Северо-Запад / Эксклюзив 24 ноября 2017 г. 13:26

Директор Русского музея В.Гусев: "Мы планируем завершить освоение территории музея к его 125-летию в 2020 году"

Директор Русского музея В.Гусев: "Мы планируем завершить освоение территории музея к его 125-летию в 2020 году"

В Русском музее традиционно работала одна из секций Международного Петербургского культурного форума "Музеи и выставочные проекты". Директор ГРМ Владимир Гусев рассказал в интервью "Интерфаксу" об итогах форума, подписании важных соглашений, а также реставрационных планах музея и предстоящем открытии Летнего дворца Петра I.

- Владимир Александрович, расскажите о самых важных итогах, наиболее интересных мероприятиях Культурного форума? Какие соглашения были подписаны?

- У нас, как и всегда, как и у всех музеев была обширная программа, подписан целый ряд очень важных соглашений. В частности, соглашение с одним из центральных музеев Токио - Фудзи. Мы давно с ними работали, делали ряд крупных выставок и вот теперь возобновляем сотрудничество. Эта программа будет долгой, она предполагает обмен выставками. Мы уже договорились об обмене первыми выставками на 2018-2019 годы, японское искусство будет у нас, русское искусство - в Японии.

Обсуждались проблемы сотрудничества с итальянскими музеями, которые хотят показывать свои вещи в российских музеях. Поскольку Русский музей – головной музей, мы готовы взять на себя функцию координатора этого проекта. Подписано соглашение о создании филиалов Русского музея, культурно-выставочных центров с министерством культуры Калужской области, Ханты-Мансийским автономным округом, с Калининградской областью, Республикой Коми. Будем сотрудничать с историческим музеем Москвы, а у них огромная замечательная коллекция, с Институтом культуры, который готовит кадры.

Кроме того, в Музее открыты 4 выставки, посвященные Революции. Это и "Дети страны советов", и "Искусство в жизнь", на которой демонстрируется декоративно-прикладное искусство, более 200 произведений, причем 80 процентов предметов показаны впервые. Это искусство первых десятилетий XX века, до и после Революции. И это не стереотипное представление, а необычное сочетание тех художников, которые жили в то время.

В итальянской Болонье 10 декабря открывается большая выставка, посвященная искусству в революции и революции в искусстве, от Репина до Кандинского, от Репина до Шагала, круг художников того времени, опять-таки нестереотипное представление.

Добавлю, что были полезные встречи и с руководством в сфере культуры Катара, Саудовской Аравии. Сейчас Восток проявляет интерес к русскому искусству, культуре. Есть проект сотрудничества с Шанхаем. Поэтому Культурный форум, конечно, полезен, в том числе и с точки зрения регионов. Мы обсуждали изменение стратегии развития наших виртуальных филиалов. Важно не преумножать их количество, а качественно этот проект должен меняться, внедрять новые технологии.

- Расскажите о ходе реставрации Летнего дворца Петра Первого. Когда планируется открытие? Будут ли продолжены работы?

- Реставрация Летнего дворца в основном завершена. Финансирование сократилось, поэтому в каких-то местах мы заменили реставрацию консервацией, например, майолики, изразцовых печей. Ткани мы пока оставили отечественные, использовали близкие образцы для минимизации расходов. Раньше были ткани зарубежного производства, ручной работы, но это очень дорого. То есть остались какие-то мелочи, сам дворец отреставрирован полностью. Он будет открыт для посетителей уже в следующий сезон, ближе к лету.

Выезжает Центральная военно-морская библиотека из Михайловского замка. Мы встречались с руководством Министерства культуры, говорили о проектах реставрации церкви замка и двух великолепных залов – Тронного и Воскресенского. Тогда мы полностью завершим реставрацию Михайловского замка.

- Какие выставки планируются в следующем году?

- В Малаге в феврале планируется огромная выставка искусства социалистического реализма. Большая выставка планируется в Болонье, там весь город становится центром по искусству рубежа XIX –XX столетий, институты, библиотеки и университеты вовлечены. У нас вообще очень большая выставочная деятельность на будущий год. Продолжается тема "Сага о Романовых" в Михайловском замке, будем рассказывать о Николае I, который незаслуженно и недостаточно известен. У меня у самого было превратное о нем представление. На самом деле, это был очень яркий период нашей страны в развитии и промышленности, и государства, и искусства. Выставки, посвященной ему и этому периоду, не было. Он отправлял путешествовать художников по всей России.

