Летом 2013 года генеральный директор ОАО "Киностудия "Ленфильм" Эдуард Пичугин возглавил сообщество национальных кинотеатральных организаций "Киноальянс". О перспективах увеличения доли отечественных картин в прокате, повышения их конкурентоспособности, о соблюдении кинопрокатчиками законодательства о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений, ситуации на "Ленфильме" Э.Пичугин рассказал в интервью "Интерфаксу".
- Эдуард Анатольевич, не так давно вас избрали президентом профессионального объединения кинопрокатчиков России "Киноальянс". В чем видите основные задачи объединения?
- "Киноальянс" создан еще 9 лет назад. Планы у нас были грандиозные, и сегодня они обрели конкретику, содержание и актуальность времени. "Киноальянс" – единственное некоммерческое объединение, которое кроме вопросов внутреннего саморегулирования для кинопроката, кинотеатров, призвано справедливо защищать интересы и развивать эту отрасль. Если мы с вами внимательно посмотрим на киноиндустрию нашей страны, то поймем, что именно кинопрокат и есть тот экономический рычаг, который способствует развитию кино. Зритель "голосует" купленным билетом за просмотр фильма. Средства возвращаются обратно производящим кинокомпаниям и те инвестируют их на создание новых картин.
Пока государственное участие не очень велико, все сети развиваются коммерческим образом, и это порождает ряд нюансов в диалоге с главным регулятором - министерством культуры России, у которого с одной стороны пока нет своей сети кинотеатров, а с другой - ему необходимо в этом участвовать в этом секторе.
Долгое время у чиновников бытовало мнение, что кинотеатры – это что-то вроде частных коммерческих магазинов. Так считалось только потому, что не требовалось государственного участия в этом важном сегменте киноиндустрии. Государство всегда выступало в качестве главного продюсера отечественного кино. Поэтому может показаться, что кинотеатры находятся на периферии киноиндустрии. На самом же деле, и об этом свидетельствуют исследования аудиторов еще в 2010 году, именно сеть кинотеатров, инфраструктура кинопоказа является базой и основой для развития всей киноотрасли.
Кроме того, некоторые наши политики, вероятно в целях самопиара, а может в силу благих намерений, стали предлагать "убивать" кинотеатры. Но не напрямую, а ограничивая показ американских фильмов, пытаясь ввести квотирование. Эти однобокие меры приведут, прежде всего, к уничтожению существующей экономической модели, потому что кинотеатр - очень сложный и тонкий бизнес. Предложить и "продать" кино зрителю - это большое сложное дело.
Поэтому год назад мы стали собирать кинотеатры, которые по ряду причин не входили в "Киноальянс", в отдельную саморегулируемую организацию "Альянс развития киноиндустрии". И сейчас пытаемся объединить все кинотеатры в самое представительное кинотеатральное сообщество. Все понимают необходимость такого объединения, оно нужно для саморегулирования и для грамотного управления отраслью. Этот союз кинотеатров отчасти помощник министерства культуры в выработке взвешенных и оптимальных для отечественной киноиндустрии решений.
- Планирует ли объединение оказывать протекцию, вводить какие-либо льготы для отечественных картин?
- На сегодняшний день наши кинотеатры очень хорошо понимают и представляют лицо отечественного зрителя, его вкусы и социальный портрет. Кинотеатры заинтересованы в максимальной загрузке залов - каждодневно на всех сеансах. Очевидно и то, что российские картины, несмотря на то, что они дешевле и проще в производстве, чем голливудские блокбастеры, зачастую интереснее зрителю. Востребованность в хорошем российском продукте налицо. Поэтому как только появляются хорошие отечественные проекты, они сразу же занимают чуть ли не все прокатное пространство, и это здорово!
И сегодня в диалоге с продюсерами мы продолжаем говорить о важности сценария, от которого зависит много, если не все в будущей картине. Давайте вместе с пониманием отнесемся к запросам нашего зрителя, который через год придет смотреть вашу картину. И давайте уже со сценария ориентироваться на конкретную зрительскую аудиторию.
