". Если Полтавченко ответит аналогичным образом, мы будем предпринимать какие-либо меры. Но пока будем ждать. Считаю, что "Ирбенский" должен стоять в Кронштадте, который является районом Санкт-Петербурга.

            - В рамках новой Ассоциации такие непростые вопросы будут решаться более оперативно и эффективно?

            - Конечно. Тем более, что благодаря Ассоциации мы создали Межведомственную комиссию по морскому наследию при Морской коллегии России. Тема Морского наследия будет прописана в федеральной программе "Мировой океан". Словом, мы выходим на федеральный уровень, а многие проблемы будем решать при поддержке правительства. Сегодня государство начинает понимать, что его морское наследие может быть безвозвратно потеряно.

            К примеру, сегодня нас волнует дальнейшая судьба такого уникального корабля, как спасательное судно-катамаран "Коммуна", которое входит в состав Черноморского флота. Оно служит российскому флоту с 1915 года, но время берет свое и потому уже сейчас надо думать о том, как его сохранить для потомков.

            Военно-морской флот просто так не сможет избавиться от него, отправив на иголки. У нас есть решение Межведомственной комиссии о сохранении этого корабля. Оно подписано Сергеем Ивановым (глава президентской администрации – ИФ).

            Мы знаем, что не поступят так и с уникальным кораблем космической связи "Космонавт Виктор Пацаев", собратьев которого распилили на металл. По нему Ассоциация тоже выступила с предложением о сохранении, а Межведомственная комиссия это поддержала.

            Мы знаем о многих фактах, когда идет разбазаривание, разграбление или уничтожение объектов морского наследия. Нам пишут, звонят, мы реагируем и принимаем меры. Сегодня, к примеру, мы прилагаем усилия к тому, чтобы здание Центрального военно-морского музея на Стрелке Васильевского острова в Петербурге было все-таки оставлено за музеем. Новое здание музея в Крюковых казармах не может вместить все имеющиеся фонды и экспозиции.

            Мы повторно пишем письмо новому министру обороны Сергею Шойгу, считая, что такой исторический объект, который долгие годы был символом морской славы России, должен быть сохранен.

            В свое время мы писали письма о недопустимости выселения Нахимовского училища, корпуса Петра Великого из исторических зданий. И, быть может, наша заслуга есть в том, что эти здания сохранились для Военно-морского флота, его истории.

            - Здания, которые вы упомянули, принадлежат Минобороны. Удается ли находить с ним взаимодействие?

            - Некоторые "военные" вопросы мы решаем вместе с региональной властью. Недавно удалось добиться передачи в собственность нашего музея здания бывшей автобронетанковой службы Балтфлота в Калининграде. Там на первом этаже мы разместим Морское собрание Калининграда. Ведь в городе прекратили существовать Дом культуры моряков, Дворец Моряков. Калининград фактически утрачивает былую морскую составляющую.

            Там же мы разместим свои новые и старые экспозиции, предметы для которых сегодня хранятся не только у нас в запасниках, но и у тех организаций, которые нам их подарили, а мы не можем забрать, так как нет у нас для них места.

            В ходе многолетних переговоров положительно решен вопрос и о передаче самолета-амфибии Б-12 Балтфлота нашему музею. Вместе с подводной лодкой он станет основой комплексной экспозицией, посвященной Военно-морскому флоту России.

            Но есть и отрицательные примеры. Уже длительное время нам не удается решить вопрос о передаче в собственность музея здания бывшей библиотеки Балтфлота на Балтийской косе. Разрушающееся здание общей площадью около 300 кв. метров оказалось единственным из бывшего гарнизона военных летчиков, которое еще не продано.

            Мы предлагаем разместить в нем Морской научно-образовательный центр "Океан", а также детский парусный центр, школу водолазов. Но нам постоянно отвечают отказом, в том числе и сама экс-глава департамента имущественных отношений Минобороны РФ Евгения Васильева, которая сегодня является фигуранткой дела "Оборонсервиса".

            Мы подготовили письмо на имя нового министра обороны Сергея Шойгу со своей просьбой. Надеемся, что на этот раз мы будем услышаны и поняты.