Губернатор Архангельской области И.Орлов: "Освоение Арктики – одна из первоочередных задач Поморья"

С момента назначения Игоря Орлова губернатором Архангельской области прошло 100 дней. О своем видении проблем и перспектив региона, роли области в освоении Арктики, новых "точках роста", которые дадут импульс экономике Поморья, планах по развитию Соловецкого архипелага в интервью агентству "Интерфакс Северо-Запад" рассказал глава региона И.Орлов.

Губернатор Архангельской области И.Орлов: "Освоение Арктики – одна из первоочередных задач Поморья"

- Игорь Анатольевич, сразу после назначения губернатором вы заявили об амбициозной цели вывести Архангельскую область в число передовых регионов. Как собираетесь ее достигать?

- Нам необходимо определить направления развития региона, которые позволят двигаться вперед. Это будет не общая стратегия, а стратегия с конкретным прикладным набором действий, с разработкой дорожных карт по всем отраслям: в освоении Арктики, развитии лесного комплекса, дорожного строительства, сельского хозяйства.

Нам нужны системные управленческие решения во всех отраслях. На первом плане – энергетика. После прихода в Архангельск газа нашей основной задачей станет исключение из экономики Поморья привозного топлива. Продолжать поставки дорогостоящего мазута и угля – значит, разрушать экономику региона.

Одной из первоочередных задач, определяющих социально-экономическое положение Поморья, станет освоение Арктики. Не менее важно создать городскую агломерацию "Большой Архангельск", объединяющую самые крупные города региона Северодвинск, Новодвинск и областной центр. Еще одно приоритетное направление - Соловки.

Подняться региону с колен помогут инвестиционные проекты. Пять из них вошли в перечень приоритетных в Северо-Западном федеральном округе. Так, скоро областной центр откроет новые воздушные ворота: до 2015 года будут модернизированы аэродромный и топливно-заправочный комплексы аэропорта "Архангельск", построен новый пассажирский терминал. Это стратегический шаг по укреплению транспортной системы региона, по освоению Арктики. В первоочередных планах правительства модернизация Соловецкого и Котласского аэропортов, а также портов в Архангельске и в Онеге.

Не так давно у меня прошла встреча с российско-норвежской компанией – инвесторы предлагают построить в Няндоме завод, выпускающий черные пеллеты: это уникальный энергетически ценный биоуголь, который можно производить из любой древесины, хранить даже под открытым небом, а использовать в любых угольных котельных. Уже разрабатывается проектно-сметная документация. Единственное, что просят бизнесмены - гарантии на 10 лет по поводу поставки сырья. Мой губернаторский срок очерчен пятилеткой – пятилетку я им пообещал.

- Какие сложности видите на пути к "экономическому чуду" Поморья?

- В Архангельской области было запущено великое множество проектов. Именно запущено, а не сдано. Инициированные мною проверки выявили нарушения федерального законодательства и даже мошенничество. Посмотрите: почти 52 млн рублей бюджет региона не смог вернуть в результате банкротства компании "Вертикаль", возводившей спортивный центр на стадионе "Труд". На областной больнице по актам работы оплачены на 1 млрд 19 млн рублей, в то время как выделено более 1 млрд 126 млн рублей. В Подюге при строительстве школы канули в лету миллионы рублей, несмотря на это бюджетные средства подрядчику продолжали перечисляться.

Спорткомплекс в Североонежске, косторезное училище в Ломоносово сколько еще придется строить? Архангельская область так и не выполнила ряд обязательств по отношению к Газпрому (большей частью они касаются строительства разводящих путей газопровода). К очередному Дню Победы не достроены ветеранские дома в Каргополе. В поселке Октябрьском шифер на крыши домов социального квартала положен без рубероида, на Соловках асфальт - без подложки. В Вельске семьи с маленькими детьми заехали в новые дома молодежного квартала, в которые подрядчик не подвел воду и газ. Таких примеров в регионе – десятки!

Кроме того, новое областное правительство получило в наследство нарастающий дефицит бюджета, снижение активности бизнеса в регионе, разорванность производственных цепочек, когда производитель не может найти покупателя и наоборот.

