Северо-Запад / Эксклюзив 20 января 2012 г. 12:38

Директор Северо-Западного института Президентской академии В.Шамахов: "Мы создали собственный бренд "4М", который поможет вузу выйти на новый качественный уровень"

Директор Северо-Западного института Президентской академии В.Шамахов: "Мы создали собственный бренд "4М", который поможет вузу выйти на новый качественный уровень"

Созданная еще в советский период вертикальная модель управления сегодня не работает на результат и не позволяет компаниям эффективно развиваться. В этом убежден директор Северо-Западного института Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (Президентской академии) Владимир Шамахов. О том, как вуз стремится внедрить современную систему управления, которая поможет институту выйти на новый качественный уровень подготовки своих студентов и слушателей, В.Шамахов рассказал в интервью "Интерфаксу".

- Владимир Александрович, ваш вуз стремится к новому качественному уровню подготовки управленцев, чиновников, какой результат вы хотите получить?

- Наш институт готовит управленцев для государственной власти и для бизнеса. От качества работы наших выпускников зависит доступность государственных услуг, их широта и соответствие нуждам граждан, эффективность работы организаций и предприятий, а, в конечном счете, благополучие нас с вами. Сейчас много говорят о том, какие плохие чиновники, жалуются и на непрофессионализм руководителей некоторых предприятий. Поэтому наша задача - подготовка управленцев нового типа, конкурентоспособных, отвечающих современным требованиям. Работа управленца, руководителя будет тогда эффективной, когда он будет владеть современными технологиями управления. Именно технологиям управления, социальным технологиям мы и обучаем. И у себя внедряем современный менеджмент - менеджмент управления качеством.

- Управлять качеством, значить создавать условия для его роста?

- Для эффективной работы любого предприятия или организации необходимо создать среду, которая будет мотивировать всех сотрудников к высокому качеству и результатам работы. Сейчас система управления переживает кризис - навыки и опыт, эффективный 20 лет назад, сегодня уже не работают. Вместе с тем, мировое сообщество нашло пути выхода из кризиса. Один из них - это система менеджмента качества, появившаяся во второй половине 20-го века в Великобритании. Наиболее успешные предприятия Европы выработали единый стандарт качества политики и концепций управления, результатом которого стал Total Quality Management или Всеобщее управление качеством. Это философия, которая распространяет идеи постоянного и непрерывного улучшения показателей качества работы на основе профессионального подхода (затраты на результат не должны превышать сам результат). Именно эта философия принята сегодня в бизнесе, и мы хотим взять ее за основу. Хочу, чтобы наш вуз стал первым, который сможет ее реализовать и в системе управления учебным заведением, и в системе подготовки наших выпускников. Когда эту систему удастся внедрить, тогда будущие чиновники и бизнес начнут говорить на одном языке.

- Какие шаги предполагает внедрение Total Quality Management?

- Первый шаг, который мы уже сделали, это оценка существующей структуры управления, выявление дублирующих функций, дисфункций. Мы провели глубокий анализ, отказались от решения неактуальных задач и сформулировали новые цели. Впереди еще несколько этапов. Структурирование системы управления, путем внедрения современных информационно-коммуникативных технологий, в частности электронного документооборота, а затем упрощение системы управления. Главный принцип - улучшения должны быть непрерывными.

- У вас огромный управленческий опыт, вы работали в органах власти нашего города и всей страны. Это помогло в определении подходов к модернизации вуза?

- Мы создали собственный бренд, включающий целую концепцию - "4М". Он стал для нас олицетворением философии всеобщего управления качеством. Четыре буквы М включают в себя составляющие, на которые мы ориентируемся: модернизация, мобилизация, мотивация, мировоззрение.

Модернизация - это новые подходы, как в образовательном процессе, так и в управлении в целом. Посредством мобилизации определенных ресурсов мы создаем инструменты и механизмы, которые позволят довести эти новые подходы до результата. А мотивация подразумевает заинтересованность всех участников процесса в конечном результате: студентов - в получении знаний, преподавателей - в качестве лекций, руководителей и сотрудников - в собственной эффективности.

Основополагающей я бы назвал четвертую М - мировоззрение. Мы должны разделять общую идеологию и слаженно работать на достижение общих целей. Не имея общего мировоззрения, даже самый маленький коллектив не сможет работать эффективно, результативно и современно. Над реализацией этой концепции мы сейчас и работаем.

- Вы запустили в институте проект "Лифт инноваций", какие надежды на него возлагаете?

- Необходимы свежие идеи для улучшения качества нашей работы. А идеи рождаются "внизу", среди студентов, преподавателей, выпускников и им трудно пробиться наверх. "Лифт инноваций" ломает все управленческие вертикали, позволяет напрямую направлять в мой адрес проекты и идеи, минуя все ступени отсева. Я убежден, что принять решение о полезности того или иного проекта может только первое лицо, руководитель, который владеет в целом всей ситуацией в организации. Сегодня я получил уже более 20 проектов, среди них и предложение по улучшению качества преподавания, созданию информационных каналов внутри вуза. Есть инициатива по созданию аутсорсинговой студенческой организации, нацеленной на помощь студентам и выпускникам в трудоустройстве, организации практик и т.д. Другая мысль связана с формированием инкубатора социальных проектов - наших студентов живо интересует волонтерская работа, у них много идей как помочь детским домам, социально незащищенным гражданам. Все проекты я просматриваю, оцениваю, встречаюсь и с их авторами. Многие проекты уже близки к реализации.

Так что "Лифт инноваций" - это механизм, который позволяет всем заинтересованным сторонам принять участие в модернизации вуза, способствует формированию того самого единого мировоззрения, без которого наш общий успех невозможен.