Рост нового бизнеса компании "Балтийский лизинг" по итогам девяти месяцев 2019 года составил 27%, что существенно выше как показателя рынка в целом, так и очищенного от влияния сделок в авиа и железнодорожном сегменте. О том, какие тенденции фиксирует компания, о цифровизации бизнеса и высокорискованных сегментах лизинга в интервью агентству "Интерфакс Северо-Запад" рассказал генеральный директор "Балтийского лизинга" Дмитрий Корчагов.
- Дмитрий Викторович, какую динамику нового бизнеса зафиксировала компания по итогам января-сентября текущего года?
- Мы растем не только быстрее рынка, но и с опережением наших планов и ожиданий: объем нового бизнеса составил 39,4 млрд рублей, обеспечив прирост 27% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В этом плане мы смотримся очень хорошо, так как за этот же период, если брать отрасль в целом, прирост составил меньше 1% (по данным RAEX). Практически нулевой прирост к аналогичному периоду 2018 года объясняется отсутствием крупных сделок, предметом которых становился железнодорожный и авиатранспорт, а эти сегменты составляют значительную (до 40%) часть общего объема нового бизнеса, такова специфика лизинговой отрасли в России. Но если очистить статистику от крупных чеков, то рынок в январе-сентябре вырос примерно на 20%, и мы находимся в десятке лидеров.
- В каких сегментах фиксируется наибольший рост?
- Традиционно наибольшее число заявок от клиентов мы получаем в сегментах автотранспорта, дорожно-строительной и сельскохозяйственной техники, также популярностью пользуется лизинг машиностроительного и металлообрабатывающего оборудования. При этом рост обеспечивают не объемы продаж техники, а проникновение лизинга в продажи. Положительная динамика отмечается во всех сегментах: по легковым автомобилям достигнуто значение в 10%, растет доля и по грузовому транспорту, и надо помнить о том, что речь идет о продажах юридическим лицам.
Приведу пример: объем сделок по грузовикам DAF за три квартала вырос на 38%, а объем сделок по BMW за тот же период увеличился на 91%. То есть мы можем сказать, что сейчас лизинг завоевывает все более серьезную долю в продажах дорогостоящего имущества, и это ожидаемая тенденция - на западном рынке показатель проникновения лизинга в продажи существенно выше.
- Фиксирует ли "Балтийский лизинг" новые тенденции на рынке?
- На сегодня мы можем назвать две основных тенденции. Первая - это развитие сервиса, связанного с объектом лизинга. Все больше и больше лизингодателей, особенно первой десятки лидеров рынка, а также тех, кто работают с розничным сегментом, начинает продавать сервисы своих партнеров. Техническое обслуживание автомобилей, хранение резины, регистрация транспорта, помощь на дорогах, топливные карты - все это может быть включено в графики лизинговых платежей при заключении договора. Идет смещение в сторону Европы, где крупнейшие лизингодатели до 20% своей выручки уже получают от продажи сервиса и услуг. Второе направление - это цифровизация, на которую европейские компании тратят огромные средства. На ежегодной европейской лизинговой конференции, например, озвучивались объемы бюджетов крупных европейский лизинговых компаний на цифровизацию - до 400 млн евро в год. При этом они могут себе позволить списать в убыток до 100 млн евро ошибочных или неэффективных инвестиций. Именно в цифровизации мы видим большой потенциал роста.
Наша компания за последние три года реализовала несколько важных проектов в этом направлении. В прошлом году "Балтийский лизинг" внедрил многоканальную поисковую систему в автокаталог (она позволяет быстро найти нужную машину в ближайшем к клиенту салоне и в два клика рассчитать стоимость). Также мы разработали страховой калькулятор, с помощью которого наши сотрудники за считанные минуты находят для клиента самое выгодное предложение по страхованию и делают расчет, кроме того, мы запустили личный кабинет для партнеров и клиентов, в котором отражена вся необходимая информация о сделках, об этапах рассмотрения заявки в режиме online.
- Как в компании обстоят дела с электронным документооборотом?
- Отдельные операции мы освоили достаточно давно, например, для клиентов, которые используют электронный документооборот, мы направляем счета-фактуры в системе Диадок. И это направление в нашей компании продолжает развиваться: в текущем году мы подписали первую online-сделку, отлаживаем этот инструмент, впереди еще много работы, например в части организации процесса с использованием электронной подписи со стороны клиента.
Но при всем желании как можно быстрее внедрить такие инструменты, в первую очередь, необходимо обеспечить их комплексную функциональность, продумать детали. Так, например, введение электронного ПТС в предложенном государством варианте создало больше проблем, чем потенциально могло решить. Получился абсолютно нерабочий инструмент, который еще меньше, чем при работе с бумажным паспортом, защищает собственника от мошеннических действий: покупатель не видит историю продаж приобретаемого транспортного средства. Сейчас, к сожалению, продолжается межведомственный спор, на чьей площадке будет развиваться этот инструмент, а к рекомендациям профессионалов, среди которых активно выступают эксперты Объединенной лизинговой ассоциации, до сих пор никто так и не прислушался.
