В Марселе в конце ноября пройдут Петербургские театральные сезоны, на которых европейским зрителям покажут лучшие спектакли северной столицы России. С 2007 года организацией сезонов занимается директор-художественный руководитель петербургского государственного драматического театра "Приют Комедианта" Виктор Минков. В интервью "Интерфаксу" он рассказал о том, что покажет Петербург европейской публике в этом году, и поделился мыслями о проблемах "Приюта Комедианта", новых спектаклях театра и планах на будущее.
- Виктор Михайлович, расскажите, когда и как возникла идея проведения Петербургских театральных сезонов?
- Идея возникла в 2006 году и была поддержана тогдашними властями и Валентиной Ивановной Матвиенко. Идея настолько витала в воздухе, что было странно, что ее до этого времени никто не реализовал. Потом-то я понял, что реализовывать ее не так уж легко. Первый сезон состоялся в 2007 году в Праге. В следующем году был Берлин, затем Хельсинки, в 2010-м - Тель-Авив. А потом немного изменилась концепция, и мы стали проводить сезоны в городах-побратимах. Поэтому в 2011 году был Милан, это предмет нашей особой гордости, так как в течение 18 дней шесть спектаклей Петербурга играли на трех площадках знаменитого театра Пикколо. До нас там из российских театров выступали только Лев Додин, Петр Фоменко, Валерий Фокин и Анатолий Васильев. Именно там состоялась европейская премьера спектакля Додина "Три сестры". В прошлом году театральный сезон прошел в Дрездене, в этом году в Марселе - с 20 по 30 ноября.
Основная идея Петербургских театральных сезонов - масштабное представление петербургского театра на европейском и мировом направлениях. Есть несколько принципов сезона в рамках продвижения города: все спектакли идут на языке страны, куда мы едем. Это обязательная бегущая строка синхронного перевода. Делают это заранее, за год, лучшие синхронисты.
Когда мы начинаем готовить Петербургский театральный сезон, мы ориентируемся на мнение профессионалов там, на то, что интересно увидеть публике. Почему программа очень разноплановая? Например, Милан хотел некую комбинированную программу: и классика, и авангард. Кто-то говорит, что классика надоела. Поэтому программа выбирается в соответствии с пожеланиями принимающей стороны. Создается специальный совет, состоящий из режиссеров, критиков, который и определяет, что они хотят увидеть.
- Что касается сезона этого года, в чем его особенность?
- Если говорить о сезоне в Марселе, мы немного меняем формат в этом году. До этого мы представляли драматические и кукольные спектакли. В этом году мы расширяем нашу программу: 20 ноября в знаменитой Марсельской опере мы открываемся гала-концертом звезд петербургского балета. На сцену выйдут Ульяна Лопаткина, Владимир Шкляров, Юрий Смекалов, Виктор Лебедев, Оксана Бондарева - ведущие звезды Мариинского и Михайловского театров. На данный момент все билеты проданы - это 1800 мест.
- Какая будет драматическая программа сезона этого года?
- Мы покажем спектакль БДТ имени Товстоногова "Дама с собачкой". Кроме того, будут представлены: постановка Мастерской Григория Козлова "Женитьба Бальзаминова, или Грезы любви", спектакль театра "Русская антреприза Андрея Миронова" "Палата № 6". Завершит программу "Лир" театра "Приют Комедианта".
- Наверняка у Вас уже есть планы и на сезон будущего года.
- Есть замечательная идея провести сезон в Тбилиси, потому что там, конечно, петербургская культура востребована и любима. Сейчас ведутся переговоры о сезоне 2015 года - в Бургтеатре в Вене.
- Трудно представить, что до Вас никто не проводил подобные мероприятия…
- …потому что это вещь очень серьезная. Я смею сказать, что в Петербурге есть одна команда на прием, очень мощная - это Балтийский дом. Лучше команды Сергея Шуба в Петербурге нет: по масштабам, по тому, кого приглашают и как это делается. Смею заверить, что лучшей команды, чем мы, именно "на вывоз", то есть на экспорт, нет.
Работа начинается с нуля. Если все думают, что мы приезжаем, и нас ждут с распростертыми объятиями, то эти люди заблуждаются. Это совсем не так. В принципе задолго идут серьезные переговоры, мы должны выступать на серьезнейших площадках в тех странах, куда мы едем. Дальше начинается серьезнейшая логистическая работа, от бронирования отелей, авиабилетов, таможни. Задекларировать один спектакль - это почти сто страниц описи каждой детали декорации, костюмов. В общем, это колоссальная работа. Дальше это работа с принимающей стороной, с театром, мэрией города. Например, в Дрездене в прошлом году мы работали на четырех площадках в трех театрах. Это работа и по пиару, колоссальная работа с синхронистами-переводчиками. Они живьем смотрят спектакли, а не просто видео. Сейчас в Марсель выезжают 210 человек. Уже наработан опыт, все нюансы мы знаем.
- Все это делается на средства города?
- Да, это единственный масштабный фестивальный проект от Санкт Петербурга на экспорт, который финансируется правительством города. Конечно, денег никогда не хватает, их всегда мало. Мы постоянно ведем переговоры с авиакомпаниями и отелями, чтобы они делали нам скидки. Могу сказать огромные слова благодарности театрам, так как актеры работают не за гонорары. Театры сами решают, как премировать актеров за поездку. Они также получают суточные по нормам Минфина.
- Какие премьеры ждут зрителей "Приюта Комедианта" в новом театральном сезоне?
- Наш театр в рекламе не нуждается. Хотя наши последние сезоны были очень насыщенными: мы получили "Золотые маски" и "Золотые софиты", мы много ездили на престижные международные фестивали.
Этот сезон будет очень интересным. Только что мы выпустили премьеру по пьесе "Маскарад Маскарад" в постановке Семена Александровского, который ставит много в Москве и в Театре наций, в МХТ, приглашен на Таганку. Следующая премьера будет под Новый год. Это спектакль "Пигмалион" в постановке Григория Дитятковского, где заняты Владимир Селезнев, Галина Филимонова - артисты театра Льва Додина, неподражаемый Сергей Дрейден и другие замечательные артисты.
Будет также вскоре поставлен спектакль "Плавающие путешествующие" по роману Михаила Кузмина. Как раз сейчас проходит кастинг. Режиссер спектакля - Владислав Насташевс из Риги, поставивший уже три спектакля в московском "Гоголь-центре" у Кирилла Серебренникова и сейчас ставящий спектакль в Новом рижском театре Алвиса Херманиса.
Евгения Сафонова будет ставить у нас "Братьев Карамазовых" с молодой командой артистов "Этюд-театра".
- Если говорить о насущных проблемах Вашего театра, какие они?
- Проблема только одна - очень маленькое и старое помещение. Все разумные люди в городе понимают, что театру необходимо новое здание. На данный момент наша цель - отремонтировать старое помещение. Сейчас разрабатывается проект ремонта. Как говорится, у вкусной конфеты нет красивой обертки. Безусловно, для зрителя важен весь комплекс. Хотя люди, конечно, прежде всего, идут на спектакли и на творчество.
- Ремонт коснется только внутренних помещений?
- Да, при этом вместимость зала не изменится.
Есть один вариант, что город когда-нибудь примет решение по строительству нового помещения, как было принято решение по театру Льва Додина. Нужно искать "пятачок" в центре города и строить, потому что "Приют комедианта" стал брендом Петербурга.