Мы также будем праздновать 140-летие со дня рождения Петрова-Водкина, подготовим яркую красивую выставку. Экспрессионизм в России – направление, которое тоже недостаточно известно, ему будет посвящена отдельная экспозиция. Еще будет очень интересная выставка хранящихся в музее огромных эскизов для Исаакиевского собора, которые не были осуществлены, - это и Брюллов, и Бруни. Мы покажем эти эскизы, сделаем электронный вариант, представим, каким мог бы быть Исаакиевский собор в альтернативном варианте.

И, конечно, это юбилей Семирадского. Семирадский и художники русской колонии в Риме XIX столетия – огромное количество вещей, которые никогда не показывались. Далее, Кульбин – 150 лет со дня рождения. К чемпионату мира по футболу будет выставка "Спорт, спорт, спорт", покажем много предметов из нашего собрания на тему спорта.

- В 2018 году исполнится 120 лет со дня открытия Русского музея. Что планируется к этой дате?

- Мы начнем подготовку к 125-летию Русского музея, которое будет уже в 2020 году. В 1895 году император Николай II подписал указ о создании музея. В 1898 году Русский музей после перестройки Михайловского дворца открыл свои двери для посетителей. Мы не будем устраивать празднование с шампанским и фейерверком, наша задача – завершить освоение той территории, которую мы мирным путем завоевали за последние 25 лет.

- Какие еще есть реставрационные планы?

- В каждом дворце остались какие-то фрагменты, которые надо успеть сделать, хотя все зависит от экономических возможностей правительства. Например, в Строгановском дворце есть замечательный физический кабинет, в Мраморном дворце - ряд помещений, в Михайловском замке, кроме парадных залов, есть примыкающие помещения, которые занимала Военно-морская библиотека. Мы помогаем перевозить их уникальный фонд, они получают замечательное здание на Васильевском острове с огромными возможностями. Тут примыкающие помещения графа Кутайцева, обер-фрейлены Протасовой, то есть целый комплекс помещений, где мы завершим реставрацию и будем завершать общую единую экспозицию. Мальтийская тронная - тоже красивый интерьер в Михайловском замке, небольшой, но пока еще не завершен. Интересного много, торопиться за счет потери качества не будем.

- Когда планируется открыть филиал Русского музея во Владивостоке? На базе чего он будет создан?

- На культурном форуме была встреча с президентом Владимиром Путиным, говорили о филиале во Владивостоке. Договорились о формате, обсуждали подготовку этого проекта. Насколько мне известно, приняли решение все-таки построить новое здание для трех крупнейших музеев России: Эрмитажа, Русского музея и Третьяковской галереи. Наверно, целесообразнее было бы объединить этот проект для того, чтобы сделать его достаточно быстро. Я был во Владивостоке, а во время Петербургского экономического форума встречался с руководством края, говорили о возможных адресах, порядке работ.

- Какого решения относительно Торопецкой иконы Божьей матери вы придерживаетесь?

- Икона осталась в музейном фонде, но исключена из коллекции музея. Поскольку был всплеск интереса к "Ангелу Златые власы" и по нему найдены компромиссные варианты, покидать свое место икона не будет. История Торопецкой иконы связана с теми же людьми, которые в свое время нарушили обязательства по ее возвращению, и мы поставили вопрос, чтобы икону вернули в коллекцию Русского музея. В принципе я готов обсудить и убеждать наших хранителей, что икона может вернуться на длительное хранение в тот собор (Торопецкий собор Корсунской Божьей Матери – прим. Интерфакса), в котором она исторически находилась, но была после революции изъята. Поэтому я не исключаю эту возможность, но реставраторы должны ее посмотреть. Насколько мы знаем, ее опять выносили просто на улицу, во всяком случае, были такие публикации. Так что будем продолжать диалог. Я был бы не против такого решения, но надо убедиться, что с иконой все в порядке.