Благодаря росту сети кинотеатров растут и сборы от отечественных кинокартин. Когда появились первые мультиплексы, был дан старт развитию российского кинопроизводства, поскольку в одном зале показывали американские блокбастер, а рядом шла российская лента. Мы за то, чтобы российского кино было больше и качественно, и количественно. Что касается какого-то протекционизма, то он и так присутствует: со стороны некоторых продюсеров идет мощное продвижение российских картин. Так активно продвигает свои фильмы дирекция Первого канала.
Есть проект "Кино Сити", который поддержан правительством. Речь идет о создании сети кинотеатров в малых и средних городах при участии государства. Конечно, как только появляется государственное финансирование строительства кинотеатров и государственная киносеть, сразу же появляется возможность для административного ресурса в продвижении отечественных фильмов и некоего внутреннего квотирования.
Такая модель работает в Китае, который сейчас вышел на второе место в мире по бокс-офису (по кассовым сборам – ИФ) и уверено идет к первому. В этой стране успешно действует система квотирования, при прокате которого 60% занимает национальное кино.
- То есть вопрос определения минимальной доли отечественных картин в прокате должен решаться параллельно с вопросом повышения государственного участия?
- Абсолютно верно. Без государственного участия в инфраструктуре кинопоказа увеличивать количество квот затруднительно. Когда строится частный кинотеатр, ему необходимо расплачиваться с банком за взятый кредит, окупать свое существование. И в таких условиях кинотеатр просто не может себе позволить поставить в репертуар коммерчески менее сильную картину, потому что он связан финансовыми обязательствами.
- Сколько сейчас экранов в стране, каковы прогнозы на ближайшее будущее?
- У нас около 1,1 тыс. площадок. В некоторых один зал, в других (мультиплексах) располагается несколько залов, а общее количество экранов по всей стране не многим более 3 тыс. С 2003 по 2008 годы у нас был период интенсивного роста, когда активно развивались кинотеатральные сети, рос и бокс-офис. Позднее, после рецессии 2008 года, наметился некоторый спад и интенсивный рост замедлился.
Так или иначе, сегодня города миллионники кинофицированы. В малых городах, которых в России великое множество, зритель лишен возможности посмотреть кино в современном кинотеатре.
- Как кинопрокатчики будут соблюдать законодательство о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений и могут ли бороться с образом курильщика?
- Такого запрета нет, есть закон о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних. Он разъясняет, что нельзя показывать тот или иной продукт несовершеннолетним лицам. Так что если внимательно посмотреть на документ, то мы увидим, что здесь никто никого не ущемляет, а кинотеатру несложно выполнять эти требования.
Помните, какую дискуссию в свое время вызвал законопроект, обязывающий указывать возрастные ограничения: 12+, 16+, 18+ и так далее. "Неожиданно" этот закон начал работать. Дискуссия показывала, что это будет невероятно сложная проблема. Особенно пугались телевизионщики и рекламщики. Тем не менее, сегодня мы привыкли к значку с ограничением, дающим нам понять, на какую возрастную группу нацелена лента. Это не вызывает никаких сложностей, и мы не получаем никакого раздражения от красиво выполненного напоминания.
- Каковы шансы фильма "Сталинград" Бондарчука на получение "Оскара"?
- Картина создавалась буквально на наших глазах. Съемки происходили в Петербурге, в том числе и на Ленфильме. Очень рад за режиссеров, продюсеров, весь коллектив, принимавший участие в создании картины и горжусь, что ее выдвинули от России на соискание премии Американской киноакадемии. Картина получилась сильной и убедительной, как в свое время "9-я рота", это действительно международный проект: наряду с нашими кинематографистами работали американцы. В ней есть все, она никого не оставит равнодушной. Приятно, что достойная российская картина названа среди кандидатов соискания самой престижной кинонаграды, какой является "Оскар".
- Многократно обсуждался вопрос повышения конкурентоспособности отечественных фильмов. Есть ли потенциал у российского кинематографа и есть ли режиссеры, способные снимать ленты, не уступающие тем, что были в советское время?