- Не повысился ли интерес у профильных компаний к лизингу пассажирского транспорта на фоне грядущей транспортной реформы Петербурга?
- Скорее нет. Представители отрасли, к сожалению, научены горьким опытом, и непонятно, можно ли верить громким заявлениям. Посмотрим, как ситуация будет развиваться. Нет проблемы в том, чтобы купить и поставить в город автобусы, сложность получить потом от властей деньги. "Балтийский лизинг" участвует в подобных тендерах, когда речь идет о допустимых рисках с небольшой партией автобусов, около 50 единиц. Но если раньше тендеры разыгрывались по поставщикам - то есть город выбирал поставщика, потом лизингодателя, - то сейчас тендеры проводятся исключительно среди лизинговых компаний. То есть мы должны прийти на тендер со своим поставщиком, и не только купить технику, но и все риски, связанные с гарантийным обслуживанием, невыходом на линию по какой-то причине, взять на себя. Мы готовы участвовать в этой реформе, но не в первых рядах, особенно когда речь идет о миллиардных вложениях.
- Планирует ли "Балтийский лизинг" работать в сегменте каршеринга и такси?
- Сегменты каршеринга и такси, действительно, можно назвать драйверами роста, в них интересно работать, но проблема в том, что в настоящее время каршеринговые компании только тестируют свои модели и, например, в Москве по нашей информации все эти организации убыточны. Сейчас они демпингуют, люди, оценившие удобство сервиса, начинают привыкать и пользоваться каршерингом не меньше, чем такси. Каршеринговые компании борются за долю рынка, и в какую из них инвестировать, не очень понятно, а нам нужны стабильные лизинговые платежи. Неизвестно, как долго каршериновые компании будут в убытке, как долго они будут бороться за долю рынка и кто из них выживет... Соответственно, выбор партнера на этом рынке - сложная задача. Мы пока не обладаем достаточной экспертизой, чтобы понять, какая модель победит.
С такси ситуация аналогичная, нет однозначно устоявшихся успешных моделей - все парки очень разные. Тем не менее, учитывая объемы, этот сегмент просто игнорировать нельзя. Мы внимательно следим за развитием и каршеринга, и рынка таксомоторных услуг, встречаемся с клиентами, систематизируем свои знания об отрасли, формируем компетенции, проводим пилотные сделки.
- Были ли с начала года сделки по принципиально новому для "Балтийского лизинга" оборудованию (например, буровому)?
- Нас сложно удивить какой-либо заявкой, на сегодня у нас в портфеле все оборудование делится на 34 типа. Что касается бурового оборудования, разумеется, мы с ним работаем, не так давно мы профинансировали крупную мобильную буровую установку. Кроме того, в числе последних согласованных договоров - сделка с компанией, которая занимается геофизическими исследованиями, они приобретали оборудование для контроля устьевого давления в скважине - установку "NOV Elmar".
Работаем также и с оборонным комплексом: клиент, занимающийся разработкой, испытанием и производством мобильных радиостанций, а также оснащением радиоаппаратурой командно-штабных машин, приобретал настольные источники питания постоянного тока KEYSIGHT TECHNOLOGIES. Назначение - тестирование, диагностика неисправностей и контроль качества деталей. В этом же году финансировали для клиента покупку оборудования для создания герметичной упаковки с помощью полиуретановой пены. Мы универсальная компания, и в нашей практике много очень необычных, даже уникальных проектов.
- Что нужно лизинговым компаниями, чтобы они могли составить конкуренцию банкам?
- Лизинг - инвестиционный вид деятельности, который способствует обновлению предприятий, он должен получать поддержку от государства. Мы финансируем не только приобретение автомобилей, порядка 40% нашего портфеля - это спецтехника и оборудование. Мы бы хотели, чтобы государство отменило НДС с лизинговых платежей для физических лиц, и тогда мы, как и многие европейские компании, зашли бы на рынок физических лиц и очень успешно конкурировали бы с банками. В этом случае лизинговые компании легко смогли бы обогнать банки по количеству сделок, поскольку дают колоссальные скидки на продажи легковых автомобилей. Кроме того, мы, во-первых, сравнялись бы по ставке с некоторыми банками, а во-вторых - предоставляли бы полный спектр сопутствующих услуг.
- Каков прогноз по росту нового бизнеса на российском рынке лизинга до конца текущего года?
- Думаю, что показатель будет в районе 1,35-1,4 трлн рублей. Замедление темпов роста, безусловно, налицо. Клиентская база в основном не растет, а перераспределяется, предприятия не переоснащаются, осуществляется очень осторожная инвестиционная политика. Идет перехват клиентов друг у друга, и мы с этим сталкиваемся. Вместе с тем, ценовая политика государственных лизинговых компаний в розничном сегменте очень конкурента, и давит на независимых игроков довольно сильно. Но мы имеем запас прочности, поэтому конкуренции не боимся.