Прежде всего, нам очень важно закончить то, что не достроено, или выполнено некачественно. По отношению к недобросовестным подрядчикам принимаем кардинальные меры вплоть до расторжения государственных контрактов и проведения новых конкурсных процедур.

- В начале своей деятельности вы заявляли, что не планируете менять сенатора. Однако смена произошла. Вместо генерального директора Соломбальского ЦБК Николая Львова на этот пост пришел представитель "Группы Илим" Константин Добрынин. Чем вызвана рокировка?

- Я воспользовался своим правом заменить представителя правительства области в Совете Федерации Федерального Собрания на срок моих полномочий, подписав указ о назначении на эту должность Константина Добрынина. Константин Эдуардович долго и успешно работал в Коряжме на Котласском ЦБК. Он проявил себя как профессиональный юрист, у него четкое представление о том, что сегодня необходимо области в рамках законотворческой деятельности Совета Федерации. Уверен, что Константин Добрынин справится с поставленными задачами.

- Не так давно вы ввели должность заместителя губернатора по развитию Соловецкого архипелага. В истории Поморья это прецедент - отдельный заместитель будет заниматься вопросами развития небольшой территории. Рационально ли это?

- К сожалению, прежде архипелагом занимались по остаточному принципу, ведь постоянных жителей там всего-то 800 человек. Между тем объект всемирного наследия ЮНЕСКО должен стать зоной особого ежедневного внимания. И контроля, если хотите: Соловки ожидают серьезные экономические изменения. На развитие архипелага выделены и государственные средства, есть крупные пожертвования частных лиц. После ряда консультаций в администрации президента страны и личной беседы с патриархом Кириллом я пришел к выводу, что на Соловках необходимо представительство губернатора, которое постоянно, системно, комплексно влияло бы на все сферы жизни архипелага.

Соловецкий архипелаг требует целевой работы: необходимо проводить генеральную застройку поселка Соловецкого, развивать ЖКХ и энергетику, музейный комплекс, определить точки взаимодействия с русской православной церковью. И делать это нужно так, чтобы не нарушалось тонкое духовное и природное равновесие уникальнейшего архипелага.

- Соловки являются частью Архангельской области. Вместе с тем основной туристический поток на острова идет через Карелию, а туроператоры даже называют Соловки жемчужиной республики. Возможно ли использовать туристический потенциал архипелага в интересах Поморья и местных туркомпаний?

- Для Соловков мы планируем приобрести грузо-пассажирское или пассажирское судно. Это позволит наладить регулярное морское сообщение архипелага с областным центром, что очень важно как для местных жителей, так и для туристов.

Кроме того, есть предложение включить в так называемую Соловецкую программу развитие территорий летнего берега Белого моря, турбизнеса, Онежского порта. А это означает, что, к примеру, один из туристических маршрутов на архипелаг мог бы пролегать через Кий-остров, который стал местом чудесного спасения Патриарха Никона.

- Архангельск позиционирует себя как "ворота в Арктику". Вместе с тем платформа Приразломная приписана в Ненецком округе, Штокмановский проект ориентируется преимущественно на Мурманскую область. Почему так получается?

- В одиночку освоение Арктики не потянуть ни Архангельску, ни Мурманску, ни Ямалу. Связь, системный мониторинг, многопрофильное обслуживание месторождений и сложных технических комплексов: работы хватит всем! Я считаю, что у нас вполне понятная перспектива – создание инфраструктуры по поддержке и эксплуатации полярных месторождений.

Возможностей у Архангельска не меньше, чем у Мурманска. К ним относятся исследования Северного (Арктического) федерального университета (САФУ), сервисное обслуживание арктических работ северодвинскими предприятиями. Формируется портфель конкретных бизнес-проектов. Могу сказать, что к уже известным, по развитию Севморпути и строительству Белкомура, добавится создание отдельной эскадрильи арктической авиации, которая сможет обеспечивать суда во время высокоширотных экспедиций.

Архангельский центр Русского географического общества получил федеральный грант на первый в истории России научно-образовательный проект "Плавучий университет". В нем будут задействованы ведущие научно-исследовательские институты Росгидромета, Северное управление гидрометслужбы, САФУ.