Ленинградская область активно развивает транспортное сообщение в регионе, модернизирует причальную инфраструктуру, проводит работу по строительству газопроводов и водоочистных сооружений. Кроме того, этим летом регион принимал участников Чемпионата мира по футболу. О строительстве мостов через крупные водные артерии, наследии ЧМ, а также о своей инициативе по ограничению в регионе продажи алкоголя в интервью "Интерфаксу" рассказал губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко.
- Александр Юрьевич, вы всегда были открытым политиком и в общении с жителями, и с журналистами. Но недавно вы еще завели аккаунт в Instagram. С чем это связано?
- Отмечу сразу: губернатор Ленинградской области - не smm-щик и не человек, стремящийся выложить в сеть каждый свой шаг. Я всегда с готовностью отвечаю на вопросы представителей средств массовой информации, два раза в месяц провожу прямые телефонные линии, а при выезде в районы в моем рабочем графике обязательно есть встречи с людьми. Но в какой-то момент я начал понимать, что наряду с телефонным и личным общением нужно обязательно использовать интернет, поскольку определенной части ленинградцев проще узнавать правдивую информацию о деятельности главы региона через социальные сети. И уже первые недели подтвердили, что аккаунт оказался востребованным, жители Ленинградской области не только подписываются на мою страницу и отмечают фотографии, но и активно комментируют. Так что теперь я работаю не по 12 часов, как раньше, а по 16, потому что до поздней ночи отвечаю на обращения земляков.
У меня нет команды политтехнологов, которые пишут тексты за меня, и я сам принимаю решение о том, какое событие стоит осветить в инстаграме, а какое - нет.
- Поэтому вы и о своей инициативе по ограничению продажи алкоголя сообщили именно в сети?
- Именно так, и 99% моих подписчиков меня поддержали, потому что обилие магазинов-кафе, где спиртным торгуют круглые сутки, беспокоит жителей как больших городов, так и небольших поселков. При этом подчеркну: я понимаю, что моя инициатива не искоренит тягу определенной части населения к выпивке, моя задача - чтобы круглосуточные "точки" не мешали нормальной жизни обычных граждан, и чтобы по ночам, когда ослаблен контроль, не реализовывался контрафакт. Вы же понимаете, что когда в доме есть магазин, где можно "догнаться" в любой момент, он становится сомнительным местом притяжения. И в инстаграме мне прислали много подобных адресов и жалоб на шум под окнами, пьяные драки. Законодательная инициатива призвана ограничить этот "бытовой беспредел".
Я предлагаю ограничить время продажи алкоголя в заведениях, расположенных в жилых домах, в кафе и рюмочных- 22 часами, в ресторане или баре - 23 часами. Если же это отдельно стоящее здание - 23 и 24 часами соответственно. Правда, впереди еще предстоят дискуссии в Законодательном собрании, так что, возможно, окончательная норма может быть скорректирована. Но круглосуточной продажи спиртного точно не будет!
- А как планируете поступить с магазинами, торгующими алкоголем рядом с социальными учреждениями?
У нас существует норма "от и до", но, как правило, разрешения выдаются по минимальному варианту - 25 метров. Мое же предложение, чтобы в условиях компактной застройки минимум составлял 50 метров, в остальных случаях - 75 метров. Мы уже обсудили эти нормы и с полицией, и с прокуратурой, и их руководители меня поддержали. Потому что через тот же инстаграм ленинградцы прислали мне несколько фотографий, когда вход в детский сад и магазин "24 часа" - это практически соседние двери.
- В Ленинградской области объявлен тематический год туризма. За прошедшие месяцы в регионе построено два причала для многопалубных судов, тем не менее, реки - это не только туристическо-транспортные артерии, но и сложно преодолимые препятствия при строительстве мостов. В частности, давно нужны современные мостовые переходы в Киришах и Подпорожье. Есть ли подвижки в этих вопросах?
- Такие судоходные реки, как Нева, Волхов и Свирь - это богатство, а Ленинградская область - транзитный регион, и реки - те же артерии, по которым можно перевозить грузы и прокладывать маршруты для туристов. Обидно же, что многопалубные теплоходы по пути на Валаам или в Москву на протяжении многих лет не заходили в Старую Ладогу или не делали остановку в Свирьстрое. Когда началась реконструкция моста через Волхов в районе Юшково я просил Минтранс поднять новую переправу так, чтобы под ней могли проходить теплоходы. Это был первый шаг для открытия Древней столицы Руси для водных туристов.
Предварительная оценка стоимости мостов в Киришах и Подпорожье - 10 млрд рублей. Для регионального бюджета сумма неподъемная, так что мы рассчитываем на федеральное софинансирование и параллельно прорабатываем варианты заключения концессионных соглашений с участием частного капитала. По мостовому переходу через Свирь есть поддержка премьер-министра страны Дмитрия Медведева, по киришскому мосту областной комитет по дорожному хозяйству корректирует проектную документацию, и надеюсь, что контракт на строительство в следующем году будет заключен.