- Конечно, есть, у нас много талантливых режиссеров. Конечно, им приходится тяжело, особенно если иметь в виду добывания финансирования. Голливуд за свою более чем вековую историю только наращивает свои мощности и силы. У нас же 20 лет назад случился структурный кризис: был практически ликвидирован институт подготовки кадров, ликвидирована система кинопроката и это сломало всю отечественную модель кинопроизводства в нашей стране. Только сейчас страна еле-еле из него выкарабкивается, из этого кризиса. Тем не менее, мы видим, что наших режиссеров, таких как Бекмамбетов, Михалков, Бондарчук да и других, ценят во всем мире. Я верю, что и золотая коллекция Ленфильма пополнится новыми названиями, именами и наградами. Студия возрождается, подрастает новая генерация талантливой молодежи, "после зимы наступает весна".
- Насколько благоприятна финансовая ситуация на Ленфильме и как она способствует этой "весне"?
- Ситуация на Ленфильме, слава Богу, выправляется. Во-первых, мы очень сильно постарались и ушли от операционных долгов. Продолжительное время, с 2007 года, студия постоянно генерировала ежемесячные убытки. Комплекс был огромный, а доход от кинопроизводства, наших услуг был недостаточным, чтобы просто оплатить счета за электричество и коммунальное хозяйство. Примерно с октября прошлого года мы эту ситуацию исправили, что помогло нам впоследствии укрепить все цеха и вернуть специалистов. Мы, наконец, завершили два из трех фильмов, которые студия должна была сдать в 2010 году - "Крылья" и "Дар" ("Моя бабушка ведьма"). Мы разработали новые проекты и получили решение на предоставление государственной субсидии по трем проектам: дебют Ильи Северова - "Трек", сказка режиссера Александры Стреляной "Самый рыжий лис" по произведению Гёте и фильм Сергея Снежкина "Контрибуция". Это сложно-постановочные, дорогие картины, в работе над которыми мы сможем задействовать наши мощности и специалистов. Потребуются мастера, умеющие применить сложный грим, аниматронику, построить декорации и создать специальные эффекты и т.д.
Сегодня инвестор может быть уверен, что все деньги, выделенные на кинопроизводство Ленфильму, пойдут исключительно только на кинопроизводство, а не на погашение текущих долгов или коммунальных платежей.
Завершаются формальности с получением кредита в 1 млрд 530 млн рублей от банка ВТБ. Причем кредит выделяется под 100-процентную госгарантию вместо первоначальной формулы 70% на 30%. В этом вопросе президент России пошел нам на встречу, но процесс оформления потребовал внесение изменений в нормативно-правовые акты, проведения большой юридической работы.
- В каком состоянии сейчас находятся павильоны Ленфильма? Какие существуют планы по ремонту и закупке оборудования?
- Как только будет открыта кредитная линия, мы сможем отремонтировать павильоны и другие рабочие помещения, что позволит студии принять в работу новые проекты. Мы приобретем самые современные камеры, осветительную технику и другое необходимое оборудование, которое теперь не придется везти из Москвы. Вся линейка кинопроизводственного оборудования будет сосредоточенна на Ленфильме.
Отдельное внимание уделим подготовке кадров. Ряд специалистов уже прошел повышение квалификации в Голливуде. Кредитные средства мы на эти цели тратить не можем, но нынешняя общая финансовая ситуация позволяет нам этому уделить внимание. Самое главное, за год студия не потеряла ни одного квадратного метра помещений и неуклонно совершенствуется и укрепляется. У нас почти вдвое увеличилось предоставление услуг, мы привлекаем новые проекты.
- Когда зрители смогут увидеть долгожданный фильм "Трудно быть богом"?
- Прокатом этого фильма будет заниматься Продюсерский центр киностудии "Ленфильм", так как весь фильм практически делался на нашей киностудии. В сентябре на выставке Киноэкспо мы представили трейлеры фильма "Трудно быть богом", производит впечатление каждый его кадр - это произведение искусства.
13 ноября планируется показ картины "Трудно быть богом" на кинофестивале в Риме, а сейчас мы решаем, сразу же выпускать картину в широкий прокат в России, либо немножко перенести сроки, чтобы не создавать конкуренции с другими проектами. Сейчас мы как раз обсуждаем этот вопрос с кинотеатрами. Но в любом случае встречи с последней работой великого мастера ждать осталось не долго.