В мае текущего года фармацевтическая компания "Биокад" объявила о реализации проекта по созданию производства в финском городе Турку, зарегистрировала свои препараты в Гондурасе и продолжает вести переговоры по локализации в ряде стран Африки. О том, почему для выхода на рынок Европы была выбрана Финляндия, о перспективах поставок препаратов в другие страны дальнего зарубежья и сложностях в российской фармацевтичской отрасли в интервью агенству "Интерфакс Северо-Запад" рассказ генеральный директор и основатель "Биокада" Дмитрий Морозов.
- Дмитрий Валентинович, недавно компания анонсировала свой новый проект в финском Турку. Какова его основная цель?
- Основная задача – начать работать с европейским регулятором. Работа с ним определяет основной барьер для входа на рынок ЕС. Для нас необходимо в этом проекте совместно с университетом Турку, который является одним из лидеров в сфере биомедицинских исследований, выстроить отношения с регулятором, как с точки зрения регистрации текущих препаратов, так и с точки зрения вывода на рынок новых перспективных молекул. Мы очень хорошо понимаем те правила, которые есть в Евросоюзе, но при более плотном взаимодействии всегда появляются некоторые нюансы. И чтобы разговаривать с регулятором на одном языке, необходимо присутствовать на территории ЕС через дочернюю компанию с полной координацией и кооперацией с ведущими европейскими университетами. Это дает возможность в тесном контакте обсуждать вопросы вывода новых современных препаратов на рынки Европы. Все остальное – это спокойная работа, рассчитанная не на один год.
У нас очень хороший портфель. После работы по взаимодействию с регулятором будут понятны сроки и объемы производства в рамках проекта в Турку, но мы уже определили основные параметры того, что должно быть с точки зрения производства и регуляторных документов. Финляндия – это референсная страна. Препараты, зарегистрированные на ее территории принимаются практически на всей территории ЕС при помощи дополнительной регистрации. На первом этапе мы видим интерес в децентрализованной процедуре подачи документов: пойдем не через центральные офисы, а через локального регулятора с целью определить наиболее интересные для "Биокада" рынки.
- Почему именно Финляндия?
- Есть традиционные кооперационные связи. Петербург и Турку побратимы, там очень хорошо восприняли наш проект. Немаловажна и территориальная близость.
- Не планируется ли реализовывать аналогичную схему в США?
- У нас есть своя компания в Бостоне. Примерно в таком же ключе она взаимодействует и с американским регулятором, это традиционная схема. Наших препаратов на американском рынке пока нет, но мы работаем с консультантами, которые помогают нам готовить досье. Выход на американский рынок возможен не ранее, чем через пять лет, но в фармацевтике всегда примерно такие сроки.
- Как продвигается работа по выходу на рынок Японии?
- Мы находимся в стадии переговоров с нашим японским партнером (Nippon Kayaku Co - ИФ), который ведет дискуссии с регулятором на предмет определения параметров и объема тех клинических исследований, которые нам надо будет сделать при выводе препаратов. Это тоже примерно четыре-пять лет.
- На какие еще рынки планируете выходить?
- У нас идет более 160 регистрационных процессов в разных странах мира. Недавно получили регистрационное удостоверение в Гондурасе, скоро будем поставлять препараты в Гондурас. Есть один интересный момент: ситуация на российском рынке складывается неординарно, и получается, что многие препараты выгоднее продавать на экспорт, чем внутри страны. Эта ситуация, я абсолютно убежден, создана искусственно и не отражает рыночной конъюнктуры. Не исключаю, что мы будем больше поставлять на экспорт, чем на внутренний рынок.
- Почему складывается такой дисбаланс?
- Рынок носит спекулятивный характер в самом худшем понимании. Налицо откровенный демпинг со стороны иностранных компаний, который используется для того, чтобы отечественные компании не имели возможности финансироваться с рынка. Такая ситуация была, например, в Турции. С одной стороны государство там осуществляло жесткий прессинг собственных производителей с точки зрения снижения цены, с другой стороны поднимались цены на китайскую субстанцию, из которой производились препараты. И фактически фармпроизводители были выведены на очень низкий уровень рентабельности, и у них иссяк источник для развития, а на экспорт они не успели выйти. Из-за этого произошло затухание фармацевтической промышленности.
- Работает ли компания с органами власти, чтобы изменить эту ситуацию?
- И с Минпромторгом России, и с ФАС. К сожалению, ФАС пока не реагирует на наши обращения, но, думаю, в самое ближайшее время сделаем еще несколько попыток привлечь их.
- Как продвигаются проекты по локализации препаратов "Биокада" в других странах?
- Первый интересный опыт у нас был в Марокко (с Sothema Labs - ИФ), и там мы уже практически завершили проект. Смотрим еще на ряд стран Северной Африки, идут переговоры с Египтом, Алжиром, в нескольких странах Латинской Америки. Это общая тенденция: практически любое правительство заинтересовано в создании своих локальных игроков. Многие заинтересованы в трансфере российских технологий и получении опыта производства сложных препаратов.
- А как идет проект расширения мощностей в Петербурге?
- В ОЭЗ (особой экономической зоне - ИФ) мы все застроили, сейчас город нам выделяет еще 9,5 га в промзоне "Пушкинская". Все достаточно быстро происходит с точки зрения административных вопросов – выделения земли, согласований и так далее. Частично на этот проект будет распространяться специальный инвестиционный контракт (СПИК). Но СПИК для нас в большей степени представляет интерес с точки зрения сохранения налоговых требований - мы хотим стабильности с налоговым регулированием.
- Над какими новыми препаратами в настоящее время работает "Биокад"?
- Сейчас фокусируемся в области онкоиммунологии. Потому что мы видим, что это будет та отрасль, где будут рождаться "блокбастеры". Человечество накопило достаточно большой объем знаний по проблеме взаимодействия иммунной системы человека с опухолевыми клетками. И эти знания позволяют сейчас только приоткрыть данное направление, но даже сегодняшние результаты просто фантастические.
- Стоит ли перед компанией вопрос привлечения сторонних инвесторов?
- На данном этапе развития в этом нет смысла. Мы за три года выросли в два раза, поэтому пока в привлекать новые инвестиции и новых инвесторов не планируем.