- Ленинградская область по площади - солидная европейская страна. И вопросы транспортного сообщения актуальны как для логистического бизнеса и туристов, так и для жителей региона. Обсуждаются ли сейчас новые транспортные проекты с Минтрансом, РЖД и правительством Петербурга: скоростные электрички, новые маршруты, поставка на линии нового подвижного состава?
- Да, вы правы, нам следует использовать опыт Европы, где благодаря высокоскоростным поездам население очень мобильно. Преимущества быстрого передвижения из Выборга, Луги, Тосно и Тихвина в Санкт-Петербург пассажиры уже оценили, и думаю, будет правильно, чтобы такая возможность была во всех столицах наших районов. Благодаря "псковской" "Ласточке", жители города и области получили дополнительную возможность быстро добираться до Гатчины и Луги, и мы прорабатываем вариант пуска электрички в Сертолово. Как альтернатива для этого города рассматривается запуск скоростного трамвая, который мы бы также хотели пустить в Кудрово и Всеволожск.
- Александр Юрьевич, осень - традиционно горячая пора для энергетиков: скоро начнется отопительный сезон. И традиционно возникает вопрос, каков на сегодняшний день уровень газификации Ленинградской области? Как реализуется в регионе соглашение с "Газпромом"?
- Газ - более дешевое, экономичное и экологичное топливо, чем уголь и мазут, и мы стремимся, чтобы газифицирована была вся Ленинградская область. Пока уровень газификации региона достиг 70%. Тем не менее, при реализации на нашей территории таких проектов, как "Северный поток" и "Северный поток-2" мы не должны быть просто транзитером: жители городов и поселков вполне справедливо хотят почувствовать, что благодаря "трубе" и их жизнь стала комфортнее. К примеру, при строительстве завода СПГ в Приморске, который должен быть запущен до конца 2018-го года, одним из условий была договоренность о том, что часть произведенной продукции с помощью газовозов будет поступать областным потребителям.
Что касается нашего сотрудничество с ПАО "Газпром", то оно продолжается в штатном режиме. В рамках программы газификации на территории Ленинградской области ведется строительство газопровода-отвода к Приозерску, выполняются работы по 41 межпоселковому газопроводу.
- Еще один актуальный вопрос из сферы ЖКХ - модернизация объектов водоснабжения и водоотведения. Почувствовали ли уже потребители эффективность работы объединенного водоканала?
- Качество питьевой воды напрямую связано со здоровьем жителей. К сожалению, по нашей оценке, последние лет тридцать никто в регионе серьезно этой проблемой не занимался, и сегодня мы начали очень непростую работу по изменению качества питьевого водоснабжения и также обеспечению надежности объектов водоотведения. Для этого принято решение о создании единого областного "Водоканала", который должен проводить единую и комплексную техническую, экономическую и инвестиционную политику в этой сфере. За год он объединил более 50 предприятий водохозяйственного комплекса Подпорожского, Тихвинского, Сланцевского, Лужского, Выборгского, Лодейнопольского, части Бокситогорского, Всеволожского, Гатчинского, Кировского районов.
Конечно, было бы наивно полагать, что новая структура сразу же изменит качество воды, но по всем объектам "Ленводоканала" уже ведется оценка текущего состояния, формируются производственные программы для капитального ремонта, строительства и реконструкции объектов, организации и оснащения лабораторий контроля качества питьевой воды. Планируется закупка специальной техники и современного оборудования. В текущем году на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов водоснабжения и водоотведения из бюджета Ленинградской области выделено 2,3 млрд рублей. Работы по капитальному ремонту, строительству, реконструкции ведутся на 108 объектах. По итогам будут капитально отремонтированы 62 км сетей водоснабжения, 1,4 км сетей водоотведения, три водоочистных сооружения, пять артезианских скважин, канализационная насосная станция.
В 2018 году завершится реконструкция комплекса водозаборных и водоочистных сооружений Бокситогорска (1-й этап); в Мельниково построены новые водоочистные сооружения; в Рощино установлена обеззараживающая система водоснабжения (ультрафиолетовая очистка), а в Любани строится станция обезжелезивания. Кроме того, на канализационных очистных Кингисеппа установлено оборудование для химического удаления фосфора из сточных вод, а в Каменногорске введена в строй новая станция водоснабжения.
- Александр Юрьевич, в сети появился ролик, в котором вы собираете грибы... Удалось ли вам отдохнуть за лето и успели ли вы действительно сходить за грибами?
- В этом году за грибами не выбрался. Но в выходные удалось съездить на рыбалку. Рыбных мест выдавать не буду, но точно знаю: как и грибов, рыбы в Ленинградской области хватит и жителям, и туристам.